Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Сотникова О.С. ФОРМИРОВАНИЕ СООБЩЕСТВА «СЕМЬЯ И ШКОЛА»

Сотникова Ольга Степановна
учитель начальных классов, педагог допольнителного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 37" НМР РТ, г. Нижнекамска Республика Татарстан

Библиографическое описание: Сотникова О.С. Формирование сообщества «Семья и школа» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

На сегодняшний день социальная педагогика рассматривает семью, как первостепенную социальную среду, осуществляющую базисную социализацию детей благодаря усилению всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммуникативной (обще ние и через него — социализация), регулятивной, фелицитологической (ощущение счастья в семье), которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. [13, с 15].

В семье проходит важнейший период развития человека – детство, она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества.

В семье закладываются основы личности физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные привычки и качества.

В качестве субъектов выступают и макрофакторы (страна, этнос, общество), и мезофакторы (регион, место проживания), и, конечно, микрофакторы (родители ребёнка; прямые прародители - бабушки и дедушки; прямые тети и дяди ребёнка; старшие братья и сестры; другие члены семьи; семья как коллектив). [19 с 10].

Государство как субъект семейного воспитания детей осуществляет социальную политику в отношении поддержки, помощи и охраны прав семьи.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов объединяет многообразие отношений, а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечение членов семьи. Все эти явления и процессы, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. [11 c 23]

В этой социализирующей семейной среде есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно.

Поэтому под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий членов семьи и др. В технологии семейного воспитания можно выделить общие, особенные и единичные составляющие. Общие элементы присущи всем явлениям и процессам семейного воспитания, особенные представляют собой вариации на уровне типологии, а единичные присущи отдельно взятой семье.

Еще один институт социализации ребенка на первых этапах – это школа. Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами:

1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса;

2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях;

3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;

4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения. [12 с 52]

Мастерство педагога-воспитателя, по мнению А.С. Макаренко, не является «каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нет такой специальности, которой нельзя было бы выучить человека: специальность учителя - быть воспитателем, педагогом. Более того: быть воспитателем - это «очень легкое дело». Решающим условием при этом выступает тот бесспорный факт, что педагог должен быть личностью: личность воспитывается лич ностью, и потому личность педагога сама должна быть воспитана. В этой же новаторской логике решались и вопросы методики воспитательного процесса. Педагог-воспитатель, по его мнению, «имеет в своем распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы (коллективные и индивидуальные), думать об их будущем. Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем», - подчеркивал А.С. Макаренко. [14 с 105] Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:

1) цели государственной образовательной политики;

2) региональные социально-воспита-тельные цели;

3) цели как планируемые результаты развития личности школьника

Цели высшего уровня — это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах

1) формирование физически здоровой, духовно-богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

2) воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, ответственности пе ред собой и обществом;

3) формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образователь-ное пространство;

4) разностороннее развитие детей, их познава тельных интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

1) включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;

2) формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности; развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуро-творческого процесса;

3) приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремёслам;

4) включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);

5) организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определённая комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы так:

1) научить учиться;

2) научить жить;

3) научить жить вместе;

4) научить работать и зарабатывать. [21 с 50]

Понятие «воспитание» признаётся важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания. Единой для всех школ концепции воспитания нет и быть не может.

Каждый тип образовательного учреждения и определённое учреждение могут иметь свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д.

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. [21 с 167]

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками:

Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле.

Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.

Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. [2 с 246]

Учителю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

1.2 Взаимодействие семьи и школы как социально-педагогическая проблема

Для нормального прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом. Микроклимат создает среду, в которой поддерживается интерес ребенка к творческой активности, самореализации, личностному росту. Эта живительная среда необходима и в образовательном учреждении, и в семье. Пока же явное отчуждение семьи и образовательных учреждений существенно влияет на мотивацию детей к учению, их общее самочувствие и нравственное становление. [8 с 165]

Очевидно, что только при партнерском, заинтересованном и ответственном взаимодействии возможны преодоление всех этих проблем и объединение усилий семьи и образования в интересах личностного развития.

Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства — ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования. Процесс социализации ребенка наиболее эффективно осуществляется в сотворчестве всех субъектов (родителей, педагогов, самих детей) культурно-образовательного пространства. В этом контексте семья по отношению к образовательному учреждению выступает уже не только как потребитель и заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Образовательное учреждение, в свою очередь, тоже заинтересовано в тесном сотрудничестве с семьей как с единомышленником, союзником и соучастником образовательного процесса.

Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, нужно стремиться к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.

undefined

Для разрешения этой задачи необходимо выявить, прежде всего, профессиальное и социальное самочувствие учителей. Профессиональная деятельность учителей протекает в сложных и противоречивых условиях, конкретно это означает, что существуют проблемы:

undefined

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» - исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, со ветуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброже лательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Хорошо изве стно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель. [3 с 384]

Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование. [23 с 98]

Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.

Научно-практические подходы к организации взаимодействия

семьи и школы

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педаго гической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:

1) советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;

2) консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;

3) защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям. [16 с 76]

Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А. П. Ситник выделяет следующие:

1) однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;

2) жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;

3) основательно утрачены традиции народной педагогики;

4) если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;

5) возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.

