Библиографическое описание:
Альмухаметова О.П. Использование современных образовательных технологий в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Здесь нельзя не вспомнить слова Российского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Все, что включает в себя понятие "современная школа" устаревает так же быстро, как мобильные телефоны.
Образовательный и профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и педагогам. Время изменяет не только урок, но и педагога, а с ним модифицируется и характер педагогической деятельности.
То есть происходит модернизация образования, а соответственно и преподавать в современной школе нужно по-современному.
Важными словами для меня являются слова доктора педагогических наук Надежды Егоровны Щурковой «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы». Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Бесспорно, у каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку.
Основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за четыре года осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Главное детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д.
Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использую в своей работе:
ü технология проблемного обучения;
ü технология проектного обучения;
ü информационно-коммуникационные технологии;
ü технологии игрового обучения;
ü здоровьесберегающие технологии;
ü технология критического мышления;
ü дистанционные образовательные технологии
Остановимся подробнее на каждой технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уровне не только овладения умениями и навыками, но и формирования у каждого обучающегося внутренней потребности гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности.
В структуре урока, применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
Например:
·положительный эмоциональный настрой на уроке;
·оптимальный темп ведения урока;
·подача материала доступным рациональным способом;
·наглядность;
·смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
·физкультминутки, динамические паузы;
·дифференцированный подход в обучении;
·групповая работа, работа в парах;
·игра, игровые моменты;
·воспитательные моменты на уроке (беседы);
·санитарно – гигиенические условия.
Часто мною применяется игровая технология.
Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы) - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Работа в группах.
Тестовые вопросы. Целесообразно использовать этот прием при закреплении учебных навыков. Например: ученику необходимо быстро ответить на вопросы учителя.
На доске записано число 36.
1) Назовите число: а) большее 36; б) меньшее 36.
2) представьте число 36 в виде суммы: а) двух равных слагаемых; б) двух неравных слагаемых; в) трех неравных слагаемых; г) трех равных слагаемых.
3) назовите дополнение числа 36: а) до 100; б) до 1000.
4) представьте число 36 в виде произведения: а) двух равных множителей; б) двух неравных множителей
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения».
Очень точно подметил Роджер Левин "Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Моей первостепенной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Эссе
6. Приём «Корзина идей»
7. Приём «Составление синквейнов»
8. Метод контрольных вопросов
9. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
10. Приём «Чтение с остановками»
11. Приём «Взаимоопрос»
12. Приём «Перепутанные логические цепочки»
Работая с детьми, стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Обучающийся на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная проблема часто формулируется обучающимися, а не дается в готовом виде.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю обучающимся самостоятельно «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются, чем знания, преподнесенные обучающимся в готовом виде.
«Открытие» окрыляет ребенка, ведь, совершая его, дети выступают не как исполнители, а как творцы. Это способствует «раскрытию» его личности, положительно влияет на ее развитие. Поэтому на моих уроках дети учатся творить, мечтать, добывать знания самостоятельно. Я учу детей оценивать работу товарища и свою собственную, радоваться успехам и творчески подходить к выполнению заданий.
Например:
Урок математики во 2 классе.
При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:
Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети: Мы такие ещё не решали.
Учитель: В чём затруднение?
Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
Компьютерные технологии помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль. Моих учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. Это одно из средств, помогающих усвоить учебный материал детям с различными типами восприятия и переработки информации.
Использую компьютер на уроках при изучении окружающего мира, на уроках математики, русского языка при отработке базовых знаний, умений и навыков.
Например, отрабатывая знания, умения и навыки по русскому языку я применяю интерактивные тесты «Определи склонение существительных», «Правописание слов с безударными гласными», «Вставь букву» и. т. д. Выполнение такого теста вызывает огромный интерес у ребят, а самое главное ученик тут же получает результат.
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Считаю, что технология проектной деятельности открывает новые возможности для создания интереса, обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков способствует развитию ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.
Наиболее эффективные это уроки – исследования, мини – исследования, исследование в домашнем задании, проект по теме, исследовательские работы, представляемые на конкурсах, научно-практических конференциях.
Например:
В результате проектной деятельности учащимися класса, родителями и учителем были созданы, оформлены и представлены проекты:
• «Моя родословная» (ребята вместе с родителями составляли родословное древо, определяли, с кем из родных имеют общие черты во внешности, в характере).
• «Былины»
• «Богатыри земли русской»
• «Сочиним сказку» и другие.
Метод проекта на уроках по литературному чтению
· придумать концовку рассказа,
· нарисовать иллюстрации к произведению,
· придумать свою сказку на новый лад.
Данные мероприятия способствовали социализации детей, воспитанию у них нравственных чувств и этического сознания.
Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко, отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
Главное детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д.
Сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) поможет учителю в решении этой проблемы. Использование ДОТ в начальной школе позволяет сделать процесс обучения более интересным для детей и продуктивным.
Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
ü обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
ü свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
ü мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
ü технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
ü творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
ü разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).
