Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. Воспитание толерантной личности в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

По словам Советника Губернатора Ульяновской области по национальным вопросам Рамиса Сафина, толерантность – это не просто терпимое отношение к окружающим. «Мы должны понимать и принимать тот факт, что мир вокруг нас очень разнообразен. В соседстве с нами живут представители десятков национальностей, отличающихся своей неповторимой культурой. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни в Ульяновской области».

Не секрет, что в последнее время большое распространение в детской среде получили агрессивность, недоброжелательность и озлобленность. По этой причине проблема толерантности в школе является очень актуальной.

Толерантность – это активная нравственная позиция, психологическая готовность к терпимости ради позитивного взаимодействия с людьми другой нации, культуры, религии и социальной среды. Толерантность – это добродетель, с помощью которой можно достичь мира. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. В современной социокультурной ситуации школа должна стать тем местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем детям прививается уважение, как к своей культуре, так и к культурам других народов, ведь именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межнационального, межличностного, формального и неформального общения.

Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

Воспитание толерантной личности младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране, к окружающим людям – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России. Так как в данном возрасте ребенку присуще подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных норм. Поэтому полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь.

Для того чтобы возникли толерантные отношения, ребенок должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре страны: о семье, о своем родном крае, о героях, деятелях культуры, об ученых.

Программа начальных классов содержит богатый материал о нашей Родине, о ее истории. Внеклассная работа позволяет углубить знания детей. Начинаем эту работу с самого близкого и родного, с первого класса мы работаем с понятием «семья», раскрываем его смысл, сущность. Проводим в классе семейные праздники, классные часы: «Мои бабушки и дедушки», «Сердце матери», также ежегодно в школе проводится спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья».

Именно семья закладывает основу чувства уважительного и гуманного отношения, толерантности к людям независимо от их возраста, национальности и вероисповедания.

Большое значение в воспитании толерантности учащихся оказывает посещение музеев нашего города по абонементам проекта «Воспитай патриота». Для каждого возраста своя программа. За 4 года мы посещаем все музеи историко-мемориального музея - заповедника «Родина В.И.Ленина». Данный проект помогает воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего края, народам, их обычаям и традициям, чувство гордости за свое Отечество.

Во внеклассной работе применяем разнообразные виды и формы работ. Изучаем символику Ульяновска, России, классные часы («Сторона моя родимая», «Россия – родина моя», «Легко ли быть настоящим другом?», «Человек среди людей»,), праздники («День пожилого человека», «Масленица», фестиваль «Народы Поволжья», «Рождественские посиделки»), уроки памяти («Его имя носит наша школа» ко дню рождения Д.М.Карбышева), уроки мужества («Герои Великой Отечественной войны»), викторины («Сказки Поволжья», «Сказки народов России»), встречи с ветеранами войны и труда (ветеран Великой Отечественной войны Остапенко Мефодий), беседы («Моя семья», «Верность традициям свято храним»), коллективно - творческие дела (акция «Помоги птицам»), выставки, конкурсы рисунков (посвящённые 9 мая, 23 февраля), экскурсии (этнографический зал школьного музея «Костюмы народов Поволжья»).

Опыт работы школы по формированию толерантности востребован в мире, где живут люди разных национальностей и вероисповеданий. Наша педагогическая задача - помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, показать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное, в каждом, из нас: каков человек, а не его принадлежность к какой-либо национальности.

Литература:

1. Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.

2. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.

3. На пути к толерантному сознанию /А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000.

4. Обучение и развитие младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Волгоград: ВГПИ, 1990.

5. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Педагогич. поиск, 2000.

6. Практикум по возрастной психологии /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

7. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – М.: Генезис, 2000.

8. Рюмина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. – 2002. – № 2.

9. Скворцов Л.В. Толерантность иллюзия или средство спасения? // Публицистика и очерки. – М., 1997. – № 2. – Октябрь.

10. Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» //Вопросы психологии. – 2002. – № 1.

11. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. – СПб.: Питер, 2002.