Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Валегжанина Т.Е. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Библиографическое описание:
Валегжанина Т.Е. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Современная начальная школа. 2023. № 1 (44). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/44.pdf.

На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективность изучения программного материала и, по возможности, способствовало усвоению этого материала.

В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением.

Учителя начальных классов Лизунов Сергей Александрович и Лизунова Галина Сергеевна разработали тетрадь для творческих работ. УМК Школа России.

Данные пособия рекомендуется использовать непосредственно на уроках русского языка. Задания можно использовать на различных этапах урока, а также можно посвятить работе с тетрадью отдельный урок. На страницах тетради предусмотрена самооценка учеником выполненных заданий. Некоторые задания можно задавать домой. Работая с тетрадью, учащиеся совершенствуют навыки, полученные в предыдущих классах. Тетрадь содержит все виды работ, которые встречались в 1,2 и 3 классах.

Также Лизунов Сергей Александрович активно использует в своей профессиональной деятельности создание проектов. Например, проект «Исследование одного слова». УМК: любой. Ребенок выбирает 1 слово и исследует как оно "живет" в произведениях фольклора, в сказках, рассказах, в произведениях изобразительного искусства и т.п. Цель данного проекта: организовать деятельность учащихся по развитию умения исследовать слово по заданной схеме. При работе над проектом учащиеся работают со всеми видами словарей, со справочной и энциклопедической литературой, с устным и письменным творчеством. Для успешного выполнения исследования педагог предлагает использовать примерный план, своеобразные «шаги». Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе. Свою работу учащиеся оформляют в виде рукописной книги, используя различные материалы на свое усмотрение.

Схема-план

1. Слово… и его лексические значения (в толковом словаре).

2. История происхождения слова (в этимологическом словаре)

3. Слово… и «слова-родственники» (однокоренные).

4. Слово… и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).

5. Слово… и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).

6. Слово…во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).

7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.

8. Слово…в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях

9. Слово…в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе, в стихах русских и советских поэтов).

10. Слово…в названиях газет, журналов, в рекламе.

11. Слово…в названиях картин художников.

12. Слово…в названиях художественных фильмов.

13. Слово…в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

14. Слово…в иллюстрациях, рисунках.

На создание данного проекта отводится месяц. По окончанию работы проводиться защита своих проектов, выставка рукописных книг, награждение за лучшую работу.

Также учащиеся совместно с педагогом создают интерактивную папку или «Лэпбук» на тему словари. УМК: любой.

Лэпбук (интерактивная папка) - это форма организации учебного материала, позволяющая его систематизировать, закреплять, повторять. Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на взгляд педагога, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме. Данная форма организации материала позволяет привлечь к работе учащихся и их родителей. Лэпбук по теме «Словари» содержит различные задания, основная задача которых – развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса. Лэпбук может содержать фразеологизмы, правила работы со словарем, информацию о разных видах словарей, словарные слова, ребусы, загадки, кроссворды, мини-книжки и другой материал.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития лексического запаса детей.

Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход игры:

Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игровой прием «Найди лишнее слово»

Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов.

Можно построить урок знакомства с новыми словами в форме путешествия Урок в такой нетрадиционной форме вызывает очень большой интерес у учащихся и способствует более легкому и прочному запоминанию слов, а также применению их в собственной речи.

При работе над закреплением значения слов используются различные лексические упражнения.

Например:

1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

1) молодая осина;

2) осиновый лес;

3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

2. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно — гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.

В своей работе Лизунов Сергей Александрович использует различные способы обогащения словаря младших школьников, разрабатывает собственные пособия, ведет активную работу по развитию речи, творческого воображения и прививает любовь к родному русскому слову.

На этапе первичного закрепления учащимся было предложено задание заменить выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами, записать их в тетрадь.

1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

2.Сстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.

3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

4.Гсти должны были прийти всамое ближайшее время.

5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).

При выполнении этого задания использовался способ – подбор синонимов.

Также на этапе первичного закрепление учащимся было дано задание, объяснить значение фразеологизма пользуясь словариков в конце учебника, составить предложение с фразеологизмом на выбор. Получились следующие предложения:

1. На уроке математики Дима постоянно считает ворон.

2. Моя подруга всегда делает из мухи слона.

3. Мой папа крутится как белка в колесе.

4. Мы с братом живём как кошка с собакой.

При выполнении этого задания использовались следующие способы: введение слова в собственный контекст, работа со словариком в конце учебника.

При выполнении этого задания использовались следующие способы: работа со словариком в конце учебника, введение слова в собственный контекст.

Урок на тему «Суффикс».

