Библиографическое описание:
Родионова Ю.А. Наглядность как средство формирования грамматического навыка в процессе изучения иностранного языка // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.
В статье обоснована проблема и актуальность формирования грамматического навыка у обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Проанализированы результаты диагностики на сформированность грамматического навыка. Авторы раскрывают возможности наглядности как средства для формирования грамматического навыка. Предложен комплекс заданий и материала для объяснения, направленный на формирование грамматического навыка.
Ключевые слова: иностранный язык, грамматический навык, наглядность, коммуникативная компетенция.
Введение нашей страны в глобальное сообщество критически ставит проблему обучения иностранным языкам. Поэтому, очень важно, чтобы люди или большинство людей овладели иностранными языками, так как это является средством интернационального общения. Обучение иностранному языку предполагает освоение такими важными сторонами как: грамматика, фонетика, лексика, письменная и устная речь.
Грамматика, по мнению многих ученых, считается одним из основных аспектов при обучении иностранному языку. Знание грамматики является основой владения иностранным языков, поэтому важно уже с самого начала изучения иностранного языка уделить особое внимание грамматике. При обучении грамматике важно учитывать возрастные и психологические особенности развития обучающихся. Наглядность как средство обучения является неотъемлемым элементом учебного процесса, начиная с младшего школьного возраста. Известно, что от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека напрямую зависит эффективность обучения, то есть материал прочнее усваивается, если чувственные восприятия преподносимой информации разнообразны. Кроме того, наглядность повышает эффективность обучения, и более того, облегчает этот процесс младшим школьникам, вызывая больший интерес к изучаемому языку. Роль наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность детей, их волю, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение.
Данной проблеме уделяли большое внимание множество ученых и методистов. Так например, Х. Пальмера разработал метод подстановочных таблиц, благодаря которому младшие школьники легче воспринимали новый материал. В своих трудах, а именно, «Примитивной грамматике для изучающих иностранный язык» Р.К. Миньяр-Белоручев приводит целый ряд интересных упражнений для формирования грамматического навыка. А известные педагоги, такие как: И.Н. Верещагина и М.З. Биболетова утверждают, что дети младшего школьного возраста имеют хорошую память и рекомендуют при обучении использовать готовые грамматические образцы, при помощи которых он быстро научатся составлять собственные высказывания.
При контент-анализе методической литературы можно выявить следующие определения термина «грамматический навык»:
- автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи [1, с.53].
- способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем, все это – мгновенно [3, c.164].
Владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка. В качестве основных особенностей грамматического навыка выделяют автоматизм, безошибочность выполнения, сознательность, низкий уровень напряженности выполнения действия.
Главной целью обучения младшего школьника грамматическому навыку является формирование у него рецептивных и речевых грамматических навыков. Это значит, что учащиеся могут определять грамматические явления при чтении и аудировании для получения необходимой информации (рецептивные грамматические навыки), а также использовать определенные грамматические модели в говорении и на письме (речевые грамматические навыки).
Опираясь на труды И.Н. Верещагиной и М.З. Биболетовой, можем отметить, что в период младшего школьного возраста начинает интенсивно развиваться память. Однако, В.А. Артемов полагает, что такое развитие двойственно. То есть процесс логического, смыслового запоминания становится более значимым, а ученик начинает контролировать свою память и процессы, связанные с ней. Только это происходит постепенно, например, в первом и втором классах у учеников преобладают наглядно-образная и механическая память [2, c.120]. Младший школьник способен быстро и легко запомнить любую представленную информацию в различных изображениях, схемах, но при этом вряд ли поймут и воспримут с первого раза объяснение теоретического понятия.
Успешность в формировании грамматического навыка обеспечивается созданием полисенсорной среды, то есть необходимо использовать графические, звуковые, вербальные и невербальные средства на уроках иностранного языка. Подобное восприятие информации по разным каналам позволяет детям успешно овладевать грамматическими знаниями, навыками и умениями. В связи с современными тенденциями применения аудиовизуальных средств обучения иностранному языку возник вопрос о психологической природе и роле наглядности, уровень изученности которого до сих пор остается недостаточным, что подчеркивает актуальность настоящего исследования.
