учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 177» г. о. Самара
Формирование связной монологической речи у дошкольников является важнейшей задачей, ибо монологическая речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.
Известно, что С. Л. Рубинштейн (1973), А. М. Леушина (1941), Д. Б. Эльконин (1989), Л. С. Выготский (1982) считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т. д. были расположены в важной для развёрнутого высказывания последовательности.
Очень важно научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребёнка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребёнка должен лежать непосредственно речевой мотив.
Необходимо добиваться закрепления навыков связной речи не только на логопедических занятиях, но и вне занятий, под контролем родителей.
Работа будет осуществляться двумя методами: наглядными и словесными.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной значимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. В нашем случае наглядный метод – это рассматривание серий сюжетных картинок.
К словесным методам мы отнесли рассказ. Рассказ – это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Мы использовали его для создания образца правильно выразительной и связной речи, для подготовки детей к последующей самостоятельной работе. Рассказ сопровождается демонстрацией серии сюжетных картинок.
В процессе логопедического воздействия использовались и словесные приёмы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
При проведении занятий по формированию связной речи необходимо учитывать следующие методические принципы:
1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от трехсловных предложений к четырехсловным, от фраз к рассказу).
2. Постепенная активизация речи в ходе занятия детей, но только на уровне фразовых ответов.
3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях, с целью повышения речевой активности.
Основные направления работы
Эффективность обучения зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной цели;
- чередование и вариативность упражнений;
- воспитание внимания к речи.
Реализация направлений осуществляется поэтапно, последовательно: сначала отрабатывается первый этап; после того, как дети его освоили, реализуется второй этап работы и затем третий, заключительный, этап.
I этап. Формирование навыка установления последовательности событий по сериям сюжетных картин. На данном этапе можно выделить следующие направления:
1. Формирование умения анализировать наглядность.
2. Формирование представлений о связном тексте.
3. Формирование умения устанавливать правильную последовательность картинок серии, объединенных одной темой.
II этап. Формирование навыка построения связного текста по серии сюжетных картин. На данном этапе мы определили следующие направления:
1. Формирование навыка построения простого предложения по каждой картинке серии.
2. Формирование навыка построения распространенного предложения по каждой картинке серии.
3. Развитие представлений о средствах межфразовой связи.
4. Формирование умения составлять рассказ, по опорным словам, и вопросам, ориентируясь на серию сюжетных картинок.
5. Формирование навыков самостоятельного выявления временной и логической последовательности событий, изображенных на картинках серии, и составление на этой основе устного рассказа.
III этап. Закрепление навыка построения связного текста по сериям постепенно усложняющихся сюжетных картинок.
Работа с родителями.«Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят отклика у родителей и ближайшего социального окружения».
У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства со стороны родителей. Необходимо доказать родителям необходимость совместных усилий в преодолении нарушений связности речи, рассказать о плане дальнейшей работы.