Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Аймакова Е.М., Абрамчик Н.М. ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ-НЫМИ НАРУШЕНИЯМИ «УЛИЦА, НА КОТОРОЙ Я ЖИВУ»

Библиографическое описание: Аймакова Е.М., Абрамчик Н.М. Экскурсионный маршрут для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями «Улица, на которой я живу» // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

Дети, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Школьники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушениями интеллекта, расстройством поведения. Каждый ребёнок, в соответствии с "Законом об Образовании", имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение.

Обучающиеся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями – это определенная группа, требующая особого подхода. У них низкий уровень осведомлённости, снижен интерес к окружающему миру, поэтому одно из направлений работы - экскурсионный маршруты в школьный музей, где дети расширяют свой кругозор.

С 2012 года в нашей школе работает музей трудовой и боевой славы «Память». Наш музей работает по трём направлениям: «Великая Отечественная война», «История развития школы», «История развития посёлка». В школьном музее есть все условия для проведения экскурсий детям с ОВЗ: месторасположение (в стенах школы, на первом этаже), доступность, место для отдыха. Помещение светлое, теплое, уютное. В музее много ярких, выразительных, и запоминающихся экспонатов, которые доступны для восприятия.

Особое место в музее занимает экспозиция «История развития села». В рамках этой экспозиции действует экскурсионный маршрут «Улица, на которой я живу». Данный маршрут интересен для обучающихся с ОВЗ, так как они все знают свои улицы, на которых проживают. Знают их название. Но не более того.

Улица - пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода.

Мало кто из жителей сёл и городов знают, откуда пошли те или иные названия улиц, может с точностью указать их нахождение, особенно, улиц, появившихся относительно недавно. Что же могут отражать улицы в своих названиях? Они могут отражать: ремёсла и профессии (улица Металлургов, улица Разведочная), природу (улица Зелёная, улица Цветочная, улица Береговая). Улицы могут быть названы в честь исторических событий (улица Первомайская, улица Комсомольская и т.д.), в честь знаменитых людей (улицы Александра Матросова, улица Тихонова, улица Чапаева и т.д.). Их названия могут отражать названия городов, сёл и деревень улица Туимская, Микрорайон). А есть просто небольшие улочки, которые имеют благозвучные, простые и легко запоминающиеся названия (улица Новая, улица Школьная).

Во время экскурсии каждый из детей называет улицу, на которой он живет. Мыс детьми её находим на фотографиях и отвечаем все вместе на вопрос, почему она так названа.

Например, дети называю улицу Первомайскую.

Первомай - праздник труда (День труда). Этот праздник отмечается во многих государствах мира 1 мая. Он изначально носил название День международной солидарности трудящихся.

Дети называют улицы Береговая, Горная, Северная, Горная. И поясняют, что они отражают природу в названии.

Они называют Микрорайон, улицу Кирова, которая названа в честь Сергея Кирова - государственного деятеля.

В нашем селе 37 улиц. Но мы говорим о тех улицах, на которых живут мои ученики.

По завершению экскурсии, детям раздается «Безопасный маршрут от дома до школы».

Экскурсионные маршруты помогают детям с ОВЗ максимально расширять кругозор, прививая тем самым жизненно необходимые знания, умения. Проводя детей по экскурсионным маршрутам, мы прививаем им культуру общения с внешним миром, воспитываем в них личность.

Библиографический список

1. Энциклопедия Республики Хакасия: [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. — Абакан: Поликор, 2007-2008. — 5000 экз.

2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. Дубровиной А. Д. — М., — Академия — 2006

3. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987. - С. 697.

Сведения об авторах

Аймакова Елена Мефодьевна, учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Туимская средняя школа № 3, Россия, с. Туим.

Абрамчик Нина Мироновна, учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Туимская средняя школа № 3, Россия, с. Туим.