Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июнь 2023

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Букатина Светлана Борисовна
старший воспитатель
МБУ Центр "Росток"

Современное общество стало говорить о потребности в цифровизации всех сфер жизни – от экономики до образования. Данное развитие позволяют нам упрощать и оптимизировать многие процессы, а также получать доступ к огромному объёму информации. Но какой эффект они могут оказать на развитие детей? Разработчики софта и гаджетов ежегодно улучшают и упрощают свои продукты, делая использование электронных устройств доступным даже самым маленьким детям. В связи с этим, возникает вопрос: можно ли использовать цифровые технологии в детском саду с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и можно ли обеспечить безопасность их использования?

Ответ на этот вопрос – положительный. Подтверждение тому - государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Цифровые технологии в дошкольном образовании открывают новые возможности для образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ, но только при соблюдении ряда особенностей.

Во-первых, это учтет психофизиологических особенностей каждого ребенка с ОВЗ, а также отбор материалов в соответствии с группой дефицита и уровнем развития каждого ребенка.

Во-вторых, дети дошкольного возраста нуждаются в наглядных и конкретных примерах, поэтому цифровые технологии должны использоваться как дополнительное средство обучения, а не замена традиционным методам.

Также следует помнить о безопасности при работе с цифровыми технологиями. Для того чтобы дети могли безопасно жить в условиях цифровизации, необходимо научить их владеть этими технологиями и обеспечить максимальную безопасность и полезность онлайн-среды для детей. Родители должны быть в курсе последних тенденций в цифровой сфере и быть готовыми помочь своим детям. Педагогам в дошкольных учреждениях желательно включать обучение медиа-грамотности в учебный процесс в виде бесед-занятий, на которых дети будут учиться работать с планшетами, компьютерами и другими устройствами. Важно помочь детям развивать навыки критического мышления и различение между реальностью и манипуляциями, которые могут быть распространены в цифровых источниках информации. Необходимо учить дошкольников анализировать и оценивать информацию, чтобы не попасться на уловки фейковых новостей или негативного влияния.

В настоящее время педагоги нашего учреждения активно занимаются разработкой, апробацией и внедрением педагогических и информационно-коммуникационных технологий, а также совершенствуют формы и методы педагогической деятельности для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2022г. педагоги учреждения в рамках региональной инновационной площадки реализуют мероприятия проекта «Цифровые технологии как инструмент индивидуализации образовательного процесса детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Данный проект направлен на создание оптимальных организационных и методических условий, которые обеспечат индивидуализацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями, используя передовые цифровые технологии.

Одна из главных задач индивидуализации - работа с каждым ребенком в соответствии с его потребностями и особенностями развития. Цифровые технологии могут значительно помочь обеспечить правильный подход к каждому ребенку.

В своей работе педагоги нашего учреждения определили множество преимуществ применения цифровых технологий в работе с детьми с ОВЗ, из которых можно выделить следующие:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку

Цифровые технологии предоставляют уникальные возможности для индивидуализации образовательного процесса детей с ОВЗ дошкольного возраста. Они позволяют адаптировать учебный материал под конкретные потребности и интересы каждого ребенка, что способствует более эффективному усвоению знаний и навыков.

Один из главных преимуществ использования цифровых технологий – это возможность создания персонализированных программ обучения. Дети могут работать с материалом в своем собственном темпе, повторять сложные темы или быстро переходить к новым, в зависимости от своих способностей и потребностей.

На данный момент образовательная деятельность в нашем учреждении организована с частичным применением цифровых технологий по следующим направлениям:

- индивидуальные занятия по разделам адаптированной основной образовательной программы с каждым ребёнком;

- индивидуальные занятия по индивидуальным планам сопровождения с 36-ю детьми, составленным по итогам педагогической диагностики;

- с 1 ребёнком реализован индивидуальный проект по социальной адаптации «Дневник моей жизни».

Кроме того, цифровые технологии помогают создавать уникальные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Игры и приложения на планшетах и компьютерах стимулируют мышление, логический анализ, воображение и коммуникативные навыки.

