Библиографическое описание:
Паринова В.С. Сценарий мероприятия "Посиделки в русской избе" // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
Цель: формирование интереса и уважения к традициям и ремеслам на Руси.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся по истории русских традиций и ремесел,
-содействовать дальнейшему развитию художественно - прикладных навыков в традиционной деятельности русской культуры,
-способствовать формированию уважительного отношения к труду, к истории своей родины.
Оборудование: компьютер, мельтимедийное оборудование, предметы народного быта.
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Предварительная работа: проведение занятия на тему «Предметы народного быта», разучивание скороговорок, подготовка трафаретов ложек.
Место проведения: мероприятие проводится в историко-краеведческом музее «Истоки».
Ход мероприятия
Звучит русская народная музыка, входят гости.
Ведущий: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! А зовут меня – Хозяюшка.
Вопрос к обучающимся: Ребята, а вы знаете, почему Русь называют деревянной?
(ответы обучающихся)
Ведущий: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома?
(ответы обучающихся: изба)
Ведущий: Правильно! Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили наши предки и узнаем, чем они занимались и как развлекались.
Ведущий: А начнём мы свой рассказ об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались в чьей-либо избе на посиделки для развлечения и работы.
(выходят чтецы)
Чтец 1: Что за славный денек,
Собирается народ.
Будем петь и шутить,
Будем всех мы веселить
Чтец 2: Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить!
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в своей тарелке,
И пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас!
Ведущий: Дорогие гости, посмотрите, пожалуйста, на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, а вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. А в центре избы располагалась русская печь. Называли ее – печь-матушка.
Ведущий: Складывали печь из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили ее дровами – березовыми, ольховыми, потому что печка служила для обогрева избы. В ней готовили еду: щи, кашу, пекли пироги. А все хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно, чтобы приготовить обед и накормить семью. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Ведущий: Ребята, у нас в избе затерялись некоторые предметы, поможете мне их найти?
(ответы обучающихся: Да!)
Ведущий: А чтобы узнать, что за предмет мы с вами будем искать, слушайте загадку!
К низу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Ведущий: Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок спрятался.
(обучающиеся показывают)
3-й чтец/Ведущий: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.
Ведущий: А вот и следующая загадка!
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Ведущий: А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе?
(обучающиеся показывают)
4-й чтец/Ведущий: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
Ведущий: Молодцы, давайте искать следующий предмет!
Стоит бычок
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (самовар).
(обучающиеся показывают на самовар)
5-й чтец/Ведущий: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.
Ведущий: А у этого предмета вечерами собирались женщины и пряли пряжу. (прялка)
6-й чтец/Ведущий: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду.
(обучающиеся рассматривание прялки)
Ведущий: Слушайте следующую загадку!
Прячет бабушка – старушка,
Чтоб порядок был вокруг
В уголке своей избушки
Ветхий, старенький… (сундук)
(обучающиеся показывают на сундук)
Ведущий: Ребята, а сундук то не простой! В нем тоже что-то спряталось! Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру, которая называется: «угадай, что в сундучке».
(Ребенок закрывает глаза, берет из сундучка предмет и угадывает, что это такое)
(предметы в сундуке: ложка, лапоть, веретено, бусы, солонка, матрешка, полотенце, щётки, чуни)
Ведущий: В старину любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.
Давайте теперь послушаем, какие же небылицы подготовили нам ребята.
(обучающиеся в порядке очереди рассказывают небылицы)
Чтец 3 (7): Небылицы в лицах,
Сидят в темницах
Щёлкают орешки,
да говорят потешки.
Чтец (4) 8. Чепуха, чепуха,
Чтец (5) 9. Между небом и землей
Это просто враки!
Поросенок рылся
Куры съели петуха, -
И нечаянно хвостом
Говорят собаки.
К небу прицепился.
Чтец (6) 10. Сидит ежик на березе - Чтец (7) 11. На горе стоит телега,
Новая рубашечка,
Слезы капают с дуги.
На головке сапожок,
Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка.
Надевает сапоги.
Чтец (8) 12. Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота
Ведущий: Вот такие смешные небылицы придумывали на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет? Давайте я проверю. Если это бывает - то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.
(проводится игра)
Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.
Бабуля сказки говорит. Мальчишки утром умываются.
Снег летом выпадает. Есть в книжках картинки.
Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки.
Бывает озеро из молока. Конфеты растут на грядке.
Плывут по небу облака. Девчата любят шоколадки.
Ведущий: Молодцы, ребята!
