Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Пудовкина Н.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Библиографическое описание:

Пудовкина Н.В. Методические аспекты формирования читательского интереса младших школьников в процессе выполнения творческих заданий // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

Анализ педагогического и методического опыта в контексте проблемы исследования

Актуальность и значимость предпринятого исследования обусловлены тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют определенных целей формирования читательского интереса младших школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Вопрос о формировании интереса к чтению был поднят в России еще В. Г. Белинским. В.Г. Белинский не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца 19 века. Об этом свидетельствует опыт учителей – словесников В.Я. Стоютина, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения В.Г. Белинского. «Он вдохнул - живую душу в школьную схоластику» - говорил Острогорский. Если передовые педагоги стремились придать чтению детей творческий характер, то официальная школьная методика оставалась в те годы в рамках объяснительного чтения. Система объяснительного чтения, направленная на толкование отдельных слов художественного произведения, мешала целостному восприятию прочитанного и не вызывала у школьников интереса к чтению. К концу 19 века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением, подобная той, которую мы переживаем сегодня. Выход из неё наметился к началу 20 века, когда на помощь школе пришла теория творческого чтения, на основе которой разрабатывалась методология и соответствующая методическая система. Идея творческого чтения нашла теоретическое обоснование в трудах российских учёных Н.А. Рубакина, Л.С. Выготского, А.А. Потебни.

Интерес к этой проблеме проявили и философы. В 1916 году вышла в свет книга Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в котором косвенно были затронуты и вопросы творческого чтения.

Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С.И.Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась – «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизни целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Среди них устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация, сочинение – размышление, творческий пересказ, читательский дневник.

В школьной педагогике система чтения выразилась в опыте учителя – словесника 30 – 40 – х годов М.А. Рыбниковой. В 60 – 80 – е годы создают свои работы профессионалы: И.Н.Тимофеева, Л.А. Виролайнен, О.Ф. Хузе, Л.И.Беленькая.

Творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребность в самореализации. На первый взгляд, кажется, что читающий человек ничего не создаётся, а лишь воспринимается творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение – это жизнь произведения в осознании читающего человека» - писал А.М. Левидов.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что во взглядах современных исследователей детское чтение воспринимается как педагогический процесс, направленный не только на приобщение детей к книге, а еще и на привитие любви к книге, на глубокий анализ прочитанного, что способствует развитию эстетического чувства и формированию нравственного сознания читателей.

Педагогической проблемой является приобщение к чтению детей младшего школьного возраста. Современными исследователями рассматриваются разные подходы приобщения к чтению учащихся.

Е. Н. Тимофеева указывает подход через изучение биографий писателей. З.И.Романовская [1] считает, что резервы устранения перегрузки программ по литературе в старших классах следует искать на уроках чтения в младших классах, Н. Н. Койкова-Подшивалова [2] и Е. Л. Николаева – в контексте внеклассного чтения; С. А. Икрамова, Л. И. Орлова – через выразительное чтение; И. Г. Жукова [3] – средствами этнопедагогики; С. В. Евтюшкин [4], Е. С. Салахутдинова [5], О. В. Шурпан [6] – в процессе обучения чтению; И. П. Сметанкина [7] – посредством чтения научно-популярной литературы о природе.

Исследование Т. Г. Галактионовой дает обобщение теоретических научных подходов по проблеме изучения интереса к чтению. Автором выделяются следующие характеристики, имеющие значение для приобщения к чтению:

•приобщение к взаимодействию и общению в социальной группе, опосредованной чтением;

•стремление и способность решать личностные и социально значимые проблемы средствами чтения;

•стремление к саморазвитию в аспекте чтения [8].

Основываясь на вышеизложенный анализ научно-теоретической литературы, можно сказать, что диапазон исследований многогранен. Приобщение к чтению ребенка посредством усиления роли в данном процессе семьи, библиотеки, школы для расширения предметного поля можно считать положительной тенденцией современного образования.

Если обратиться к историческому прошлому методики обучения, можно увидеть, что самостоятельная работа в качестве предмета для первой ступени обучения отражается в трудах К. Д. Ушинского. Он и его последователи (Н.Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, Н. А. Корф, Д.И. Тихомиров) раскрывали и выявляли отдельные аспекты обучения, а также описывали такие приемы преподавания, которые помогают формировать самостоятельную деятельность обучающихся.

К. Д. Ушинский высказал свои принципиальные подходы к решению данной проблемы настолько ярко, определенно и убедительно, что с ними невозможно спорить. Он утверждал: «Прежняя схоластическая школа взваливала весь труд учения на плечи детей … Следовавшая, затем школа ударилась в другую крайность: она взвалила весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не стоило никаких усилий. Новая школа требует, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал» [9].

