преподаватель
ГПОУ ТО "Богородицкий политехнический колледж"
Начало ХХI века для России - время формирования гражданского общества и государства.
Большое значение на уроках истории стало уделяться воспитательной функции образования, формирование гражданственности, толерантности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье и окружающей природе. Таким образом, рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Именно гражданская идентичность и гражданское самосознание определяется уровнем сформированности у обучающихся ценностей российской и мировой культуры. В 2017 году Президент В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркивал, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
В формировании воспитательного аспекта урока (в СПО) необходимо выделить и описать технологию формулирования воспитательных целей урока, которая используется в работе со студентами, а также выявить определенный алгоритм действий преподавателя по определению воспитательных целей урока.
I шаг: определение понятия «воспитательные цели на уроке истории». Воспитательные цели занятия можно определить по трем направлениям:
1. отношение обучающихся к новому изучаемому материалу (чувства и эмоции обучающихся на уроке истории);
2. нравственные качества личности обучающихся - эмпатия и мужество, справедливость и ответственность, отзывчивость и неравнодушие, и другие, которые будут непосредственно формироваться на занятии;
3. конечно же, нельзя забывать про социальные качества личности – толерантность, готовность к сотрудничеству, взаимодействию, компромиссу и т.п. данные направления могут быть ориентиром и примером, особенно для молодых преподавателей, по каким направлениям следует двигаться при формулировке воспитательных целей занятия.
II шаг: определение источников осуществления воспитательных целей занятия. Можно выделить компоненты воспитательной деятельности преподавателя на занятии: содержание и подача исторического материала, формы занятия, социальный опыт обучающихся, личность преподавателя. Далее рассмотрим подробнее каждый из названных источников решения воспитательных задач занятия.
Содержание и подача исторического материала заключается в интересной и необычной интерпретации какой-либо тематики изучения. К примеру, необходимо использовать наводящие вопросы о нравственных проблемах, которые необходимо решать с обучающимися: как должны были поступить греческие полисы, когда узнали о нашествии персов? Какой выбор сделал князь Александр Ярославич? А Иван Калита? Почему князь Трубецкой не пришел на Сенатскую площадь? Судят ли победителей? – список подобных вопросов бесконечен, важно находить эти вопросы, задавать их самому себе и своим ученикам, а также учить этому студентов. Обсуждение данных вопросов на занятии создает возможность для формирования и реализации воспитательного потенциала истории, а также формирования нравственных качеств личности студента. Необходимо отметить, что в содержание материала должно входить большое количество исторических «мелочей», подробностей, деталей – это и есть самое интересное в истории, то, что «задевает» обучающихся не оставляет равнодушными, а значит, воспитывает. Воспитательное значение имеет включение в содержание урока исторических личностей с их поступками) нравственными или не очень), их идеями, мотивами, отношением к жизни, к друзьям и врагам и т.п., т.е.давать оценку их личности и деятельности, где раскрывается субъективный фактор в истории, который делает ее драматичной и увлекательной. В связи с этим на практических занятиях со студентами по методике преподавания истории используется задание: определить воспитательные возможности школьного курса истории по основным аспектам содержания – политическим, экономическим, социальным, военно-историческим, культурноисторическим. Таким образом, можно сделать вывод о необычном изучении материала на уроках истории, где даже беглый обзор содержания исторического материала показывает его воспитательные аспекты и возможности, при которых важно только определить способы их реализации.
Формы занятия. При выборе той или иной формы занятия необходимо учитывать ее воспитательные аспекты, которые незаметно для обучающихся будут содействовать привитию таких качеств, как умение взаимодействовать (например, парная, групповая работа, различные виды дискуссий, семинар) развивать способность к компромиссу, умению договариваться, умение задавать вопросы (парная работа, ролевая игра, дискуссии и т.п.), толерантность (ролевые игры, дебаты, круглые столы и т.п.), умение делать выбор (ролевая игра, деловая игра).