Ведущий: Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Давайте и мы попробуем!
(Всего 14 скороговорок. Желающим раздается по одной. Обучающимся предлагается минута, чтобы прочитать про себя скороговорку. По истечению времени, начинается состязание)
Ведущий: Кто самый смелый?
(Обучающиеся выходят на середину зала)
Прочтение скороговорок.
Ведущий: На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как бы не было трудно, всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы с вами посмотрим на самых умных, да смекалистых.
Ведущий: Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
ЗАГАДКИ
Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).
Сама не ест, а всех кормит (ложка).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).
Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем (пальцы).
Два брюшка, четыре ушка (подушка).
С хвостом, а не мышь (клубок ниток).
Ведущий: Но не только рассказывали небылицы и отгадывали загадки наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр.
(По желанию проводится либо «Ручеек» либо «Золотые ворота»)
Игра «Золотые ворота»
Правило: трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь "воротами".
Другая часть детей выстраиваются в "цепочку" под песню. Впереди стоящий в цепочке водит их в "ворота", Как песня заканчивается "ворота" опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к "воротам". Снова поют песню и оставшиеся дети в "цепочке" проделывают то же самое. Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих, которые по желанию становятся "воротами", а стоящие в "воротах" начинают ходить "цепочкой". Игра в этом случае продолжается.
Игра «Ручеек»
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
Ведущий: Молодцы, ребята! Повеселились на славу!
Ведущий: Не только для развлечения собирался по вечерам народ. Взрослые в старину приучали детей к труду, начиная с 5 лет. Дети старались во всем помогать взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. А самым талантливым и послушным доверяли роспись посуды. Посмотрите, пожалуйста, на эту посуду.
Вопрос к обучающимся: Как вы думаете, из чего она сделана? (из дерева и глины).
(ответы обучающихся)
Ведущий: Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская или городецкая роспись).
(ответы обучающихся)
Ведущий: Верно! Давайте мы тоже себя почувствуем маленькими мастерами!
Воспитанникам раздаются трафареты деревянной ложки. Обучающиеся раскрашивают трафарет.
Ведущий: Ну, что же, ребята пришло время заканчивать наши посиделки.
Было ли вам весело? (да)
Было ли интересно? (да)
Придете еще? (да)
Паринова В.С. Сценарий мероприятия "Посиделки в русской избе" // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
Цель: формирование интереса и уважения к традициям и ремеслам на Руси.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся по истории русских традиций и ремесел,
-содействовать дальнейшему развитию художественно - прикладных навыков в традиционной деятельности русской культуры,
-способствовать формированию уважительного отношения к труду, к истории своей родины.
Оборудование: компьютер, мельтимедийное оборудование, предметы народного быта.
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Предварительная работа: проведение занятия на тему «Предметы народного быта», разучивание скороговорок, подготовка трафаретов ложек.
Место проведения: мероприятие проводится в историко-краеведческом музее «Истоки».
Ход мероприятия
Звучит русская народная музыка, входят гости.
Ведущий: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! А зовут меня – Хозяюшка.
Вопрос к обучающимся: Ребята, а вы знаете, почему Русь называют деревянной?
(ответы обучающихся)
Ведущий: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома?
(ответы обучающихся: изба)
Ведущий: Правильно! Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили наши предки и узнаем, чем они занимались и как развлекались.
Ведущий: А начнём мы свой рассказ об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались в чьей-либо избе на посиделки для развлечения и работы.
(выходят чтецы)
Чтец 1: Что за славный денек,
Собирается народ.
Будем петь и шутить,
Будем всех мы веселить
Чтец 2: Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить!
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в своей тарелке,
И пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас!
Ведущий: Дорогие гости, посмотрите, пожалуйста, на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, а вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. А в центре избы располагалась русская печь. Называли ее – печь-матушка.
Ведущий: Складывали печь из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили ее дровами – березовыми, ольховыми, потому что печка служила для обогрева избы. В ней готовили еду: щи, кашу, пекли пироги. А все хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно, чтобы приготовить обед и накормить семью. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Ведущий: Ребята, у нас в избе затерялись некоторые предметы, поможете мне их найти?
(ответы обучающихся: Да!)
Ведущий: А чтобы узнать, что за предмет мы с вами будем искать, слушайте загадку!
К низу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Ведущий: Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок спрятался.
(обучающиеся показывают)
3-й чтец/Ведущий: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.
Ведущий: А вот и следующая загадка!
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Ведущий: А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе?