Самой важной задачей, по мнению К. Д. Ушинского, является приучение ребенка к самостоятельной работе и к самостоятельной беседе с книгой, которая перед ним раскрыта. По его словам, необходимо не только приучить ученика к беседе с книгой, но еще и развить охоту к этой беседе [9].

Если же у ребенка не формируется умение задавать вопросы при чтении книги, то он не включается в решение этой задачи. Следовательно, основываясь на рассуждения К. Д. Ушинского, можно утверждать, что самостоятельность при работе с текстом осуществляется через разумную беседу с книгой. Не менее важным является изучение проблемы самостоятельной работы обучающихся при работе с произведениями, которая освещается в трудах выдающегося методиста конца XIX – начала ХХ века Д. И. Тихомирова, который раскрывает сущность самостоятельного чтения. По его словам, умение читать самостоятельно заключается в осознанном восприятии мысли и впечатления, составляющими содержание произведения, что и служит в дальнейшем аспектом самообразования школьника с помощью процесса чтения [10].

Автор не говорит о том, как без помощи учителя повысить самостоятельность ребенка при работе с текстом. Но когда он об этом говорил, особого мира детской книги для просвещения ребенка не существовало. Предложенная теория в системе подготовки читателя обозначалась как модель деятельности с книгой учителя и обучающихся, основанная на анализе типа деятельности квалифицированного читателя [11].

М. И. Оморокова считает, что интерес к чтению будет возникать тогда, когда у читателя будет сформирован навык осознанного чтения и развиты мотивы учебной деятельности. По мнению автора, в контексте общей задачи развития ребенка, начальная школа должна участвовать в формировании сознательного читателя, который проявляет интерес к процессу чтения и владеет не только прочными навыками чтения, но и способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой [12].

Одной из важнейших задач учителя начальных классов является формирование интереса к чтению, потребность в чтении. По требованиям ФГОС недостаточно умения только читать. Нужно уметь определять тему и основную мысль текста, современный урок литературного чтения должен быть направлен на развитие у детей эстетических способностей и эмоциональной отзывчивости.

Не менее важным является факт ограниченности круга детского чтения только произведениями школьной программы. И задача учителя заключается в том, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы возрастал интерес к чтению и книгам.

Современный учитель должен понимать, что чтение с мотивацией к любознательности и целенаправленному интересу будет являться педагогически организованным процессом, направленным на развитие желания и интереса к процессу чтения и урокам литературного чтения.

Уметь читать в широком смысле этого слова — значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл… Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное», - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

Комплекс творческих заданий для формирования читательского интереса младших школьников

Игровая деятельность в младшем школьном возрасте остаётся одной из ведущих. Поэтому одной из наиболее продуктивных для развития читательского интереса форм является организация литературных праздников и литературных игр [13].

Литературная игра. Игра с текстом, цель которой преобразовать существующий или создать новый текст. Смысл литературной игры заключается в том, что необходимо узнать художественное произведение по отдельным отрывкам. Можно воссоздать строки и строфы, по заданным словам, поставить и разгадать каверзные вопросы по прочитанным произведениям, отгадать имена литературных героев, фамилию автора, название книги и произведения по серии вопросов, воспроизвести героев и книги по описанию и т. д.

Урок-сказка. Чаще всего такие уроки используются при обобщении и систематизации знаний младших школьников. На занятии, как и в любой сказке, присутствуют положительные и отрицательные герои. В качестве завязки, используется проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, можно ввести необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

В повседневной учебной деятельности особенно актуальны уроки-отчеты. Это своеобразный отчет о прочтении книг внешкольной программы. Как правило, проводится два раза в месяц. К урокам-отчетам младшие школьники подготавливают читательский дневник, где фиксируют интересные эпизоды, делают рисунки. Учащимся необходимо объяснить, как вести читательский дневник, провести урок-инструктаж по теме «Мой читательский дневник».

Библиотечный урок организуют школьный библиотекарь и учитель. Он может проводиться абсолютно по любой тематике в течение всего учебного года. Темы записываются в календарно-тематическом планировании библиотекаря. Предварительно учитель и библиотекарь обсуждают все темы на учебный год, а потом верстают перспективный план с учетом вносимых корректировок.