Наглядность направлена на установление связей между понятиями и способствует развитию критического и логического мышления у обучающихся всех возрастов [4].
Этап объяснения нового грамматического материала весьма значителен для младших школьников, так как в иностранном языке существует множество явлений, которые не свойственны родного языку. Но, несмотря на это, даже самый тяжелый для понимания материал может восприниматься легко и интересно, если при подачи нового материала на уроке учитель будет использовать яркую, красочную наглядность и разнообразные игровые приемы, которые воздействуют на эмоциональную сферу младших школьников и вызывают у них положительную мотивацию к изучению иностранного языка. На практике было подтверждено и не раз, что разнообразные символы, изображения, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение младших школьников к иностранному языку как учебному предмету, способствуют развитию наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Нами проводилось исследование уровня сформированности грамматического навыка у младших школьников. Данная работа была осуществлена на базе МОБУ «Средняя образовательная школа №11» г. Оренбурга в 3 «Б» классе. В исследовании приняли 14 учащихся.
Все задания диагностики направлены на отработку и проверку знаний и умений по двум временам, а именно: «Present Simple Tense» и «Present Сontinuous Tense», а так же проверить насколько учащиеся хорошо знают порядок слов в предложениях. В первом и втором заданиях учащимся предлагалось правильно перевести предложение на русский язык и наоборот; в третьем – узнать, какое время в предложении и после этого вставить правильную форму вспомогательного глагола (do/does или am/is/are); в четвертом задании – правильно определить тип предложения и составить предложение из данных слов; в пятом – правильному подчеркнуть форму глагола или вспомогательного глагола.
Оценка выполнения работы осуществлялась по следующим критериям: владение грамматическими конструкциями, знание формы грамматического явления и грамотность.
Сформированность грамматического навыка младших школьников мы анализировали по следующим уровням:
1. высокий уровень – правильное употребление грамматического явления, ученик правильно объясняет выбор грамматического явления (владение грамматическими конструкциями); правильное построение грамматической формы и умение правильно определить грамматическую форму в контексте (знание формы грамматического явления); не допускает или допускает минимальное количество грамматических ошибок и правильно образовывает формы и употребляет их в определенных ситуациях (грамотность);
2. средний уровень – испытывает некоторые сложности при употреблении грамматического явления, ученик не точно объясняет выбор грамматического явления (владение грамматическими конструкциями); испытывает сложности при построении грамматической формы и ее определении в контексте (знание формы грамматического явления); допускает незначительное количество грамматических ошибок и не всегда правильно образовывает формы и употребляет их в определенных ситуациях (грамотность);
3. низкий уровень – неправильное употребление грамматического явления, ученик не может объяснить выбор грамматического явления (владение грамматическими конструкциями); не может построить грамматическую форму и определить ее в контексте (знание формы грамматического явления); допускает большое количество грамматических ошибок и неправильно образовывает формы и употребляет их в определенных ситуациях (грамотность).
По результатам диагностики выявлено, что грамматическим навыком на низком уровне владеют 28% учащихся, у 44% - средний уровень и 28% показали высокий уровень овладения грамматическим навыком.
Таким образом, можем сказать, что у большинства детей средний уровень сформированности грамматического навыка, но есть дети с низким уровнем. Так же можем отметить, что у детей есть сложности в определении и употреблении грамматических явлений, а так же построений грамматических форм, что показывает о неполном и недостаточном уровне сформированности грамматического навыка.
На основе анализа полученных данных, мы выделили условия использования наглядности как средства обучения грамматике при изучении иностранного языка:
- доступность (как визуальная, так и доступность понимания);
- сопровождение наглядного средства объяснениями;
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- соответствие содержанию обучения.
Список литературы:
1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам, Москва: Просвещение, 1969. – 279 с.
3. Пассов, Е.И. Коммуникативность обучения - в практику школы Е.И. Пассов, - М.: "Просвещение". - 1987. - 132 с.
4. Течинова, А.М. Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык» / А.М. Течинова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. - №6 (49).
