Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Мищукова Т.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ

Библиографическое описание: Мищукова Т.В. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазия» для 1-3 классов // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.

Планируемые результаты освоения программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

Приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду. Проведение художественных выставок.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления другими людьми, опыт проведения художественных акций в окружающем школу социуме.

«Ученик научится»

Личностные результаты:

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

Метапредметные результаты:

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художе-ственным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

- распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-при-кладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- создавать простые композиции на заданную тему;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творче-ского замысла;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

«Ученик получит возможность научиться»

Личностные результаты:

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- уважительно относиться к труду людей;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.

Метапредметные результаты:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Предметные результаты:

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.

Содержание программы внеурочной деятельности

1. Живопись

Первый год обучения. Начальные представления об осно вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави симости от характера его насыщения белой или чёрной крас кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, вырази тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер сонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают зву чание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подма лёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

2. Графика

Первый год обучения.

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Второй год обучения. Продолжение освоения вырази тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразитель ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.



Тематическое планирование

1 класс



п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Осень

1

В мире волшебных красок. Цветовой спектр. Рисуем радугу.

1

2

Теплые цвета. Золотые краски осеннего дерева.

1

3

Волшебные листья и ягоды – рисование декоративных листьев и ягод.

1

4

Чудо – платье – составление узора из листьев, цветов и ягод.

1

5

Техника рисования карандашом. Загадки с грядки – рисование по памяти овощей

1

6

Рисование по памяти фруктов.

1

7

Грибы: съедобные и несъедобные.

1

8

Рисование пейзажа. Осенний лес.

1

Зима

9

Красота снежинки. Узор на окне - декоративное рисование

1

10

Узор на рукавичке.

1

11

Зимняя сказка - рисование зимнего пейзажа.

1

12

Зимние забавы с друзьями

1

13

В гостях у Снежной королевы.

1

14

Красота лесной природы – рисование ветки ели и сосны.

1

15

В ожидании новогоднего праздника. Рисование елочных игрушек.

1

16

Наша новогодняя елка.

1

Весна

17

Таяние снега в лесу.

1

18

Ледоход на реке.

1

19

Весенняя капель.

1

20

Самая лучшая мама на свете

1

21

Прилет первых птиц. Скворечник.

1

22

Мы сажаем деревья.

1

23

Первый весенний цветок – подснежник.

1

24

Весенний день. Рисование весеннего пейзажа.

1

Лето

25

Одуванчик – солнечный цветок.

1

26

Корзина с незабудками.

1

27

Красивая бабочка - рисование насекомых.

1

28

Первая майская гроза.

1

29

Цветочная поляна.

1

30

Наши летние забавы.

1

31

Лето на реке.

1

32

Летний день. Рисование летнего пейзажа.

1

33

Итоговое занятие.

1



2 класс

№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Разнообразный мир растений

1

Полевые цветы. Ромашка.

1

2

Ландыш.

1

3

Колокольчик.

1

4

Садовые цветы. Василек.

1

5

Тюльпан.

1

6

Мимоза.

1

7

Кустарники. Смородина.

1

8

Рябина

1

Натюрморт

9

Правила рисования натюрморта. Рисование с натуры группы фруктов.

1

10

Рисование с натуры группы овощей.

1

11

Ваза с фруктами. Рисование карандашом.

1

12

Ваза с фруктами. Рисование в цвете.

1

13

Рисование вазы. Рисование карандашом.

1

14

Рисование вазы. Рисование в цвете.

1

15

Ваза с цветами. Рисование карандашом.

1

16

Ваза с цветами. Рисование в цвете.

1

Наши младшие друзья – животные

17

Морские животные. Рыбы.

1

18

Морской друг человека - дельфин.

1

19

Насекомые. Паук.

1

20

Птицы. Снегирь.

1

21

Дикие животные. Заяц.

1

22

Рисование белки.

1

23

Домашние животные. Котенок.

1

24

Друг человека. Собака.

1

В гостях у сказки

25

Веселый и грустный клоуны - сказочный мужской образ.

1

26

Сказочный дворец.

1

27

Избушка на курьих ножках.

1

28

Русские народные сказки. «Колобок».

1

29

Иллюстрирование сказки «Репка».

1

30

Иллюстрирование сказки «Маша и медведь».

1

31

Литературные сказки. Ш.Перро «Красная шапочка».

1

32

Мой любимый сказочный герой.

1

33

Рисование на свободную тему.

1

34

Итоговое занятие.

1

3 класс



п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Художественная роспись в России

1

Городецкая роспись

1

2

Полховско-Майданская роспись

1

3

Палехская роспись

1

4

Мезенская роспись

1

5

Жостовская роспись

1

6

Хохломская роспись

1

7

Гжель

1

Русские ремесла, ставшие промыслами

8

Дымковская игрушка

1

9

Филимоновская игрушка

1

Музыкальные инструменты

10

Барабан

1

11

Скрипка

1

12

Пианино

1

13

Гитара

1

14

Гармонь

Одежда

1

15

Шапка. Брюки

1

16

Сапоги

1

17

Свитер

1

18

Рубашка

1

19

Сарафан

1

20

Пальто

1

21

Куртка

1

Интерьер

22

Стол. Стул

1

23

Шкаф

1

24

Кровать

1

25

Диван. Кресло

1

26

Обои

1

27

В комнате

1

Посуда

28

Чашка

1

29

Блюдце

1

30

Чайник

1

31

Ложка. Вилка. Нож

1

32

Сахарница. Рафинад

1

33

Сервировка стола

1

34

Итоговое занятие

1

Библиографический список

1. Коротеева Е. И. «Смотрю на мир глазами художника» (Примерные программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А. Горского.-Изд.2-е, -М.: Просвещение, 2011.-111 с.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Сведения об авторе

Мищукова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13", Россия, г. Братск.