Педагогами уже создан достаточный банк мультимедийных образовательных ресурсов, способствующих развитию у детей различных навыков, таких как логическое мышление, сенсорные эталоны, координация движений, расширение словарного запаса и др.

Еще один важный аспект использования цифровых технологий – это возможность дистанционного обучения или компенсирующая работа с длительно отсутствующими детьми. В случае, если ребенок не может посещать детский сад по некоторым причинам, он все равно может продолжать обучение и развитие в домашних условиях.

Наработка видеоматериалов для компенсирующей работы с длительно отсутствующими детьми пока еще находится на стадии апробирования.

2. Формирование коммуникативных навыков

Цифровые технологии предоставляют большие возможности для формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями. Использование интерактивных игр, приложений и онлайн-курсов помогает детям научиться общаться, выражать свои мысли и чувства, а также улучшить навыки чтения и письма.

Особенно цифровые технологии могут быть полезны в работе с детьми с аутизмом или задержкой речевого развития. Педагоги ведут поиск и мониторинг специальных приложений и программ по обучению речи, коммуникативных навыков, что позволяет значительно повысить эффективность занятий.

Однако не следует забывать, что использование цифровых технологий не должно стать заменой живому общению с педагогами и другими детьми. Важно подбирать правильные инструменты и контролировать время, которое дети проводят за экранами.

3. Увеличение доступности обучения

Использование цифровых технологий позволяет увеличить доступность обучения для детей с ОВЗ, так как можно использовать различные формы интерактивности, чтобы обеспечить максимально полное доведение знаний до ребенка.

4. Участие родителей

Педагоги учреждения оказывают консультативно-методическую помощь родителям в вопросах использования электронных ресурсов как источника развивающего обучения ребенка с ОВЗ. Уделяют особое внимание вопросам кибербезопасности, чтобы они могли эффективно поддерживать безопасность детей.

Родители детей с ОВЗ беспрепятственно включаться и участвуют в образовательном процессе, так как цифровые технологии позволяют использовать систему онлайн-доступа к ресурсам.

Одним из наиболее перспективных направлений, над которым педагогический коллектив планирует начать работать в дальнейшем в использовании цифровых технологий в работе с детьми с ОВЗ является применение виртуальной реальности. Это инновационный метод, позволяющий создавать искусственное окружение, которое полностью охватывает ребенка.

Виртуальная реальность может быть использована для проведения различных видов коррекционной работы, таких как логопедические занятия, упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений. Кроме того, при помощи виртуальной реальности можно создавать ситуации, в которых дети смогут тренироваться в социализации и коммуникации.

Применение данной технологии имеет ряд преимуществ. Во-первых, она, на наш взгляд, позволяет обеспечить более эффективную коррекционную работу. Во-вторых, использование виртуальной реальности может заинтересовать детей и стимулировать их активность и мотивацию к занятиям.

Однако необходимо учитывать некоторые ограничения и риски, связанные с использованием виртуальной реальности. Например, возможное воздействие на здоровье детей при длительном пребывании в виртуальном мире, а также необходимость строго контролировать качество программных продуктов. И что очень важно – это научить ребенка правильно использовать данное направление, привить ему культуру пользователя.

В заключение можно сказать, что цифровые технологии имеют огромный потенциал в образовании детей с ОВЗ дошкольного возраста. Они могут быть эффективным инструментом для индивидуализации образовательного процесса и поддержания интереса ребенка к учению. Кроме того, цифровые технологии позволяют детям развивать навыки, которые могут быть важными в будущем. Например, работа с компьютером или планшетом требует умения пользоваться различными программами и приложениями, что способствует развитию навыков информационной грамотности. Также дети могут учиться сотрудничать и коммуницировать с другими детьми через цифровые платформы, что развивает навыки социального взаимодействия.

Однако необходимо помнить, что использование цифровых технологий должно быть осознанным и грамотным, чтобы избежать негативных последствий для здоровья и развития ребенка.

Также стоит отметить, что цифровые технологии не являются панацеей от всех проблем в образовании детей дошкольного возраста. Важно сочетать использование новых технологий с классическими методами обучения, чтобы обеспечить всестороннее развитие ребенка.