Социальный опыт студентов. Готовясь к занятию, преподаватель СПО должен представлять себе, как обучающиеся будут реагировать на материал, воспринимать его, насколько изучаемый материал урока для них актуален. Основной мотив, который побуждает студентов учиться – это интерес и увлечение. Вот, например, спросим обучающихся: часто ли человек меняет свои взгляды? Почему это происходит? Случалось ли вам менять свои взгляды на тот или иной вопрос? Легко ли это? А дальше – переходим к Расколу. Или предлагаем подумать: почему Ленин в 1921г. меняет весь свой взгляд на социализм? Или спросим: легко ли жить в условиях выбора? А затем будем рассматривать последствия Манифеста о вольности дворян 1762г., который поставил дворян перед необходимостью делать выбор (служить или нет?) и нести за него ответственность. На данном этапе обучения студенты учатся видеть историю, как деятельность людей, как выбор, борьбу, драму - это способствует воспитанию эмпатии, которая психологически основывается на предположении, что «в одинаковых обстоятельствах все люди переживают приблизительно одинаковые чувства и ощущения, и это сопереживание позволяют им понять другие точки зрения, идеи, различные культурные явления. Благодаря этому свойству возникает способность человека представить себя на месте другого, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки».
Личность преподавателя. Воспитательная деятельность на занятии происходит разными путями. К примеру, воспитание самой личностью преподавателя. Хочу вспомнить В.О. Ключевского. Он говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь. При соблюдении этого условия история в СПО никогда не будет скучной! Все согласны, что история должна восприниматься школьниками не как нечто далекое и отжившее, а волновать, будить воображение, «присваиваться» учениками. Трудно сказать, как этого можно достичь, но все же кажется, одно из условий известно – это отношение к истории самого учителя. Невозможно представить, что обучающиеся бесстрастного и беспристрастного учителя будут любить историю. Таким образом, преподавателя должно волновать то, с чем он идет на занятие, исторический материал должен представлять «жгучую» проблему – нравственную или научную. Иногда обсуждение каких-либо спорных вопросов на занятии ни к чему не приводит: авторы позиций остаются при своем мнении, занятие не завершается окончательным выводом, а преподаватель не высказывает "правильное мнение". И это тоже момент воспитания, т.к. иногда ценен не ответ, не конечный результат, а путь к нему, сам процесс спора на равных, формирующий диалогичность мышления. То есть, необходимо общаться с обучающимися как с равными, при этом стремиться к максимальному раскрытию положительных сторон своей собственной личности на занятиях
III шаг: непосредственное формулирование воспитательной цели занятия. На основе описанных направлений деятельности преподавателя на занятиях для определения воспитательных задач и источников их реализации можно сформулировать воспитательную цель занятия, например, таким образом: «Коммуникация в первобытном обществе. Исторический аспект». Мы формируем умение содействовать формированию у обучающихся таких качеств личности, как… (честность, любознательность, пытливость, справедливость…), вызвать у обучающихся чувства гордости…, удивления…, восхищения…,негодования…, -способствовать развитию эмпатийных качеств… -содействовать развитию толерантности, уважения к иному мнению…, способности достигать компромисса...
IV шаг: в своей работе выделяем и определяем методы и приемы реализации воспитательных целей занятия. Но имеется некоторая трудность, связанная с приемами нравственного воспитания. С одной стороны, преподаватель должен планировать те фрагменты урока, где будут решаться воспитательные задачи (опираясь на источники, о которых было сказано выше), а с другой стороны, воспитательные моменты на уроке возникают и спонтанно, исходя из особенностей группы или вдруг возникшей ситуации в стране, мире, в классе (например, ссора между учениками, или нечто подобное), которую преподаватель может попытаться решить с помощью исторического материала вместо бесполезных нравоучений. Воспитательные приемы используются как бы плавно и никогда не озвучиваются и не обсуждаются с обучающимися (в отличие, например, от образовательных или развивающих). Чаще всего основным методом выступает беседа, но вопрос, имеющий целью воспитание – всегда особый: преимущественно безответный, нравственный.
Ниже приведены примеры из опыта работы воспитательных приемов на занятии.
