Библиографическое описание:
Кидяйкина Л.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 25. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/25.pdf.
Главная задача учителя в начальной школе на уроках письма и русского языка, состоит в том, чтобы создать определённые условия для формирования орфографической зоркости обучающихся. Ведь важное значение имеет то, чтобы ребенок использовал полученные знания в школе на личной практике. А не выходя из образовательного учреждения забывал полученные знания.
Давайте для начала рассмотрим понятие орфографической зоркости. Итак, орфографическая зоркость – это умение или способность обучающегося, находить в словах, словосочетаниях или текстах различные виды орфограмм. В основном, орфографическая зоркость базируется на усвоение буквенного состава слов, который формируется за счет разного рода списываний с доски или текстов учебников, а также с помощью зрительных диктантов.
Для орфографической зоркости необходимо не только развитое внимание, но и память. К сожалению, некоторые обучающиеся не всегда способны увидеть орфограммы в словах или текстах, в следствие чего, возникает одна из главных проблем – плохая развитость орфографической зоркости. Зачастую это ведет к негативным последствиям: если ребенок не усвоит все это в начальной школе, то в средней и старшей у него будут проблемы с орфографической грамотностью.
Формированию орфографической зоркости содействует большое количество разных заданий и упражнений. Давайте рассмотрим их ниже подробнее.
1. Списывание диктантов. Главная цель такого упражнения – проверить, освоил ли ребенком изученные орфограммы или нет. А также выявить слабые стороны обучающегося.
2. Письмо по памяти. Такое упражнение способствует развитию не только орфографической зоркости, но и внимательности ученика, а также помогает совершенствует пунктуационные нормы. Обучающийся заранее учит небольшой отрезок текста, а затем воспроизводит его на память.
3. Какография. Данное задание можно использовать в начале урока. Написать небольшой текст, допустить в нем намеренно ошибки. Главная цель ученика – найти ошибки и исправить их.
4. Зрительный диктант. Одно из упражнений, которое поможет эффективно развить орфографическую зоркость. Задание заключается в использовании несвязанных по смыслу небольших предложений. Обучающийся должен в течении нескольких минут прочитать и запомнить слова, а затем записать в тетрадь.
5. Объяснительный диктант. Перед учеником стоит задача – объяснить написание пунктуации и орфографии. Такое упражнение развивает умение использовать орфографические правила и применять их на практике – объяснять и доказывать.
6. Работа над ошибками. Также способствует орфографической зоркости. Когда ученик делает работу над ошибками, он анализирует, ищет самостоятельно определённые правила и исправляет допущенные ошибки.
7. Опорные карточки. Создание вспомогательных карточек или памяток поможет ребенку быстрее и легче запомнить определённые правила или нормы орфографии.
8. Этимологический анализ. Задача обучающегося установить происхождения определённого слова, найти его первоначальную форму.
9. Орфографическое чтение. Одно из самых эффективных упражнений. Ребенок должен читать и проговаривать слова по буквам. Такое чтение должно быть регулярным и главное, задание должно выполняться при взрослых.
10. Работа в парах. На уроках русского языка можно организовать работу в парах между учениками. Главная цель такого задания состоит в том, чтобы обучающиеся должны увидеть слова с ошибками и порассуждать над этим. Объясняя друг другу написания того или иного слова.
Таким образом, орфографической зоркости стоит уделять большое внимание в начальной школе. Для ее развития и формирования способствует множество упражнений и заданий, которые мы перечислили выше. Ведь высокий уровень развития орфографической зоркости, влияет на грамотное написание и ведет к снижению ошибок, допускаемых при написании.
Кидяйкина Л.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 25. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/25.pdf.
Главная задача учителя в начальной школе на уроках письма и русского языка, состоит в том, чтобы создать определённые условия для формирования орфографической зоркости обучающихся. Ведь важное значение имеет то, чтобы ребенок использовал полученные знания в школе на личной практике. А не выходя из образовательного учреждения забывал полученные знания.
Давайте для начала рассмотрим понятие орфографической зоркости. Итак, орфографическая зоркость – это умение или способность обучающегося, находить в словах, словосочетаниях или текстах различные виды орфограмм. В основном, орфографическая зоркость базируется на усвоение буквенного состава слов, который формируется за счет разного рода списываний с доски или текстов учебников, а также с помощью зрительных диктантов.
Для орфографической зоркости необходимо не только развитое внимание, но и память. К сожалению, некоторые обучающиеся не всегда способны увидеть орфограммы в словах или текстах, в следствие чего, возникает одна из главных проблем – плохая развитость орфографической зоркости. Зачастую это ведет к негативным последствиям: если ребенок не усвоит все это в начальной школе, то в средней и старшей у него будут проблемы с орфографической грамотностью.
Формированию орфографической зоркости содействует большое количество разных заданий и упражнений. Давайте рассмотрим их ниже подробнее.
1. Списывание диктантов. Главная цель такого упражнения – проверить, освоил ли ребенком изученные орфограммы или нет. А также выявить слабые стороны обучающегося.
2. Письмо по памяти. Такое упражнение способствует развитию не только орфографической зоркости, но и внимательности ученика, а также помогает совершенствует пунктуационные нормы. Обучающийся заранее учит небольшой отрезок текста, а затем воспроизводит его на память.
3. Какография. Данное задание можно использовать в начале урока. Написать небольшой текст, допустить в нем намеренно ошибки. Главная цель ученика – найти ошибки и исправить их.
4. Зрительный диктант. Одно из упражнений, которое поможет эффективно развить орфографическую зоркость. Задание заключается в использовании несвязанных по смыслу небольших предложений. Обучающийся должен в течении нескольких минут прочитать и запомнить слова, а затем записать в тетрадь.
5. Объяснительный диктант. Перед учеником стоит задача – объяснить написание пунктуации и орфографии. Такое упражнение развивает умение использовать орфографические правила и применять их на практике – объяснять и доказывать.
6. Работа над ошибками. Также способствует орфографической зоркости. Когда ученик делает работу над ошибками, он анализирует, ищет самостоятельно определённые правила и исправляет допущенные ошибки.
7. Опорные карточки. Создание вспомогательных карточек или памяток поможет ребенку быстрее и легче запомнить определённые правила или нормы орфографии.
8. Этимологический анализ. Задача обучающегося установить происхождения определённого слова, найти его первоначальную форму.
9. Орфографическое чтение. Одно из самых эффективных упражнений. Ребенок должен читать и проговаривать слова по буквам. Такое чтение должно быть регулярным и главное, задание должно выполняться при взрослых.
10. Работа в парах. На уроках русского языка можно организовать работу в парах между учениками. Главная цель такого задания состоит в том, чтобы обучающиеся должны увидеть слова с ошибками и порассуждать над этим. Объясняя друг другу написания того или иного слова.
Таким образом, орфографической зоркости стоит уделять большое внимание в начальной школе. Для ее развития и формирования способствует множество упражнений и заданий, которые мы перечислили выше. Ведь высокий уровень развития орфографической зоркости, влияет на грамотное написание и ведет к снижению ошибок, допускаемых при написании.