Родионова Ю.А. Наглядность как средство формирования грамматического навыка в процессе изучения иностранного языка // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.
В статье обоснована проблема и актуальность формирования грамматического навыка у обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Проанализированы результаты диагностики на сформированность грамматического навыка. Авторы раскрывают возможности наглядности как средства для формирования грамматического навыка. Предложен комплекс заданий и материала для объяснения, направленный на формирование грамматического навыка.
Ключевые слова: иностранный язык, грамматический навык, наглядность, коммуникативная компетенция.
Введение нашей страны в глобальное сообщество критически ставит проблему обучения иностранным языкам. Поэтому, очень важно, чтобы люди или большинство людей овладели иностранными языками, так как это является средством интернационального общения. Обучение иностранному языку предполагает освоение такими важными сторонами как: грамматика, фонетика, лексика, письменная и устная речь.
Грамматика, по мнению многих ученых, считается одним из основных аспектов при обучении иностранному языку. Знание грамматики является основой владения иностранным языков, поэтому важно уже с самого начала изучения иностранного языка уделить особое внимание грамматике. При обучении грамматике важно учитывать возрастные и психологические особенности развития обучающихся. Наглядность как средство обучения является неотъемлемым элементом учебного процесса, начиная с младшего школьного возраста. Известно, что от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека напрямую зависит эффективность обучения, то есть материал прочнее усваивается, если чувственные восприятия преподносимой информации разнообразны. Кроме того, наглядность повышает эффективность обучения, и более того, облегчает этот процесс младшим школьникам, вызывая больший интерес к изучаемому языку. Роль наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность детей, их волю, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение.
Данной проблеме уделяли большое внимание множество ученых и методистов. Так например, Х. Пальмера разработал метод подстановочных таблиц, благодаря которому младшие школьники легче воспринимали новый материал. В своих трудах, а именно, «Примитивной грамматике для изучающих иностранный язык» Р.К. Миньяр-Белоручев приводит целый ряд интересных упражнений для формирования грамматического навыка. А известные педагоги, такие как: И.Н. Верещагина и М.З. Биболетова утверждают, что дети младшего школьного возраста имеют хорошую память и рекомендуют при обучении использовать готовые грамматические образцы, при помощи которых он быстро научатся составлять собственные высказывания.
При контент-анализе методической литературы можно выявить следующие определения термина «грамматический навык»:
- автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи [1, с.53].
- способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем, все это – мгновенно [3, c.164].
Владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка. В качестве основных особенностей грамматического навыка выделяют автоматизм, безошибочность выполнения, сознательность, низкий уровень напряженности выполнения действия.
Главной целью обучения младшего школьника грамматическому навыку является формирование у него рецептивных и речевых грамматических навыков. Это значит, что учащиеся могут определять грамматические явления при чтении и аудировании для получения необходимой информации (рецептивные грамматические навыки), а также использовать определенные грамматические модели в говорении и на письме (речевые грамматические навыки).
Опираясь на труды И.Н. Верещагиной и М.З. Биболетовой, можем отметить, что в период младшего школьного возраста начинает интенсивно развиваться память. Однако, В.А. Артемов полагает, что такое развитие двойственно. То есть процесс логического, смыслового запоминания становится более значимым, а ученик начинает контролировать свою память и процессы, связанные с ней. Только это происходит постепенно, например, в первом и втором классах у учеников преобладают наглядно-образная и механическая память [2, c.120]. Младший школьник способен быстро и легко запомнить любую представленную информацию в различных изображениях, схемах, но при этом вряд ли поймут и воспримут с первого раза объяснение теоретического понятия.
Успешность в формировании грамматического навыка обеспечивается созданием полисенсорной среды, то есть необходимо использовать графические, звуковые, вербальные и невербальные средства на уроках иностранного языка. Подобное восприятие информации по разным каналам позволяет детям успешно овладевать грамматическими знаниями, навыками и умениями. В связи с современными тенденциями применения аудиовизуальных средств обучения иностранному языку возник вопрос о психологической природе и роле наглядности, уровень изученности которого до сих пор остается недостаточным, что подчеркивает актуальность настоящего исследования.