1.Создание ситуации нравственного выбора на основе рассмотрения исторических ситуаций. Этот прием наглядно продемонстрирован в фильме «Доживем до понедельника», когда учитель Илья Семенович Мельников говорит ученику: не лейтенанту Шмидту, а тебе, Косте Батищеву, надо принимать решение. Эта сцена в фильме длится 2 минуты, а воспитательный эффект огромен.
2.Приемы развития эмпатийных качеств обучающихся. Очевидна взаимосвязь данной группы приемов с первой. Студентам предлагается выполнять задания, нацеленные на «вживание» в образ другого человека, на реконструкцию его чувств, эмоций, ценностных отношений, используя прием драматизации. Например: Вы – жители европейского средневекового города, в котором есть университет. У каждого из вас есть занятие, обеспечивающее вас и вашу семью. Используя материал учебника и ваше воображение, разыграйте сценки типичной жизни и конфликтов горожан со студентами (школярами): 1.Покажите, на какие поступки студентов и как реагировали горожане.2.Составьте прошение к городскому голове (бургомистру) о закрытии университета, включив в него список своих жалоб. 3. Пусть городской голова объяснит, почему он не может закрыть университет.4 Драматические моменты урока можно создать и более легким способом. Например, предложить кому-то из учеников встать на стул и представить, как король Людовик XI мог обращаться к подданным, глядя на них сверху вниз. А потом спросить, что ученик при этом чувствовал?
3.Организация взаимодействия на уроке (через групповую, парную работу, ролевые игры, дебаты). Во взаимодействии воспитываются и приобретаются такие нравственные и социальные качества, как взаимоуважение, взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, эмпатия, умение задавать вопросы, отстаивать свою позицию в споре и др.
4. Воспитание через пример (изучение мотивов, поступков людей, исторических личностей): В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумели от голода, падали на ходу, умирали от истощения. А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь. Возможно, по нынешним временам их трудно понять, но они знали, что делали. Они берегли от сорокоградусной стужи и стай остервеневших крыс бесценное достояние государства - уникальную коллекцию культурных растений и их дикорастущих сородичей. Не имевшая себе равных в мире, собранная гигантскими усилиями коллекция насчитывала более 200 000 драгоценных образцов.Еле державшийся на ногах, истощенный, обмерзший ближайший соратник Вавилова Вадим Степанович Лехнович, рискуя жизнью, под обстрелом добывал для спасения коллекции дрова. Он был душой крошечного мужественного коллектива. О тех трагических днях Лехнович и годы спустя вспоминал волнуясь: - Ходить было трудно... Да, невыносимо трудно было вставать, рукаминогами двигать... А не съесть коллекцию - трудно не было. Нисколько! Потому что съесть ее было невозможно. Дело всей жизни, дело жизни своих товарищей... 28 сотрудников института умерли от голода во время блокады, но ни одно зернышко или картофельный клубень не были утеряны. При использовании данного приема не обязательно напрямую спрашивать учеников, как бы они поступили в подобной ситуации. Человеку трудно представить, до каких нравственных высот он может подняться, и до 4 Стрелова О.Ю. «Уроки истории в 6 классе к учебнику М.Ю. Брандта «История средних веков». – М.: Дрофа, 2007., с. 118. каких моральных низин опуститься. Важен сам факт, что ученики могут думать про себя: а я бы смог? Может быть, нет. Но так хочется думать, что да!
5. Формирование умения высказывать нравственно-оценочные суждения. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы: С. Трубецкой не пришел на Сенатскую площадь. Как можно отнестись к его поступку? Почему сами декабристы никогда не осуждали Трубецкого?