Интересной формой творческой работы с младшими школьниками является сочинительство историй. Именно сочинительство помогает формировать их читательский и одновременно развивать познавательный интерес. Младшие школьники сочиняют и фантазируют на различные темы. Но педагогу необходимо осуществлять руководство, сформулировать темы, составить определенный план. Могут быть предложены, например, такие темы, как «Я сочиняю сказку», «Мои первые стихи» (особое внимание уделяется индивидуальной манере написания), «Мои сказки», «Мои первые книжки-малышки».

Реализация учителем в своей педагогической деятельности опросов и голосований может существенно облегчить задачу по подбору произведений для класса, так как предпочтения будут заранее известны.

Конкурс репортажей – импровизированная игра-соревнование, в процессе которой учащиеся пробуют себя в роли журналистов. Учитель на данном мероприятии выступает в роли ведущего. Младшим школьникам необходимо заранее подготовить «репортаж с места событий» («Репортаж с места событий, сегодня (дата) загорелся кошкин дом, по предварительным данным, причиной стала оставленная без присмотра печь» – по сюжету произведения С. Маршака «Кошкин дом»), «интервью с известной личностью» (с Незнайкой, Томом Сойером, Маленьким принцем и т. д.), «выпуск последних новостей» («Пропал мальчик, зовут дядя Фѐдор. Глаза голубые. Рост метр двадцать. Родители его ищут. Нашедшему – велосипед» (по произведению Э.Н. Успенского «Трое из Простаквашино») по мотивам заданного литературного произведения.

Подготовка к конкурсу репортажей формирует читательский интерес у младших школьников, так как учащиеся вовлечены в активную творческую деятельность, избирательно подходят к выбору книги, вчитываются в сюжет произведения, стараясь взять во внимание все важные детали.

Литературное караоке – это конкурс чтецов, который проводится под музыкальное сопровождение. Аналогично привычному караоке звучит мелодия, но вместо песни учащиеся читают стихотворения. Учащимся заранее выдаётся список произведений, который необходимо выучить к мероприятию. Путём жеребьёвки стихи распределяются между детьми. Музыка также заранее подбирается к произведению (соответствует ритму, размеру, настроению). Задача чтеца интуитивно подстроиться под ритм стиха и музыки. Таким образом, получится прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

Данная форма работы способствует развитию читательского интереса у младших школьников, так как в процессе подготовки учащимся необходимо вдумчиво прочитать стихотворение, мысленно расставить акценты. Желательно углубиться в историю написания произведения, чтобы точно уловить и правильно передать настроение произведения.

В последнее время особым общественным спросом пользуются квесты – это разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении. Может проводиться по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательное условие – наличие маршрутного листа с обозначениями остановок. На каждой остановке учащиеся получают тематические задания, выполняя их, постепенно продвигаются по маршруту квеста [13].

Задания могут носить творческий характер или быть сформулированы в форме вопроса. Они должны быть направлены на получение младшими школьниками новых знаний, что способствует развитию их читательского интереса, побуждает учащихся к дальнейшему исследованию проблемы и восполнению пробелов в знаниях, а также к чтению неизвестных литературных произведений.

Литературный каламбур. Опираясь на понятие «каламбур» (шутка, основанная на комическом использовании двух сходно звучащих, но разных по значению слов), такое мероприятие может быть посвящено творчеству писателей-однофамильцев (Л.Н. Толстой и А.Н. Толстой), разным произведениям со схожими или идентичными сюжетами, написанными в одну или разные эпохи, с целью произвести комическое впечатление. В ходе каламбура производится сравнение авторов и произведений, выясняются причины сходства и различий. Мероприятие протекает в непринуждѐнной атмосфере, что помогает усвоить материал в лѐгкой форме, произвести впечатление, получить положительные эмоции. Такая форма изучения литературы исключает возможность появления трудностей у младших школьников, что создаѐт ситуацию успеха, и становится важнейшей предпосылкой к развитию читательского интереса [14].

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, возможно, сделать процесс учения развивающей средой. Одним из приемов, используемых при формировании читательского интереса, является прием «Цветопись» (психорисунок), который даѐт возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Младшим школьникам предлагается нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Читая произведение, учащийся задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности [15].

Проект по созданию книжки-самоделки (книжка-малышка) с собственной придуманной сказкой, с самостоятельно подобранными иллюстрациями, играми, ребусами и кроссвордами является одной из эффективных форм формирования читательского интереса у младших школьников.

Библио-кросс проводится с целью привлечения к чтению книг. Учитель предлагает учащимся прочитать произведения на определенную тему или за установленное время. Победителем становится ученик, прочитавший максимальное количество книг. Формой контроля в данном случае может выступать презентация читательских дневников [16].