Наглядность направлена на установление связей между понятиями и способствует развитию критического и логического мышления у обучающихся всех возрастов [4].
Этап объяснения нового грамматического материала весьма значителен для младших школьников, так как в иностранном языке существует множество явлений, которые не свойственны родного языку. Но, несмотря на это, даже самый тяжелый для понимания материал может восприниматься легко и интересно, если при подачи нового материала на уроке учитель будет использовать яркую, красочную наглядность и разнообразные игровые приемы, которые воздействуют на эмоциональную сферу младших школьников и вызывают у них положительную мотивацию к изучению иностранного языка. На практике было подтверждено и не раз, что разнообразные символы, изображения, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение младших школьников к иностранному языку как учебному предмету, способствуют развитию наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Нами проводилось исследование уровня сформированности грамматического навыка у младших школьников. Данная работа была осуществлена на базе МОБУ «Средняя образовательная школа №11» г. Оренбурга в 3 «Б» классе. В исследовании приняли 14 учащихся.
Все задания диагностики направлены на отработку и проверку знаний и умений по двум временам, а именно: «Present Simple Tense» и «Present Сontinuous Tense», а так же проверить насколько учащиеся хорошо знают порядок слов в предложениях. В первом и втором заданиях учащимся предлагалось правильно перевести предложение на русский язык и наоборот; в третьем – узнать, какое время в предложении и после этого вставить правильную форму вспомогательного глагола (do/does или am/is/are); в четвертом задании – правильно определить тип предложения и составить предложение из данных слов; в пятом – правильному подчеркнуть форму глагола или вспомогательного глагола.
Оценка выполнения работы осуществлялась по следующим критериям: владение грамматическими конструкциями, знание формы грамматического явления и грамотность.
Сформированность грамматического навыка младших школьников мы анализировали по следующим уровням:
1. высокий уровень – правильное употребление грамматического явления, ученик правильно объясняет выбор грамматического явления (владение грамматическими конструкциями); правильное построение грамматической формы и умение правильно определить грамматическую форму в контексте (знание формы грамматического явления); не допускает или допускает минимальное количество грамматических ошибок и правильно образовывает формы и употребляет их в определенных ситуациях (грамотность);
2. средний уровень – испытывает некоторые сложности при употреблении грамматического явления, ученик не точно объясняет выбор грамматического явления (владение грамматическими конструкциями); испытывает сложности при построении грамматической формы и ее определении в контексте (знание формы грамматического явления); допускает незначительное количество грамматических ошибок и не всегда правильно образовывает формы и употребляет их в определенных ситуациях (грамотность);
3. низкий уровень – неправильное употребление грамматического явления, ученик не может объяснить выбор грамматического явления (владение грамматическими конструкциями); не может построить грамматическую форму и определить ее в контексте (знание формы грамматического явления); допускает большое количество грамматических ошибок и неправильно образовывает формы и употребляет их в определенных ситуациях (грамотность).
По результатам диагностики выявлено, что грамматическим навыком на низком уровне владеют 28% учащихся, у 44% - средний уровень и 28% показали высокий уровень овладения грамматическим навыком.
Таким образом, можем сказать, что у большинства детей средний уровень сформированности грамматического навыка, но есть дети с низким уровнем. Так же можем отметить, что у детей есть сложности в определении и употреблении грамматических явлений, а так же построений грамматических форм, что показывает о неполном и недостаточном уровне сформированности грамматического навыка.
На основе анализа полученных данных, мы выделили условия использования наглядности как средства обучения грамматике при изучении иностранного языка:
- доступность (как визуальная, так и доступность понимания);
- сопровождение наглядного средства объяснениями;
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- соответствие содержанию обучения.
Список литературы:
1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам, Москва: Просвещение, 1969. – 279 с.
3. Пассов, Е.И. Коммуникативность обучения - в практику школы Е.И. Пассов, - М.: "Просвещение". - 1987. - 132 с.
4. Течинова, А.М. Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык» / А.М. Течинова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. - №6 (49).