воспитатель
Капкова Ирина Евгеньевна
учитель-логопед
МДОУ "Колосок" с. Липицы, г. о. Серпухов
С введением ФГОС ДО четко обозначился культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода является диалог культур – личностной культуры ребенка и культуры окружающих взрослых.
Появилось понятие культурных практик, которые представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. (Ната Борисовна Крылова).
Выделяют следующие виды культурных практик:
1) Свободные практики детской деятельности;
2) Практики культурной идентификации и взаимодействие ребёнка с окружающим социумом
3) Практики игрового взаимодействия
4) Коммуникативные практики
5) Культурные практики познания мира и самопознания
6) Культурные практики формирования поведения и отношения
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма.
Именно активное гуманное отношение к окружающим, знакомство с нравственными и правовыми нормами, приобретение опыта бескорыстного участия в общественно значимых «добрых» мероприятиях, призвано обеспечить развитие у дошкольников в дальнейшем такого сложного качества, как гражданственность и будет способствовать положительной социализации дошкольников и человека в дальнейшей жизни.
Основные задачи, которые мы решаем в процессе гражданско-патриотического воспитания: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, знакомство с историей и культурой малой родины и отечества, героическими подвигами народов в ВОВ, формирование у детей толерантности по отношению к людям другой национальности и гордости за свою нацию и Отечество.
Патриотическое воспитание мы осуществляем интегрировано, в сочетании с правовым, духовным, этически - нравственным, трудовым и экологическим воспитанием детей.
И конечно же особое внимание мы уделяем нравственному воспитанию дошкольников, так именно только высоко нравственный человек может быть активным гражданином своей страны.
В своей работе мы используем технологию педагогического проектирования, которая позволяет осуществлять гражданско - патриотическое воспитание в различных культурных практиках.
В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения, которые включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности, стиль, «почерк»); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения (И.А. Лыкова [7]).
Поэтому в нашу педагогическую компетенцию входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных.
Формированию основ гражданской идентичности способствует включение дошкольников в следующие культурные практики.
1. Практики игрового взаимодействия
Мы широко применяем игровые технологии. Это как сюжетно-ролевые игры. Например, с/р игры «Семья», «Путешествие по селу», «Идем в гости» так и дидактические игры.
2.Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности по интересам в условиях специально созданной развивающей предметно- пространственной среды.
Мы оформили уголки по теме, изготовили дидактические игры.
3. Практики культурной идентификации в детской деятельности и взаимодействие ребёнка с окружающим социумом – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Данные практики способствуют формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
Мы закладываем детям основы представлений о том, что быть гражданином – это не просто жить и принадлежать определённому государству мира, нужно любить традиции, обычаи, знать культуру и искусство своей страны. Дорожить и беречь природу, памятники архитектуры, чтобы сохранить их для будущих поколений.
Особое внимание мы уделяем формированию у детей толерантности по отношению к людям другой национальности и чувства гордости за свою нацию, и знакомству их с историей и культурой России. Все это происходит в различных видах детской деятельности: творческой, игровой, театрализованной, познавательной и др.
В рамках проектов воспитанники познакомились с историей, достопримечательностями и природой родного села, что позволило заложить основы патриотизма и любви к малой Родине. С детьми мы организовываем экскурсии по объектам села.
Мы оформили фотоальбом и презентацию «История моего села Липицы». Данная презентация сочетает в себе фотографии из прошлого и настоящего села Липицы.
Отдельный блок проектов посвящен ВОВ. У нас проходили встречи с ветеранами, вечера памяти павших, что помогло детям прочувствовать масштабность героизма участников войны и познакомиться с подвигами односельчан. У детей появилась гордость за великий подвиг народа и неприязнь к войне.
4. Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. Для чего мы разработали проект «Правовое воспитание дошкольников, тесно переплетающийся с патриотическим и этическим воспитанием.
Например, тема «Семья есть в программе «Этическая грамматика», в проекте «Маленький гражданин и в проекте «Мои права», а именно тема - «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье; Право знать своих родителей и право на их заботу». Соответственно образовательный процесс подчинен одной теме, которая раскрывается в разных видах деятельности детей.
Участники проектов изучили свои родословные, создали гербы и изготовили древо семьи.
5. Культурные практики формирования поведения и отношения, в процессе которых у ребенка формируется способность к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умение соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
Для чего мы знакомим детей с культурой и нормами поведения в обществе.
Воспитываем ценностное отношение к культурному наследию и историческому достоянию.
Вывод.
В результате активного включения в эти культурные практики, у детей к выпуску в школу наблюдается: сформированность основ гражданской идентичности, первичных представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира; происходит развитие их социальных, нравственных качеств, ответственности и толерантности.
Использование культурных практик способствует обогащению культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
Ссылки на источники:
1. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. - «Личность в социокультурном измерении: современность» – М. «Индрик», 2007 http://www.isiksp.ru/library/ krylova_nb/krylova-000001.html
2. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3. Лыкова И. А., Протасова Е. Ю. «Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки» - «Детский сад: теория и практика» 2015. № 5. С.6-18.