Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Ошейко А.В., Галеева О.Н. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Библиографическое описание:
Ошейко А.В., Галеева О.Н. Домашнее задание по физической культуре: быть или не быть? // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Наш совместный опыт учителей физической культуры позволяет утверждать, что с помощью специальных методов и приемов увеличения общей и моторной плотности уроков, четкой системы домашних заданий, определенной организации массовой, внеклассной работы, можно добиться высокого уровня общефизической подготовки гимназистов.

Хотелось бы остановиться именно на домашнем задании. Для многих учителей ФК стало очевидным, что домашнее задание по нашему предмету является наиболее приемлемой и эффективной формой привлечение всех гимназистов к ежедневным занятиям ФК.

Какими же должны быть эти задания?

Они должны включать упражнения недельного двигательного режима, комплекса ГТО (соответствующие ступени). Упражнения, подобранные для домашних заданий, должны быть приемлемыми для выполнений именно в условиях дома. Строится на основе индивидуального подхода, по принципу – от каждого в зависимости от его способностей и возможностей, каждому – затраченные усилия, т.е. должен работать в меру своих сил и обязательно стараться выполнить заданную норму. Например:

Для мышц брюшного пресса и ту ловища.

1. И. п. - сед на стуле, прямые ноги справа от стула, стоящего напротив сиденьем к занимаю щемуся. 1 — перемах прямой левой через си денье влево; 2 — то же прямой правой; 3 — перемах правой вправо; 4 — то же левой.

2. И. п.— то же, что в упр, 1. 1—перемах, двумя через сиденье влево; 2 — то же вправо.

3. И. п.— то же, что в упр, 1, но стул, стоящий напротив, повернут спинкой к выполняющему упражнение. 1 — перемах левой через спинку влево; 2 — то же правой; 3 — перемах правой вправо; 4 — то же левой.

4. И. п.— то же, что в упр. 3. 1 — перемах двумя влево; 2 — то же вправо.

5. И. п.— то же, что в упр. 3, но ноги врозь; второй стул между ног. 1 — поднять прямые ноги, соединить и положить их на спинку стула; 2 — и. п.

Примечание. При выполнении упражнений 1—5 дыхание произвольное. Первые 2—3 недели упражнения выполнять из седа, затем из седа руки за голову.

6. И. п.— лежа на сиденье стула лицом вниз, руки и ноги касаются пола. 1—4-—прямые руки и ноги параллельно полу, держать. Дыхание произвольное.

7. И. п.— сед на стуле руки за головой, нога на ноге. Смена положения ног. Темп быстрый. Дыхание произвольное.

8. И. п.— сед, ноги на сиденье второго стула.

1 — наклон, выдох; 2 — и. п., вдох.

Упражнения для мышц ног

1. И. п.— стоя боком к стулу, прямая левая на сиденье, руки на пояс. 1 —- присесть на правой, выдох; 2 — и. п., вдох.

2. И. п.— стоя левым боком к стулу, носок прямой левой на сиденье. Движения левой вверх- вниз. То же, но стоя правым боком. Дыхание произвольное.

3. И. п.— между стульями упор присев на одной, другая впереди, руки опираются о си денье. 1—4— смена положения ног. Дыхание произвольное.

4. И. п.— стойка на коленях спиной к спинке стула, руки за голову. 1 — наклон назад, головой коснуться спинки стула, вдох; 2 — и. п., выдох.

5. Опираясь руками о спинку стула, прыжки на двух ногах.

Вот более сложным вопросом для нас является организация систематического контроля за выполнением домашних задании. Введя домашнее задание в гимназии мы пришли к выводу: для того, чтобы дети систематически выполняли задания, необходимо более действенное форма контроля – своеобразная коллективная защита достигнутых результатов. Например: первое домашнее задание мы даем в сентябре – это ежедневный бег (10 – 15 мин). на уроке мы рассказываем о влиянии беговых упражнений на организм человека, знакомим их с методикой тренировки, приемами самоконтроля, затем проводим урок по предложенной схеме. Затем прорабатываем режим с увеличенной нагрузкой. Таким образом гимназисты выполняют свое задание не только дома, но и в гимназии.

В октябре, (согласно календарному плану работы) у нас проводится осенний кросс на первенство гимназии. Цель, которая сдача ГТО в настоящее время, это очень актуально; а также определение лучших спортсменов гимназии, для формирования сборной, для участия в городском кроссе. В тоже время эти соревнования являются и как бы формой коллективной проверки выполнение каждым гимназистом домашних заданий. Ведь результат коллективной борьбы зависит от подготовленности каждого участника (команда класса).

В соревнованиях классы участвуют обязательно полными составами, поскольку этого требует система определения конечного результата: общее время, показанное классом, делится на списочное число учащихся. Лучший спортивный класс награждается грамотой. Индивидуальные оценки за домашнее задание, после тщательного анализа выставляются на последующих уроках, причем оценку определяет не время преодоление кроссовой дистанции, а положительный сдвиг учащимися благодаря самостоятельным занятиям. Таким образом, домашнее задание мы увязали с учебной программой, урокам, секционной работой (в это время проводятся занятие по легкой атлетике, комплексом ГТО). Мы считаем, что в этой системы работают все основные формы по привлечению гимназистов систематическим занятием. С введением комплекса ГТО в домашнее задание введены все виды испытаний (тестов) которые входят в комплекс ГТО. Так в октябре – это комплекс прыжковых упражнений, в ноябре – комплекс упражнений для мышц брюшного пресса, в декабре – комплекс силовых упражнений (отжимание, подтягивание), январь – февраль – лыжи, пулевая стрельба, март – комплекс упражнений на гибкость, апрель – комплекс скоростно – силовых упражнений, а в мае учащиеся сдают зачеты, ГТО. Мы делаем мониторинг уровня физической подготовленности.

Работу по введению домашнего задания мы начинаем с младших классов, так как в этот возрастной период, у детей ярко проявляется добросовестное отношение ко всем поручением учителя. В дальнейшем это позволит сформировать положительное отношение к домашним заданием. Конечно огромную помощь в организации домашнего задание оказывают родители которые тоже заинтересованы в том что бы их ребенок успешно сдал нормативы ГТО. Мы стараемся тесно сотрудничать с ними. Так учащие 9 б класса Ерцкин Александр защитил проект: «Первоклассник: учет спортивных достижений». Его проект направлен на воспитание у учащихся и их родителей устойчивого интереса физической подготовленности. Учащиеся первых классов не получают оценок если по другим предметам родители могут иметь представление об успеваемости, то по физической культуре нет. Поэтому он разработал карточку (исходя из тестов комплекса ГТО) которая позволит родителям оценить уровень физической подготовленности их детей в начале и в конце учебного года. Это в свою очередь позволит организовать совместную работу -нас, учащихся и их родителей.

Мы считаем, что домашнему заданию – быть! Только результаты самостоятельных занятий дома и плоды труда на уроках физической культуры дадут положительный результат.

Библиографический список

1. Верхлин В.Н., Верхлина Г.А. Работая в младшей школе/ Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». - 2009 г. - №8. - стр.40-43.

2. Воронин А.А. Домашнее задание и система контроля// Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». - 2008 г. - №3. - стр.16-21.