Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Газукина Е.Ю., Коровянская О.И. ВИДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Библиографическое описание:
Газукина Е.Ю., Коровянская О.И. Виды словарной работы на уроках русского языка // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Проблема по запоминанию, правописанию словарных слов – это одна из ключевых проблем каждого учителя (опытного и не очень).

Ни для кого не секрет, что работа со словарными словами - это трудная, кропотливая работа учителя начальных классов на каждом уроке.

Ведь одним из сложного задания во время выполнения заданий ВПР не только в начальной школе, но и в среднем, и в старшем звене в период проведения ОГЭ, ЕГЭ написание таких слов зачастую вызывает затруднения.

Именно новые, яркие формы, методы, приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями помогают достигнуть желаемого результата.

«Нельзя изучать данную тему без изучения методической литературы», - даем важный совет начинающему педагогу. А каждый думающий учитель знает, что именно в системе, то есть проведении словарной работы на каждом уроке можно получит действенный результат.

Но вот только, чтобы сделать такую работу ненавязчивой, интересной для обучающихся необходимо включать работу со словарными словами на различных этапах урока.

Для разных групп, обучающихся необходимо, по возможности, придумывать свои способы для запоминания словарных слов.

Для обучающихся низкого уровня запоминания следует использовать одно и то же слово не менее 9-10 раз в разных видах заданий. Для них также весьма эффективным является ассоциативный метод запоминания словарных слов. Например, слово «собака» легче запомнить ребенку, которому предлагается вести за собой сОбаку на ошейнике (буква «о» в первом слоге служит ошейником для данного слова; слово «рЕбята» предлагаем проверить зазывным разговорным словом «рЕбя»; слово «кАпуста» дети легко запоминают, если связать его с уроком окружающего мира – попробуй капусту не полить – засохнет, да и дождь, то есть, когда на нее капает влага, для капусты благо, вот тебе и кап-кап – «капуста»; в слове «шОфер» буква «о» - это руль («баранка») у водителя, которая имеет круглую форму; а вот заяц, как известно, вечно хвастается («я-я-я»), поэтому и «заЯц»; слово «пЕтух» легко проверить условно ласковым словом «пЕтя»; слово «сОсулька» напоминает обычную детскую соску; словарное слово «вОрона» также, конечно условно, можно проверить словом «вОрон»; маленькая, нотакая полезная ягодка «мАлина» ассоциируется с размером; слово «мОгучий» показывает «мощь», «мощность» этого слова; а вот слова «ягОда», «яблОко», «овОщи», Огурец», «пОмидор» предлагаем запомнить в связи с тем фактом, что они округло-овальной формы (т.е. напоминают букву «о»); слово «землЯника» запоминается как ягода, которая «к земле никнет»).

Нами замечено, что слабо запоминаются детьми слова с непроизносимой согласной, этой проблеме уделяем особое внимание, также стараемся помочь ребенку через ту же ассоциацию: слово «соЛнце» - как же его ласково позвать? Конечно, «соЛнышко»! Слово «здраВствуй» - с пожеланием здоровья ближнему или военному человеку: «ЗдраВия желаю!» Почему-то, нами замечено, дети не всегда или очень долго не могут запомнить раздельное написание слова «до свидания», а также последнюю букву в этом слове – «я», предлагается ассоциация – до встречи, до – я.

Иногда дети и сами придумывают ассоциацию, особенно любят шутливые ассоциативные моменты: когда видят, что по коридору идет директор школы, то частенько друг друга предупреждают шепотом: «Дир идет!», так они предлагают запомнить слово «дИректор».

Срабатывает и прием заметных и сравнительно легких (наглядно-образных) ассоциаций – это буквосочетания -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ- (мороз, дорога, молоко, воробей, ворона, сорока, соловей, корова, корона и др.).

Через минутки развития речи предлагаем детям (особенно это нравится учащимся высокого и повышенного уровня обучаемости) определить и запомнить словарное слово (загадки придумываем сами): «Белый ствол сияет у дерева того, что славится русскою красой» (Береза), «Эта птица всем знакома, достает немало вредных тЕл из-под коры любых деревьев» (Дятел), «Без него не проживу, без него не прожую я» (Язык); «Нас много, а кто же мы вместе?» (Народ); «Край родимый тесно связан с этим словарным словом» (Родина).

Некоторые задания дают детям возможность взаимно обучаться через работу в парах, групповые, коллективные формы работы,

Закрепляем значение отдельных слов также на уроках развития речи (рубрика «Учимся сочинять сказки из словарных слов без помощи словаря»). Детям по группам или парам дается свое словарное слово, которое должно стать ключевым в сказке.

Игру-соревнование «Кто больше словарных слов с определенной буквой назовет, тот и побеждает» любят ребята.

Нравится им и такая игра, когда ряду предлагается составить самое длинное предложение из цепочки словарных изученных слов.

Особое внимание мы уделяем вежливым словарным словам, проговариваем их, прописываем, обращаем внимание для лучшего запоминания на интонационную окраску, поясняя, что вежливые слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «извините», «простите», «до свидания», «благодарю» и т. д.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, по волшебству перестают быть значимыми вежливыми словарными словами.

Любят младшие школьники и «плести» разноцветный коврик из словарных слов, когда учитель называет какое-то словарное слово, а учащиеся по очереди вспоминают изученные словарные слова, четко по слогам проговаривая орфограмму.

Нравится учащимся 3-4-х классов игра в почту (чаще проводится на последних уроках после изучения всех необходимых для изучения на данном этапе), когда дети получают бумагу с конвертом (их дети заранее изготовили на уроке технологии) и пишу небольшое письмо родным, близким, соседям, одноклассникам, товарищам с использованием как можно большего количества знакомых детям слов из словаря. Позднее эти письма будут переданы адресатам.

Стоит напомнить, что инициатива не только учителя, но и самих детей может внести новые элементы в работу по изучению словарных слов, но и преобразовать ее, усовершенствовать.

Мы уже давно убедились в том, что главное условие успеха любой игры – активное участие в ее подготовке и проведении всех школьников и педагогов.

Шарады, ребусы, скороговорки, эпиграммы со словарными словами также помогают младшим школьникам запоминать словарные слова.

А самое главное, что детям это нравится, им интересно, они любят работать не по шаблону, любят проявлять завидную самостоятельность.

Важным практическим подспорьем учителю начальных классов будут выше перечисленные методы и приемы, которые можно использовать не только на уроках русского языка при проведении словарной работы, но и в кружковой внеурочной деятельности по предмету, при проведении предметных недель, предметных олимпиадах, любых внеклассных мероприятиях, детских праздниках.

Нельзя не упомянуть и тот факт, что эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли такая работа планомерно, ежеурочно, систематически на протяжении всех лет обучения. Если она носит случайный характер, проводится от времени к времени, бессистемно, то от такой работы толку не будет совсем. Об этом надо помнить каждому учителю.

Кроме того, стоит упомянуть, что работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только включая уроки русского языка.

Обучая и воспитывая сегодняшнего современного школьника, каждый учитель должен постоянно анализировать, как идет усвоение словарных слов, какие слова дети запоминают слабее других, искать причины своих и детских «проколов» в усвоении тех или иных словарных слов, искать другие пути решения проблемы, задумываться над индивидуальной особенностью некоторых школьников.