Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Мартовая Н.П. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиографическое описание:
Мартовая Н.П. Системно-деятельностный подход – основа моей педагогической деятельности // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. написание обучающимися варианта контрольной работы;

2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Во всех системах и учебно - методических комплектах, будь это система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство».

Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание. Как человек учится чему - либо? Очевидно, что для того, чтобы учиться чему - либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающимися к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Итак, ученик поставил перед собой цель что - то узнать. У него возникло затруднение.

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)

- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)

- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).

- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.

Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться.

Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.

Я предлагаю Вам рассмотреть все шаги для уроков «открытия» нового знания:

1. Мотивация учебной деятельности (1 - 2 мин.)

2. Актуализация знаний

3. Выявление места и причины затруднений

4. Построение проекта

5. Открытие детьми нового знания

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности.

Большое внимание уделяю тому, чтобы обучающиеся сами определили, о чём пойдёт речь на уроке, и решили поставленную перед собой учебную задачу. Приведу пример фрагмента урока математики в 1 классе по теме «Число и цифра 0».

Я прошу ребят посчитать зайчиков, которые стоят у доски. Дети мне говорят, что зайчиков у нас в классе нет, мы их не можем посчитать. Протягивая ладошки, спрашиваю: «Сколько конфет лежит у меня в руках?» Дети отвечают: «Нисколько». Далее следует вопрос учителя «А можно ли записать количество зайчиков в классе и конфет у меня в руках, каким либо числом?» И здесь обязательно дети сами скажут, что их у нас «ноль», «пустое множество». Так произошло знакомство с числом 0. Тогда я спрашиваю, так о чём пойдёт сегодня речь на уроке. И ребята сами определяют тему урока.

Далее мне необходимо подвести ребят к пониманию того, что ноль хоть и обозначает пустое множество, но без него в математике не обойтись. Я ученикам говорю: «Ребята, если вы сказали, что 0 – это пустое место, пустое множество, тогда зачем он нам нужен в математике. Может быть, мы уберём число 0 из ряда чисел? Как вы думаете: нужен нам ноль или нет?» И далее предлагаю объединиться в группы и подумать над этим вопросом. Нужно сказать, что обсуждение подобных проблемных вопросов происходит в очень активной форме, даже уже и в 1 классе. После работы представители от каждой группы дают ответы: «Ну, его же придумали давным-давно, значит, мы его не будем убирать», «Но ведь 0, что-то да обозначает. Например, у меня было 5 конфет, а я все съел. Сколько конфет у меня осталось? Если бы не было числа, я бы не смогла ответить «0», «Нет, мы его не будем убирать, он нам нужен для того, чтобы записывать другие числа. Например: «Если к 1 приписать 0, то получится 10, а к 2 приписать 0 – получится 20. И так далее. Или, вот скажем, у меня было 104 рубля. Если бы не было 0, то получилось бы, что у меня всего 14 рублей. Мы пришли к выводу, что математика без нуля не может обойтись». Т.е. вышеприведённый фрагмент урока показывает, что обучающиеся сами в собственной и коллективной деятельности определили тему урока и нашли ответы на важный вопрос «Для чего «0» необходим в математике?». Если проводить параллель между уроком при использовании СДП и традиционным уроком, то надо сказать, что во втором случае учитель сам давал готовый теоретический материал о том, что «0» - это пустое множество, «0» нам необходим для записи других натуральных чисел. В первом же случае дети сами «добыли» эти знания и они будут намного прочнее, чем те, которые им дали бы готовыми.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую обуающимся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

В заключении хочу сказать, что уроки при использовании технологии системно – деятельностного подхода стали намного интереснее, дети на таких уроках раскрываются с разных сторон, проходят занятия «на одном дыхании», обучающеся не утомляются, а напротив, любят учиться и все необходимые знания они добывают сами под руководством учителя.

Список литературы:

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

2. CD-ROM. Деятельностный подход в обучении - основа ФГОС. - Москва: Высшая школа, 2017. - 394 c.

3. DVD. Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Петерсон Л.Г. в контексте реализации. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 993 c.

4. Булакова, Наталья Деятельностный подход в обучении педагогов / Наталья Булакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 148 c.

5. Львовский, В.А. Деятельностный подход к переподготовке учителей / В.А. Львовский. - М.: Авторский Клуб, 2017. - 326 c.