Литературная печа-куча (с японского – «болтовня») – это презентация кратких докладов, преднамеренно ограниченных по форме и во времени на неформальных конференциях. Литературная печа-куча проводится в традиционной форме: учащиеся подготавливают доклады, сопровождаемые красочными презентациями из 20 слайдов. Время, отводимое для показа одного слайда и его комментария, всего 20 секунд. Таким образом, выступление каждого оратора продолжается не более 6 минут 40 секунд. После каждого доклада ученики могут поделиться своим мнением или задать вопрос выступающему. Литературная печа-куча формирует читательский интерес, т.к. во время подготовки доклада учащиеся вовлечены в активную читательскую деятельность, стараясь взять во внимание все важные детали [17].

Одним из эффективных приемов формирования читательского интереса является литературный аукцион – литературная игра, повторяющая условия настоящих аукционов: победителем становится тот, кто последним даст правильный и самый полный ответ на заданный вопрос. При организации данного мероприятия необходимо приготовить книги для торгов, а также подобрать вопросы, которые будут заданы игрокам. Например: ведущий произносит фамилию известного писателя, участники поочередно называют его произведения. Можно предложить задание, где нужно вспомнить название книг, в которых встречается числительное, цвет или кличка животного. Другим условием аукциона может стать предложенная буква, игроки должны перечислить произведения, фамилии писателей или имена литературных героев, начинающихся на указанную букву. На торги могут выставляться предметы, принадлежащие литературным героям.

Сторисек (с англ. – «мешок историй) – литературный проект. Учитель в полотняный мешок складывает художественную иллюстрированную детскую книгу с дополнительными материалами. Это могут быть мягкие игрушки (главные герои книги), реквизиты (предметы обихода, бытовые предметы из произведения), компакт-диск с аудиозаписью текста произведения, шпаргалки для родителей в виде советов или рекомендаций. В мешок можно положить костюмы для инсценировки или пальчиковые куклы для минитеатра. Каждый ученик по желанию может взять сторисек домой для прочтения книги в кругу семьи. Основной целью сторисека является получение удовольствия от чтения, стимулирование интереса к книге, соответственно происходит активное формирование читательского интереса учащихся.

Флешбук – в течение установленного времени учитель знакомит учеников с определенной книгой посредством цитат из нее, иллюстраций, через биографию автора, через личные переживания и другой информации о книге, способствуя формированию читательского интереса школьников.

Главной задачей учителя начальных классов является – научить младшего школьника читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить его к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса. Работа по развитию читательского интереса у младших школьников должна проводиться своевременно и систематически. Представленные формы и приемы способствуют формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

На уроках литературного чтения важно практиковать разнообразные виды творческих работ.

1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

1.1 Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

Можно использовать следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов. На одном из уроков можно рассказать о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

Свой рассказ учитель конкретизирует определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника. После этого предлагается ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.

Во втором классе данную работу можно выполнить по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» [1. с. 78-84].

1.2 Рецензирование детьми созданных рисунков.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями.

Делают это так: каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;

* школьники обмениваются рисунками;

* получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;

* сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником. (Приложение 1)

Данный вид заданий лучше начинать использовать с 3 класса, когда учащиеся более осознанно читают текст.

1.3 Метод моделирования.

Это введение системы «заменителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги. Начиная со 2 класса, учащиеся умеют смоделировать настроение героев в виде смайликов. В дальнейшем, работа по моделированию усложняется.

Таким образом, моделирование позволяет:

* включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;

* дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

* создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

* поддержать интерес к художественной литературе;

* обогащать духовный мир ребенка;

*осознанно воспринимать художественные произведения. (Приложение1)

2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

2.1 Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с 1-го класса, важно учить детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.

(Приложение 2)

2.2 Творческое пересказывание.

Задания такого вида лучше вводить в 4 классе, когда учащиеся более осознанно подходят к анализу произведений.

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора.

Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения, и помогают полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивают творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

2.3 Продолжение произведения (придумывание конца).

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. (Приложение 2)

2.4 Творческое сочинение.

Для развития творческих способностей с 3 класса нужно использовать написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

* привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;

* мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;

* упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия авторов читаются вслух и обсуждаются. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

2.5 Отзыв-рецензия.

Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только дать оценку прочитанному произведению, но и глубже усвоить смысл произведения.

Вариант структуры отзыва:

* Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

* Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.

* Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

Можно организовать письмо отзыва следующим образом: в классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем учитель проверяет поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы зачитаются товарищам.

После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, а на их месте вывешиваются новые отзывы.

Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.