Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Ямаева С.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Ямаева С.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.

Мир с каждым годом становится более наполненным и насыщенным информацией. Это способствовало тому, что появились новые параметры обучения и воспитания, способствующие переосмыслению традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Современные требования таковы, что с каждым днём наши дети сталкиваются с большим количеством задач, которые требуется не только решить, но и найти правильное решение. И перед учителем ставятся новые задачи: научить учащегося делать выводы, систематизировать полученные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию и применять их в повседневной жизни. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это способность решать стандартные повседневные задачи в различных жизненных ситуациях на основе преимущественно прикладных знаний.

Функционально грамотный человек обладает следующими признаками:

- самостоятельный;

- познающий и умеющий жить среди людей;

- обладающий определёнными качествами;

- ключевыми компетенциями (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать).

Для того, чтобы быть функционально грамотной личностью учащийся должен прежде всего уметь работать с полученной информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и применять знания на собственном опыте. Все данные умения и знания, способствующие развитию функциональной грамотности, формируются в рамках всех школьных предметов.

В своей работе в 3 классе я применяю следующие приёмы и формы работы:

Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному; умение составить небольшой сюжетный рассказ.

Учебный предмет «Русский язык» способствует формированию языковой функциональной грамотности учащихся начальных классов. Эффективными приёмами работы являются: поиск учащимися намеренно допущенных ошибок учителем, письмо по памяти, составление опорных текстов по новому материалу, знакомство с правилом в ситуации орфографического затруднения.

Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии. На уроках математики можно использовать следующие формы работы: решении задач, работа с диаграммами, чертежами, таблицами, самостоятельное составление задач, составление и решение обратных задач, решение логических задач, использование приёма сравнения задач и их решений.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Приемы, которые можно использовать на уроках окружающего мира: организация групповой работы, работа над кроссвордами, ребусами, дополнительный материал к урокам в форме сообщений, творческие задания, проектная деятельность.

Таким образом, функциональная грамотность является важным условием успешной адаптации школьников к условиям современного мира. Поэтому, работа учителя должна способствовать формированию и развитию функциональной грамотности учащихся, посредством использования современных форм, приёмов и методов обучения.

Библиографический список

1.) Бунеев, Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

2.) Кленова И.В. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики [электронный ресурс] / И.В.Кленова. – Режим доступа: https://урок.рф/library/sbornik_zadanij_po_formirovaniyu_funktcionalnoj_gr a_005 146.html, свободный.