Названные причины диктуют необходимость активизации работы по повышению педагогической культуры родителей, под которой понимается, достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологиче ских знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навы ки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий

Л.Н. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что «воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не вос питывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспитания детей, говорит писатель, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей». [1 с 147]

Антон Семенович Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог… и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью. Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью. Нужно детей в школе так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».

Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности. [14 с 105]

С.П. Шевырев, говорит о пользе «государственного воспитания», то есть школьного: во - первых, «характер из идеальной сферы семейной переходит в живую сферу обще ственных отношений», вторая польза, которую «оно приносит, состоит в приведении к единству разного образа мыслей, характеров, обычаев, привычек, предрассудков, из семей приносимых. Особенный дух семьи бывает весьма полезен для образования личного характера в человеке».[19 с 10]

Главная задача воспитания, по мнению С.П. Шевырева состоит в том, чтобы «предлагать питомцу надлежащую почву, пищу, свет и окружение, дабы при этих условиях развивался он сам. Учение, ограничиваясь только умственными способностями, составляет окончательную часть воспитания и представляет в образованном разумное сознание того, что приобретено самим воспитанником для жизни, - другими словами: учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом.» [25 с 43]

В.А. Караковский говорил о циклической структуре воспитательных мероприятий, замкнутой в пространстве учебного года. Основной такой структурой является годовой цикл из нескольких тематических периодов.

Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объёму мероприятия (соревнования, игры, конкурсы, фестивали и т.п.), объединённые общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом» - КТД.

Через КТД осуществляется целостное, комплексное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы. Рамки общешкольного комплексного воспитательного дела достаточно свободны, они не только позволяют проявлять, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариативность самовыражения класса и отдельного ученика. [17 с 318]

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Таким образом, на основе изучения данной проблемы можно сделать вывод, что, для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности.

Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Очевидно, что только при партнерском, заинтересованном и ответственном взаимодействии возможны преодоление всех возникающих проблем и объединение усилий семьи и образования в интересах личностного развития ребенка.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Это еще раз подтверждает актуальность данной проблемы и предполагает обобщение, анализ и моделирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка. В результате изучения проблемы были решены поставленные перед нами задачи.

1 Определили теоретические основы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания и социализации ребенка: охарактеризовали семью и школу как институты воспитания и социализации, обосновали взаимодействие этих институтов как социально-педагогическую проблему, а также рассмотрели научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы. На сегодняшний день социальная педагогика рассматривает семью, как первостепенную социальную среду, осуществляющую базисную социализацию детей благодаря усилению всех ее функций - воспитательной, рекреативной, коммуникативной, регулятивной, фелицитологической (ощущение счастья в семье), которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства.

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей на начальных этапах.

Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, нужно стремиться к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

В научной практике мы выделили идею А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся, подход С.П. Шевырева: «Учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом», разработку В.А. Караковского о циклической структуре воспитательных мероприятий, в которых участвуют и ученики, и родители, и учителя.

Можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности Идея интеграции предполагает, во-первых, целевое деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы, сплочение их в коллектив единомышленников. Во-вторых, гармонизацию учебной и внеучебной деятельности в целостной воспитательном процессе. И, наконец, в-третьих, интеграцию всех воспитательных сил: школы, семьи, в единый педагогический процесс.



1) Законодательные акты.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598,

2) Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

2 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 05.07.2001 № 505 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2003 №181).// Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, N 29, ст. 3016.

3) Нормативные акты.

3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

4) Учебники, монографии, диссертации.

4 Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М., 2008 -202 с.

5 Амоношвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 2011. – 560 с.

6 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М. 2008 – 464 с.

7 Бригидина Л.А. Школа для родителей - Благовещенск: Издательство государственного педагогического университета, 2010- 172 с.

8 Бурдуковская Е.А.,. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза – Благовещенск:,2009 -176 с.

9 Вендровская, Р.Б. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается – М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 2008 -240с.

10 Галагузова М.А. Методика и технология работы социального педагога. – М: Академия, 2012-192 с.

11 Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2009 -320 с.

12 Карнаух Н.В., Теория и практика гуманистических воспитательных систем: материалы всероссийской научной практической конференции. – Владимир: Изд. ВОИУУ, 2009 -216 с.

13 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М: Академия, 2010- 465 c.

14 Лодкина Т.В. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2013-192 с.

15 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей - М, Педагогика 2009 – с 105.

16 Мудрик А.В. Социальная педагогика: М.: «Академия», 2002. – 200 с.

17 Подласый И.П. Педагогика – М.: Просвещение 2007. – 432 с.

18 Селиванова Л.В. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2010 - 248 с.

19 Сластенин В.А. Методика воспитательной работы – М: Академия, 2002-144 с.

20 Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации - М.: ТЦ «Сфера», 2011-128 с.

21 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М: Академия, 2012-266 с.

22 Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога – М: Академия, 2011-208 с.

23 Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2011. – 365 с.

5 Статьи из периодических изданий.

24 Лебедев О.Е. Цели школьного образования // Российская школа: время перемен. - 2010 - № 2 с 50-60.

6) Справочные издания

25 Брагина Т.А. Как создать воспитательную систему. Учебно-методическое пособие. – Благовещенск, ИППК, 2012-187 с.

26 Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М.: Изд-во АСОПиР, 2009-380 с.

27 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2011. 480 с.

28 Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия - Большая Российская энциклопедия- – М.: 2008 – 860 с.