6.Приемы работы с художественной литературой для эмоционального воздействия на аудиторию. Художественная литература является моим любимым воспитательным ресурсом, приемы ее использования разнообразны: начиная от простого чтения и заканчивая исследовательской работой с художественными текстами. Вот пример, который вызывает в классе буквально потрясение. После чтения отрывка из книги О.Берггольц «Запретный дневник» кажется бессмысленным даже задавать какие-либо вопросы: Добровольский, сотрудник Дзержинского, старый большевик. Был заведующим музеем ГПУ — НКВД. Потом арестован, долго мыкался в нетях. В 1941 году — комиссар Седьмой армии. Говорит:— Встречай командующего армией, смотри, чтоб не ушел к немцам или чего с собой не сделал, а то — во (к лицу Добровольского гепеушник подносит сжатый кулак). Прилетел самолет. Вылезает оттуда Мерецков, небритый, грязный, страшный, прямо из тюрьмы. (Далее) Добровольский рассказывал: идет бриться. Добровольскому: — Ты, что ли, ко мне приставлен? Ну, пойдем на передний край. Ходит, не сгибаясь, под пулями и минометным огнем, а сам туша — во. — Товарищ командующий, вы бы побереглись… — Отстань. Страшно — не ходи рядом. А мне не страшно. Мне жить противно, — понял? Ну, неинтересно мне жить. И если я что захочу с собой сделать, — ты не уследишь. А к немцам я не побегу, — мне у них искать нечего… Я все уже у себя имел… Я ему говорю: — Товарищ командующий, забудьте вы о том, что я за вами слежу и будто бы вам не доверяю… Я ведь все сам, такое же как вы, испытал. — А тебе на голову ссали? — Нет… этого не было. — А у меня было. Мне ссали на голову. Один раз они били меня, били, я больше не могу: сел на пол, закрыл руками голову вот так руками, сижу. А они кругом скачут, пинают меня ногами, а какой-то мальчишка, молоденький, — расстегнулся и давай мне на голову мочиться. Долго мочился. А голова у меня — видишь, полуплешивая, седая… Ну вот ты скажи, — как я после этого жить могу. — Да ведь надо, товарищ командующий. На вас надеются. Видите, какая обстановка. — Вижу обстановку… Ну, настает ночь, он говорит: — Что ж, давай вместе ложиться на эту постель. Мне страшно его оставить, легли мы вместе, лежим, молчим. — Не спишь? — Не сплю, товарищ командующий. И вот стали мы вспоминать, как у кого «ТАМ» было. Говорим, вспоминаем, — не остановиться, только когда он голос начинает повышать, я спохватываюсь, говорю: — Тише… тише, товарищ командующий! Ведь, наверное, за нами обоими следят. Разрешите, проверю обстановку. Соскакиваю с постели, бегу смотреть, не слушает ли кто у дверей. И опять говорим друг с другом… Глаз до утра не сомкнули…
7. Использование исторических источников. Источник на уроке используется, в зависимости от его содержания, с различными целями, в том числе и с воспитательными. Вот пример потрясающего по своей воспитательной силе документа – Г. Бабеф о деятельности Каррье, одного из ближайших сотрудников Робеспьера: «Разве для спасения родины необходимо было произвести 23 массовых потопления в Нанте, в том числе и то, в котором погибли 600 детей? Разве нужны были «республиканские браки», когда юношей и девушек, раздетых донага, связывали попарно, оглушали сабельными ударами по голове и сбрасывали в Луару?.. Разве необходимо было… чтобы в тюрьмах Нанта погибли от истощения, заразных болезней и всяческих невзгод 10 тысяч граждан, а 30 тысяч были расстреляны или утоплены?.. Разве необходимо было… расстреливать пехотные и кавалерийские отряды армии мятежников, добровольно явившиеся, чтобы сдаться?.. Разве необходимо было… потопить или расстрелять еще 500 детей, из коих старшим не было 14 лет и которых Каррье назвал «гадюками, которых надо удушить»?.. Разве необходимо было… утопить от 30 до 40 женщин на 9- м месяце беременности и явить ужасающее зрелище еще трепещущих детских трупов, брошенных в чаны, наполненные экскрементами?.. Разве необходимо было… исторгать плод у женщин на сносях, нести его на штыках и затем бросать в воду?.. Разве необходимо было внушать солдатам роты имени Марата ужасное убеждение, что каждый должен быть способен выпить стакан крови?..».
Можно сделать вывод: предложенный алгоритм действий преподавателя по определению воспитательных целей урока истории выглядит так:
что? – на основе каких источников? – как?
В заключение отметим, что описать любую образовательную технологию достаточно сложно, легче транслировать ее через пример, демонстрацию, но предложенный алгоритм действий может помочь преподавателям в решении проблемы целеполагания.