Применение форм дистанционного обучения рассчитано на работу с обучающимися разных категорий:
ü работа с обучающимися с ОВЗ
ü коррекция знаний обучающихся
ü работа с одарёнными детьми
Педагоги организуют дистанционное взаимодействие на разных сетевых площадках, создают интернет-сайты и т.д.
Примеры использования образовательных веб-сервисов приведены в таблице.
Веб-сервис
Использование
http://learningapps.org/
создание интерактивных образовательных тренажёров
spiderscribe.net/
создание ментальных карт (карт знаний), организация «Мозгового штурма»
http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/
создание облака ключевых слов
goanimate.com/videos/
создание видеороликов и мультфильмов
Google Forms
создание тестов и анкет (в т. ч. для родителей)
Google - таблицы
совместная работа по созданию таблиц и работы с информацией
Google - презентации
создание и совместное редактирование презентаций
QR – код
объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала.
Конструктор тестов
«Оnline Тest Рad»
позволяет без труда создать свой мини-сайт, разработать тесты, кроссворды и др., разместить свои материалы и КИМы коллег. Служит для организаци подготовки учеников к контрольным работам и ГИА.
«Учи.ру»
это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
«Якласс»
информационный интернет портал для школьников. учителей и родителей. Этот своеобразный журнал учителя, который позволяет проводить тестирования знаний ребенка удаленно.
testedu.ru
Содержит огромное количество тестов для начальной, основной и средней школы. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это сам и выдаст процент правильно решенных заданий
Решу ВПР
Образовательный портал для подготовки к экзаменам, содержит задания для подготовки к ВПР с решениями.
Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. В результате включения школьников в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыком в течение всей жизни.
Применение форм дистанционного обучения привело к росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня, высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ и ВПР. Классы начальной школы лидируют на сервисе «ЯКласс» в «Топе классов в школе», занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях самого разного уровня.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся.
На уроках нужно пробовать себя как учителя-сценариста, режиссера, партнёра.
А с целью эффективности образовательного процесса применяю фронтальную, индивидуальную, коллективную, самостоятельную формы работы.
Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль и место в окружающем его мире.
Разнообразные современные образовательные технологии, применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности воспитанников, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Список литературы
1. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2, 2009.
2. Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ: методическое пособие/ Е.А. Марковская, И.В. Муштавинская-СПб.: СПб АППО, 2010.
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
6. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.
Альмухаметова О.П. Использование современных образовательных технологий в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Здесь нельзя не вспомнить слова Российского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Все, что включает в себя понятие "современная школа" устаревает так же быстро, как мобильные телефоны.
Образовательный и профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и педагогам. Время изменяет не только урок, но и педагога, а с ним модифицируется и характер педагогической деятельности.
То есть происходит модернизация образования, а соответственно и преподавать в современной школе нужно по-современному.
Важными словами для меня являются слова доктора педагогических наук Надежды Егоровны Щурковой «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы». Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Бесспорно, у каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку.
Основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за четыре года осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Главное детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д.
Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использую в своей работе:
ü технология проблемного обучения;
ü технология проектного обучения;
ü информационно-коммуникационные технологии;
ü технологии игрового обучения;
ü здоровьесберегающие технологии;
ü технология критического мышления;
ü дистанционные образовательные технологии
Остановимся подробнее на каждой технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уровне не только овладения умениями и навыками, но и формирования у каждого обучающегося внутренней потребности гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности.
В структуре урока, применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
Например:
·положительный эмоциональный настрой на уроке;
·оптимальный темп ведения урока;
·подача материала доступным рациональным способом;
·наглядность;
·смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
·физкультминутки, динамические паузы;
·дифференцированный подход в обучении;
·групповая работа, работа в парах;
·игра, игровые моменты;
·воспитательные моменты на уроке (беседы);
·санитарно – гигиенические условия.
Часто мною применяется игровая технология.
Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы) - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Работа в группах.
Тестовые вопросы. Целесообразно использовать этот прием при закреплении учебных навыков. Например: ученику необходимо быстро ответить на вопросы учителя.
На доске записано число 36.
1) Назовите число: а) большее 36; б) меньшее 36.
2) представьте число 36 в виде суммы: а) двух равных слагаемых; б) двух неравных слагаемых; в) трех неравных слагаемых; г) трех равных слагаемых.
3) назовите дополнение числа 36: а) до 100; б) до 1000.
4) представьте число 36 в виде произведения: а) двух равных множителей; б) двух неравных множителей
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения».
Очень точно подметил Роджер Левин "Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Моей первостепенной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Эссе
6. Приём «Корзина идей»
7. Приём «Составление синквейнов»
8. Метод контрольных вопросов
9. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
10. Приём «Чтение с остановками»
11. Приём «Взаимоопрос»
12. Приём «Перепутанные логические цепочки»
Работая с детьми, стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Обучающийся на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная проблема часто формулируется обучающимися, а не дается в готовом виде.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю обучающимся самостоятельно «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются, чем знания, преподнесенные обучающимся в готовом виде.
