Библиографическое описание:
Ярыгина Т.А. Челлендж педагогической магии // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Хороший учитель, как и хороший артист эстрады, для начала должен завладеть вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок.
Для начала нужно заинтересовывать детей учебной деятельностью. Это необходимо сделать сразу с самых первых дней нового учебного года. В моем классе существуют традиции. Вот уже второй год 1 сентября, я дарю детям волшебные конфеты и ручки. По легенде, съев волшебную конфетку, детки становятся намного умнее. Волшебная ручка помогает писать красиво и правильно. Но волшебство может и пропасть, если дети не будут выполнять домашнее задание или будут нарушать дисциплину на уроках.
Но как же заинтересовать ребенка на уроке, как сделать урок интересным? Для этого я использую следующие приемы и технологии:
1. Деталь костюма
Использую некоторые детали одежды, чтобы ученики, просто посмотрев на учителя, вынырнули из повседневности. Также предлагаю детям прийти в костюмах. Например, урок окружающего мира, изучаем тему «Все профессии важны». Дети надевают деталь костюма, рассказывают о значимости выбранной профессии. Данный прием помог окунуться детям в мир профессий.
2. Коробка с тайной или мешок
У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Поэтому, я стараюсь применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытую коробку, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в ней? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему.
Например, при изучении темы «Корень слова» я положила в коробку морковь. С помощью этого приема дети подвели итог урока, если бы не было этого корня, то и не было бы овоща. Так же и со словами.
На уроке окружающего мира, при изучении темы «Какие бывают животные» в коробку с тайной я положила красноухую черепашку, которая вызвала восторг и удивление у детей.
При знакомстве со стихотворением «Жила была собака» Ирины Пивоваровой в тайном мешке оказалась игрушечная собака, которая зарядила детей позитивным настроением не только на весь урок, но и на всю учебную неделю.
3. Необычные предметы
Необходимо продумать такой предмет, который с первого взгляда замотивирует детей.
Например, при изучении рассказа Виталия Бианки «Музыкант» я на урок принесла музыкальные инструменты, которые помогли детям сформулировать тему и цели урока.
Так, на урок математики я принесла самодельную модель парусника «Аргентина», на котором дети отправились в морское путешествие по математическому океану.
4. Удивительная фотография
Этот прием я использую в начале урока, который помогает заинтриговать детей. Например, вот такая картинка на уроке математики. Как вы думаете, что это?
Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. А на фотографии — солнечные часы. Таким образом можно интересно подвести к теме урока — «Изучаем время».
5. Сторителлинг - рассказывание историй. Это одновременно самая древняя и одна из самых модных образовательных технологий. Сторителлинг можно использовать как, в начале уроке, для создания атмосферы, для повышения мотивации к предмету так и в качестве домашнего задания для развития речевых умений.
6. Ученик в роли учителя
Ситуация, когда ученик оказывается в роли учителя, развивает ответственность, критическое мышление, а также побуждает больше уважать труд педагога. Для учителя тоже есть плюсы — это возможность немного разгрузить себя и изменить привычный сценарий урока. Предлагаю вашему вниманию три варианта приема «Ученик в роли учителя».
1. «Придумай себе задание». Например, урок литературного чтения, знакомимся со сказкой о рыбаке и рыбке. В классе познакомились со сказкой, а в конце урока, я детям предлагаю представить, что они учителя, и придумать по пройденной теме домашнее задание, которое им самим было бы интересно выполнить. На следующем уроке все презентуют свои задания, и в конце урока класс голосованием выбирает самое интересное.
2 «Возьми и объясни».
Например, после объяснения основной части темы «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова», я объединяю ребят в пары. Каждому участнику пары выдаю карточку с текстом по теме и заданием к нему. Ученик должен объяснить материал партнёру так, чтобы тот его понял и выполнил задание. Вторая часть урока может быть посвящена ответам на вопросы и выборочной проверке. Лучше заранее предупредить ребят, что не следует притворяться, если они что-то не поняли. Напротив, стоит честно рассказать, что именно в объяснении одноклассника было непонятным и с какими сложностями столкнулся ученик в роли учителя. Это поможет ребятам извлечь больше пользы из этого опыта и глубже понять материал.
7. Модель смешанного обучения из группы «Ротация» - «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон»
Модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение.
Напротив, работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы
Как это работает?
1. Например, при изучении темы «Дикие и домашние животные», я нахожу видеоматериал по теме и выкладываю его в классный чат в «Сферум».
2. Ребенок дома в свободное время просматривает видеоматериал. Столько раз, сколько ему будет понятна тема.
3. Урочное время используется для выполнения заданий, закрепления и структурирования и систематизации изученного материала, отработки навыков и умений.
Чтобы лучше контролировать, как дети усвоили материал, мы используем ментальные карты либо применяем фишбоун.
Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.
Следующая модель «Смена рабочих зон» – является более сложной в организации и реализации.
Как это работает. Например, учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по рабочим зонам:
А) Зона работы онлайн
Б) Зона работы в группах В) Зона работы с учителем
Смешанное обучение помогает не только добиваться поставленных образовательных целей, но и поддерживать интерес ребенка к обучению, развитию самостоятельности и различных метапредметных УУД.
Таким образом, необходимо строить урок так, чтобы он притягивал учеников какой-то волшебной или магнетической силой. Чем креативнее занятие — тем больше шансов, что материал будет полностью усвоен.