(обучающиеся показывают)
4-й чтец/Ведущий: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
Ведущий: Молодцы, давайте искать следующий предмет!
Стоит бычок
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (самовар).
(обучающиеся показывают на самовар)
5-й чтец/Ведущий: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.
Ведущий: А у этого предмета вечерами собирались женщины и пряли пряжу. (прялка)
6-й чтец/Ведущий: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду.
(обучающиеся рассматривание прялки)
Ведущий: Слушайте следующую загадку!
Прячет бабушка – старушка,
Чтоб порядок был вокруг
В уголке своей избушки
Ветхий, старенький… (сундук)
(обучающиеся показывают на сундук)
Ведущий: Ребята, а сундук то не простой! В нем тоже что-то спряталось! Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру, которая называется: «угадай, что в сундучке».
(Ребенок закрывает глаза, берет из сундучка предмет и угадывает, что это такое)
(предметы в сундуке: ложка, лапоть, веретено, бусы, солонка, матрешка, полотенце, щётки, чуни)
Ведущий: В старину любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.
Давайте теперь послушаем, какие же небылицы подготовили нам ребята.
(обучающиеся в порядке очереди рассказывают небылицы)
Чтец 3 (7): Небылицы в лицах,
Сидят в темницах
Щёлкают орешки,
да говорят потешки.
Чтец (4) 8. Чепуха, чепуха,
Чтец (5) 9. Между небом и землей
Это просто враки!
Поросенок рылся
Куры съели петуха, -
И нечаянно хвостом
Говорят собаки.
К небу прицепился.
Чтец (6) 10. Сидит ежик на березе - Чтец (7) 11. На горе стоит телега,
Новая рубашечка,
Слезы капают с дуги.
На головке сапожок,
Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка.
Надевает сапоги.
Чтец (8) 12. Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота
Ведущий: Вот такие смешные небылицы придумывали на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет? Давайте я проверю. Если это бывает - то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.
(проводится игра)
Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.
Бабуля сказки говорит. Мальчишки утром умываются.
Снег летом выпадает. Есть в книжках картинки.
Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки.
Бывает озеро из молока. Конфеты растут на грядке.
Плывут по небу облака. Девчата любят шоколадки.
Ведущий: Молодцы, ребята!
Ведущий: Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Давайте и мы попробуем!
(Всего 14 скороговорок. Желающим раздается по одной. Обучающимся предлагается минута, чтобы прочитать про себя скороговорку. По истечению времени, начинается состязание)
Ведущий: Кто самый смелый?
(Обучающиеся выходят на середину зала)
Прочтение скороговорок.
Ведущий: На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как бы не было трудно, всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы с вами посмотрим на самых умных, да смекалистых.
Ведущий: Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
ЗАГАДКИ
Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).
Сама не ест, а всех кормит (ложка).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).
Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем (пальцы).
Два брюшка, четыре ушка (подушка).
С хвостом, а не мышь (клубок ниток).
Ведущий: Но не только рассказывали небылицы и отгадывали загадки наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр.
(По желанию проводится либо «Ручеек» либо «Золотые ворота»)
Игра «Золотые ворота»
Правило: трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь "воротами".
Другая часть детей выстраиваются в "цепочку" под песню. Впереди стоящий в цепочке водит их в "ворота", Как песня заканчивается "ворота" опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к "воротам". Снова поют песню и оставшиеся дети в "цепочке" проделывают то же самое. Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих, которые по желанию становятся "воротами", а стоящие в "воротах" начинают ходить "цепочкой". Игра в этом случае продолжается.
Игра «Ручеек»
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
Ведущий: Молодцы, ребята! Повеселились на славу!
Ведущий: Не только для развлечения собирался по вечерам народ. Взрослые в старину приучали детей к труду, начиная с 5 лет. Дети старались во всем помогать взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. А самым талантливым и послушным доверяли роспись посуды. Посмотрите, пожалуйста, на эту посуду.
Вопрос к обучающимся: Как вы думаете, из чего она сделана? (из дерева и глины).
(ответы обучающихся)
Ведущий: Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская или городецкая роспись).
(ответы обучающихся)
Ведущий: Верно! Давайте мы тоже себя почувствуем маленькими мастерами!
Воспитанникам раздаются трафареты деревянной ложки. Обучающиеся раскрашивают трафарет.
Ведущий: Ну, что же, ребята пришло время заканчивать наши посиделки.
Было ли вам весело? (да)
Было ли интересно? (да)
Придете еще? (да)