«Открытие» окрыляет ребенка, ведь, совершая его, дети выступают не как исполнители, а как творцы. Это способствует «раскрытию» его личности, положительно влияет на ее развитие. Поэтому на моих уроках дети учатся творить, мечтать, добывать знания самостоятельно. Я учу детей оценивать работу товарища и свою собственную, радоваться успехам и творчески подходить к выполнению заданий.
Например:
Урок математики во 2 классе.
При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:
Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети: Мы такие ещё не решали.
Учитель: В чём затруднение?
Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
Компьютерные технологии помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль. Моих учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. Это одно из средств, помогающих усвоить учебный материал детям с различными типами восприятия и переработки информации.
Использую компьютер на уроках при изучении окружающего мира, на уроках математики, русского языка при отработке базовых знаний, умений и навыков.
Например, отрабатывая знания, умения и навыки по русскому языку я применяю интерактивные тесты «Определи склонение существительных», «Правописание слов с безударными гласными», «Вставь букву» и. т. д. Выполнение такого теста вызывает огромный интерес у ребят, а самое главное ученик тут же получает результат.
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Считаю, что технология проектной деятельности открывает новые возможности для создания интереса, обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков способствует развитию ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.
Наиболее эффективные это уроки – исследования, мини – исследования, исследование в домашнем задании, проект по теме, исследовательские работы, представляемые на конкурсах, научно-практических конференциях.
Например:
В результате проектной деятельности учащимися класса, родителями и учителем были созданы, оформлены и представлены проекты:
• «Моя родословная» (ребята вместе с родителями составляли родословное древо, определяли, с кем из родных имеют общие черты во внешности, в характере).
• «Былины»
• «Богатыри земли русской»
• «Сочиним сказку» и другие.
Метод проекта на уроках по литературному чтению
· придумать концовку рассказа,
· нарисовать иллюстрации к произведению,
· придумать свою сказку на новый лад.
Данные мероприятия способствовали социализации детей, воспитанию у них нравственных чувств и этического сознания.
Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко, отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
Главное детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д.
Сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) поможет учителю в решении этой проблемы. Использование ДОТ в начальной школе позволяет сделать процесс обучения более интересным для детей и продуктивным.
Дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
ü обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
ü свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
ü мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
ü технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
ü творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого;
ü разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и оценивание работ учащихся).
Применение форм дистанционного обучения рассчитано на работу с обучающимися разных категорий:
ü работа с обучающимися с ОВЗ
ü коррекция знаний обучающихся
ü работа с одарёнными детьми
Педагоги организуют дистанционное взаимодействие на разных сетевых площадках, создают интернет-сайты и т.д.
Примеры использования образовательных веб-сервисов приведены в таблице.
Веб-сервис
Использование
http://learningapps.org/
создание интерактивных образовательных тренажёров
spiderscribe.net/
создание ментальных карт (карт знаний), организация «Мозгового штурма»
http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/
создание облака ключевых слов
goanimate.com/videos/
создание видеороликов и мультфильмов
Google Forms
создание тестов и анкет (в т. ч. для родителей)
Google - таблицы
совместная работа по созданию таблиц и работы с информацией
Google - презентации
создание и совместное редактирование презентаций
QR – код
объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала.
Конструктор тестов
«Оnline Тest Рad»
позволяет без труда создать свой мини-сайт, разработать тесты, кроссворды и др., разместить свои материалы и КИМы коллег. Служит для организаци подготовки учеников к контрольным работам и ГИА.
«Учи.ру»
это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
«Якласс»
информационный интернет портал для школьников. учителей и родителей. Этот своеобразный журнал учителя, который позволяет проводить тестирования знаний ребенка удаленно.
testedu.ru
Содержит огромное количество тестов для начальной, основной и средней школы. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это сам и выдаст процент правильно решенных заданий
Решу ВПР
Образовательный портал для подготовки к экзаменам, содержит задания для подготовки к ВПР с решениями.
Подводя итог, хочется отметить, что объединение дистанционного и традиционного очного обучения все более перспективно. В результате включения школьников в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для обучения развития практических навыком в течение всей жизни.
Применение форм дистанционного обучения привело к росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня, высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ и ВПР. Классы начальной школы лидируют на сервисе «ЯКласс» в «Топе классов в школе», занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях самого разного уровня.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся.
На уроках нужно пробовать себя как учителя-сценариста, режиссера, партнёра.
А с целью эффективности образовательного процесса применяю фронтальную, индивидуальную, коллективную, самостоятельную формы работы.
Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль и место в окружающем его мире.
Разнообразные современные образовательные технологии, применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности воспитанников, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Список литературы
1. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2, 2009.
2. Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ: методическое пособие/ Е.А. Марковская, И.В. Муштавинская-СПб.: СПб АППО, 2010.
3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
6. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.