учитель начальных классов
МБУ "Гимназия № 77"
«Одарённость человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Все дети талантливы, и каждый ребенок талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому ученику, к его внутреннему миру, как вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами, исполнителями.
Время изменилось. Количество информации стало расти стремительно. В школу идут дети, чей мозг формируется в эпоху гаджетов. Такой путь формирования мозга физиологически неправилен. Задача учителя научить читать и понимать прочитанное.
Несмотря на то, что дети наши талантливы, их надо учить и развивать. Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Дети любят играть, фантазировать, представлять, творить, наблюдать. Поэтому ученики с удовольствием учатся, играя.
Надо учить детей быстро читать, а главное, хорошо понимать прочитанное. Это возможно сделать с помощью упражнений, которые не только повышают скорость чтения и улучшают понимание текста, но тренируют память и развивают внимание.
На уроках можно использовать таблицы Шульте. Методика выполнения этого упражнения направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества увиденного текста, а значит и на ускорение чтения. Эти упражнения способствуют развитию интеллекта, развитию мозга. Нужно искать числа беззвучным счетом от 1 до 25. Задания можно разнообразить: т.е. предложить найти четные числа, найти нечетные числа, найти числа, кратные 2, 3, 4, 5, найти числа от 25 до 1 и т. д. Маленьким детям сложно работать с большими таблицами, им нужен вариант попроще, где меньше цифр и проще ориентироваться. Поэтому для детей 1 класса можно использовать небольшие таблицы размером 3Х3, 4Х3, 4Х4, 5Х4 со счетом от 1 до 9 (12, 16, 20). Результаты таблицы Шульте позволят быстрее читать, лучше ориентироваться в тексте, быстрее находить нужный материал, а также способствуют развитию памяти.
Игра «Веселый заяц»
Игра «Веселый заяц» применяется на уроках для развития пространственного мышления. Картинку зайчика (зайца можно заменить любой фишкой) поставить на любое число и говорить, что делает заяц. Например, заяц на числе 17. Зайчик прыгнул 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз. Дети следят глазами, просчитывают, где остановился зайчик и называют число. Если получается легко, можно спросить на каком числе находится зайчик и на каком этаже.
Для развития интеллекта полезны и эффективны следующие упражнения:
Рисование двумя руками одновременно.
Ребенок начинает выполнять упражнение с простых симметричных рисунков. После того, как у ребенка будут легко получаться симметричные фигуры, ученикам предложить нарисовать ассиметричные рисунки.
Упражнение «Журавль»
Исходное положение – стоя, спина прямая, руки свободны вдоль туловища, ноги вместе. Попросить детей согнуть и поджать левую ногу, одновременно поднимаясь на пальцы опорной правой ноги. Выполняем медленно, плавно.
Упражнение «Ленивые восьмерки»
Дети выставляют большой палец правой руки и рисуют восьмерку правой рукой, начиная с правой стороны, а затем с левой стороны по 4 раза, далее большим пальцем левой руки рисуют восьмерку с левой и с правой сторон по 4 раза.
Еще мы с детьми используем жужжащее чтение. В начале каждого урока дети читают по 5 минут.
Раздаю детям тексты и в течении 1 минуты ученики должны зачеркнуть буквы а и подчеркнуть буквы о в тексте и т.д.
Даю детям тексты для прочтения с пропущенными некоторыми гласными, деформированные тексты (в словах вписаны цифры, необходимо прочитать, не обращая внимания на цифры), тексты с наложенными «решетками». Даю задание прочитать текст «вверх ногами»,
В книге Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение» собрано множество различных техник и стратегий обучения ребенка скорочтению.
Эти перечисленные упражнения и игры дети выполняют все, без исключения, с большим удовольствием. И главное ученики развиваются и учатся непринужденно.
Список использованных источников
1. Бывают выдающиеся дети… Н. Лейтес. Семья и школа, № 3 1990
2. Скорочтение - Шамиль Ахмадуллин
3. Электронный ресурс: https://cepia.ru/speedreading/schulte/
Электронный ресурс: http://shamil-ahmadullin.ru/gimnastika-mozga/gimnastika-mozga-uprazhneniya-dlya-razvitiya-intellekta-rebenka/