Ярыгина Т.А. Челлендж педагогической магии // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Хороший учитель, как и хороший артист эстрады, для начала должен завладеть вниманием своей аудитории. После этого он может начинать урок.
Для начала нужно заинтересовывать детей учебной деятельностью. Это необходимо сделать сразу с самых первых дней нового учебного года. В моем классе существуют традиции. Вот уже второй год 1 сентября, я дарю детям волшебные конфеты и ручки. По легенде, съев волшебную конфетку, детки становятся намного умнее. Волшебная ручка помогает писать красиво и правильно. Но волшебство может и пропасть, если дети не будут выполнять домашнее задание или будут нарушать дисциплину на уроках.
Но как же заинтересовать ребенка на уроке, как сделать урок интересным? Для этого я использую следующие приемы и технологии:
1. Деталь костюма
Использую некоторые детали одежды, чтобы ученики, просто посмотрев на учителя, вынырнули из повседневности. Также предлагаю детям прийти в костюмах. Например, урок окружающего мира, изучаем тему «Все профессии важны». Дети надевают деталь костюма, рассказывают о значимости выбранной профессии. Данный прием помог окунуться детям в мир профессий.
2. Коробка с тайной или мешок
У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Поэтому, я стараюсь применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытую коробку, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в ней? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему.
Например, при изучении темы «Корень слова» я положила в коробку морковь. С помощью этого приема дети подвели итог урока, если бы не было этого корня, то и не было бы овоща. Так же и со словами.
На уроке окружающего мира, при изучении темы «Какие бывают животные» в коробку с тайной я положила красноухую черепашку, которая вызвала восторг и удивление у детей.
При знакомстве со стихотворением «Жила была собака» Ирины Пивоваровой в тайном мешке оказалась игрушечная собака, которая зарядила детей позитивным настроением не только на весь урок, но и на всю учебную неделю.
3. Необычные предметы
Необходимо продумать такой предмет, который с первого взгляда замотивирует детей.
Например, при изучении рассказа Виталия Бианки «Музыкант» я на урок принесла музыкальные инструменты, которые помогли детям сформулировать тему и цели урока.
Так, на урок математики я принесла самодельную модель парусника «Аргентина», на котором дети отправились в морское путешествие по математическому океану.
4. Удивительная фотография
Этот прием я использую в начале урока, который помогает заинтриговать детей. Например, вот такая картинка на уроке математики. Как вы думаете, что это?
Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. А на фотографии — солнечные часы. Таким образом можно интересно подвести к теме урока — «Изучаем время».
5. Сторителлинг - рассказывание историй. Это одновременно самая древняя и одна из самых модных образовательных технологий. Сторителлинг можно использовать как, в начале уроке, для создания атмосферы, для повышения мотивации к предмету так и в качестве домашнего задания для развития речевых умений.
6. Ученик в роли учителя
Ситуация, когда ученик оказывается в роли учителя, развивает ответственность, критическое мышление, а также побуждает больше уважать труд педагога. Для учителя тоже есть плюсы — это возможность немного разгрузить себя и изменить привычный сценарий урока. Предлагаю вашему вниманию три варианта приема «Ученик в роли учителя».
1. «Придумай себе задание». Например, урок литературного чтения, знакомимся со сказкой о рыбаке и рыбке. В классе познакомились со сказкой, а в конце урока, я детям предлагаю представить, что они учителя, и придумать по пройденной теме домашнее задание, которое им самим было бы интересно выполнить. На следующем уроке все презентуют свои задания, и в конце урока класс голосованием выбирает самое интересное.
2 «Возьми и объясни».
Например, после объяснения основной части темы «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова», я объединяю ребят в пары. Каждому участнику пары выдаю карточку с текстом по теме и заданием к нему. Ученик должен объяснить материал партнёру так, чтобы тот его понял и выполнил задание. Вторая часть урока может быть посвящена ответам на вопросы и выборочной проверке. Лучше заранее предупредить ребят, что не следует притворяться, если они что-то не поняли. Напротив, стоит честно рассказать, что именно в объяснении одноклассника было непонятным и с какими сложностями столкнулся ученик в роли учителя. Это поможет ребятам извлечь больше пользы из этого опыта и глубже понять материал.
7. Модель смешанного обучения из группы «Ротация» - «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон»
Модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на домашнее изучение.
Напротив, работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы
Как это работает?
1. Например, при изучении темы «Дикие и домашние животные», я нахожу видеоматериал по теме и выкладываю его в классный чат в «Сферум».
2. Ребенок дома в свободное время просматривает видеоматериал. Столько раз, сколько ему будет понятна тема.
3. Урочное время используется для выполнения заданий, закрепления и структурирования и систематизации изученного материала, отработки навыков и умений.
Чтобы лучше контролировать, как дети усвоили материал, мы используем ментальные карты либо применяем фишбоун.
Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.
Следующая модель «Смена рабочих зон» – является более сложной в организации и реализации.
Как это работает. Например, учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по рабочим зонам:
А) Зона работы онлайн
Б) Зона работы в группах В) Зона работы с учителем
Смешанное обучение помогает не только добиваться поставленных образовательных целей, но и поддерживать интерес ребенка к обучению, развитию самостоятельности и различных метапредметных УУД.
Таким образом, необходимо строить урок так, чтобы он притягивал учеников какой-то волшебной или магнетической силой. Чем креативнее занятие — тем больше шансов, что материал будет полностью усвоен.