На этапе актуализации знаний было дано задание: «Прочитай стихотворение. Определи значения слов стая и стадо, чтобы это соответствовало объяснению, данному в стихотворении. Попробуй сочетать эти слова с названиями различных животных. Прав ли автор? Уточни толкование (разъяснение) значения этих слов и проверь свои выводы по толковому словарю С.И. Ожегова. Составь предложения со словами «стадо» и «стая»».

Чем отличается стадо от стаи?

Стадо пасется. А стая летает.

Стая гусей улетает на юг.

А стадо гусей ковыляет на луг.

В этом отличие стаи от стада.

Это запомнить, как следует надо!

А. Усачев

Получились следующие предложения:

1.Стая птиц улетает на юг.

2.Стадо коров пасётся ну лугу.

3.Стая перелетных птиц парила в небе.

При выполнении этого задания использовались следующие способы: работа со словарём, введение слова в собственный контекст, объяснение значений слова через контекст, сопоставление слов с целью выяснения различий.

На этапе первичного закрепления было дано задание прочитать отрывок из произведения Г.Б. Остера и объяснить, почему герои не поняли друг друга.

А твоя бабушка какая? – спросила мартышка

Она такая…, такая – сказал удав, вглядываясь вдаль, – очень хвастливая?!

Хвастливая? – удивилась мартышка.

Нет! – обиделся удав. – Ничего она не хвастливая. Просто у нее хвост очень длинный.

Как у тебя?

Длиннее. И от этого она очень хвастливая.

При объяснении лексического значения каждого слова понимаем:

любит хвастаться – хвастливая

имеет очень длинный хвост – хвостатая

В данном случае есть ошибка при образовании имени прилагательного с помощью суффикса.

При выполнении этого задания использовались следующие способы: объяснение значений слова через контекст, словообразовательный анализ.

На этапе актуализации знаний учащимся было дано задание составить по 5 предложений на тему «Мой выходной», подчеркнуть все глаголы.

Получились следующие предложения:

1. Мой самый любимый день недели – это суббота. Я просыпаюсь в 10 часов утра и иду на тренировку. Потом мы с папой едем в гости к бабушке. Когда я приезжаю домой, то иду гулять с друзьями. В субботу не надо ходить в школу.

2. Я люблю воскресенье больше всех дней. По воскресеньям ко мне в гости приходит Лёша. Мы с Лёшей играем в компьютер. Потом приходит папа и выгоняет нас на улицу. На улице мы играем в телефон. Но не люблю делать уроки в воскресенье.

3. Понедельник мой любимый день. После школы я хожу на танцы. Потом меня забирает мама. Мы торопимся в музыкальную школу. После всех дел я иду гулять с подругами.

При выполнении этого задания использовался способ – составление предложений на определенную тему.

Урок на тему «Изложение повествовательного текста, по опорным словам, и составленному плану».

На данном уроке использовались следующие способы активизации словаря:

· Подбор синонимов

· Подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, составление плана

· Составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

На этапе первичного закрепления учащиеся совместно с учителем составляли план текста.

При выполнении этого задания использовался способ - подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, составление плана.

Также на этапе первичного закрепления учащимся было предложено подобрать слова, которыми можно заменить слово «лось». Получились следующие слова:

Лось – он, лесной великан, рогач, сохатый, животное

При выполнении этого задания использовался способ – подбор синонимов.

Еще на этапе первичного закрепления учащиеся писали изложение повествовательного текста в тетрадь.

При выполнении этого задания использовался способ - составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

Стоит отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся должны овладеть умениями грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Таким образом, развитие речи является одной из главных задач обучения родному языку. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса.

Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

Обладая развитой речью, учащиеся будут более подготовлены к дальнейшему развитию на следующей ступени общеобразовательной школы. Легче будут восприниматься знания, передаваемые им учителями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Считаю, что эффективность работы по обогащению лексического запаса младших школьников будет достигнута, если своевременно определить уровень словарного запаса, подобрать целесообразную методику по обогащению словарного запаса младших школьников, использовать разнообразные методы объяснения слова, активизации словаря и уточнения значений слова.

Список использованных источников

1.Дегтярёва, Ю.Р. Продлёнка. Образовательный портал / Ю.Р. Дегтярёва. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227315-osobennosti-razvitija-slovarnogo-zapasa-mlads (дата обращения 1.06.2021).

2.Инфоурок. Ведущий образовательный портал России: сайт. – URL: https://infourok.ru/podborka_didakticheskogo_materiala_zanimatelnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku-420023.htm.

3.Лизунов, С.А. Современный учительский портал / С.А. Лизунов. – URL: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/tetrad_dlja_tvorcheskikh_rabot_po_russkomu_jazyku_3_klass/382-1-0-70234.

4.Открытый урок. Первое сентября: сайт. – URL: https://urok.1sept.ru/

5.Современный учительский портал: сайт. – URL: https://easyen.ru/.