учитель начальных классов
Быкова Светлана Ивановна
учитель начальных классов
Андреева Ирина Борисовна
учитель начальных классов
МКОУ «Тресоруковская СОШ», село Тресоруково, Лискинский район, Воронежская область
Образовательные стандарты второго поколения несут с собой принципиально новые положения о целях, содержании; условиях реализации образовательных программ, об оценке результативности образовательного процесса, о методах, отражающих системно-деятельностный подход к преподаванию учебных дисциплин, об особенностях современного подхода к воспитанию и социализации младших школьников.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
Перед учителем встает ряд задач, требующих не стандартного педагогического решения:
а) создать условия для обретения ориентиров в образовательном информационном поле (и не только в нем);
б) научить (и научиться) за короткий промежуток времени ос ваивать, преобразовывать и использовать в практической деятель ности огромные массивы информации;
в) организовать процесс обучения так, чтобы ребенок (и учи тель как соучастник, сотворец педагогического действа) активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего тру да и мог их оценить.
Нам видится решение этих задач в тонком и точном вживле нии в ткань урока тщательно продуманной и выверенной (по зако нам построения современного мультимедийного урока) методики применения средств ИКТ. [1, с.6]
Сложность современного содержания образования составля ют, с одной стороны, возрастные и психологические особенности, состояние здоровья сегодняшних младших школьников, а с другой - новые технологии обучения, которые настоятельно требуют подачи знаний в форме, понятной и увлекательной для малыша. Конечно, вы догадались, что речь идет об игровой форме освоения учебного материала, или так называемых дидактических играх.Игра стано вится дидактической в том случае, если ее цель выходит за рамки самой себя (в обычной жизни ребенок играет ради самой игры) и требует теперь от ученика решения учебных задач и выполнения определенных действий.
В зависимости от основного содержания игровых действий, все игры, используемые в дидактических целях, можно разделить на следующие виды.
1. Учебный материал облекается в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождении ошибок в словах. В данном случае выполняются обычные учебные действия: дети считают, вспоминают даты, исправляют ошибки, но выполняют эти действия в игре.
2. Дидактический материал вводится как элемент в учебную деятельность, которая является и по форме, и по содержанию основной. Например, это игра-драматизация со сказочным сюжетом. Дети играют роль Незнайки, Буратино, Веселого Гнома, упражняются в счете, узнают сведения из истории, биологии, литературы.
3. Творческие игры используются для расширения знаний детей, для развития способностей самостоятельного приобретения знаний и использования их в новых ситуациях.
4. Игры при проверке знаний. Команды получают сказочные или фантастические названия. Выбирается жюри, арбитры или экс перты. В структуру урока включаются другие игровые символы.
5. Соревнования, конкурсы, игры-драматизации, игры-имитации, ролевые учебные игры, собственно компьютерные логические, тематические, предметные, развивающие игры. [1, с.7]
Развивающие игры помогут учащимся, с одной стороны, усвоить изучаемый материал, а с другой — снимут напряжение и усталость.
В игре для ре бенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, что бы окунуться с младшими школьниками в игровуюдеятельность.
Развивающие игры бывают следующих направлений:
· по снятию мышечного напряжения;
· упражнения на релаксацию;
· по обучению навыкам общения; по воспитанию пра вильного дыхания, развитию голоса, речи;
· по воспитанию опреде ленных черт характера, волевых качеств;
· по развитию познаватель ных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
· по раз витию творческих способностей школьников.
Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкульт минутки, в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способ ствуют развитию координации движений, но и развивают вообра жение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника. Без поло жительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятель ности. [2, с.5]
Для младших школьников подбираются несложные по содержанию игры, соответствующие уровню их физического, умственного развития.
Это, несомненно, даст заметный эффект в развитии детей, а также, расширяя творческие возможности, улучшая эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения. [2, с.6]
Уважаемые коллеги! Научитесь играть со своими воспитанниками на уроках, на переменах, после уроков, в свободное время, в выходные дни… Играйте с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.-М.: Планета, 2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) / В.И.Ковалько.- М.: Эксмо, 2007 /