В отличие от детей раннего возраста, социальную среду которых составляют чаще всего только родители, социальное взаимодействие старших дошкольников расширяется и характеризуется общением с другими родственниками, педагогами, а также сверстниками.
При нормальном развитии у детей 6-7 летнего возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.
В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых.
Семья оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Заинтересованные родители всегда стараются воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Дети чётко улавливают оттенки настроения взрослых. Естественно, ребенок хорошо понимает и различает, когда с ним разговаривают заинтересованно, а когда формально. Если взрослые только делают вид, что слушают какой-то рассказ, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собирался рассказывать, и замкнется.
Ребенок в этом возрасте может передавать оттенки чувств, эмоций, но одновременно в силу неравномерного развития может говорить очень быстро, запинаться, повторять слова. Для того, чтобы запинки не стали постоянными, быстрый, сбивчивый темп речи не закрепился, взрослым следует следить как за своим темпом речи, так и за темпом речи ребенка. Не следует торопить ребенка, ускорять его речь, нужно дать ему возможность спокойно высказать свою мысль. Так же не следует ребёнка перегружать сложными словами или выражениями, трудными для его восприятия или понимания.
В этом возрасте необходимо тренировать фонематическое восприятие. Оно напрямую связано с развитием слухового внимания и слуховой памяти. Ребенок должен уметь вслушиваться в речь окружающих, а также уметь различать любые неречевые звуки (шум ветра, дождя, машины и т. д.)
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят телефон, планшет и телевизор. Однако даже самые лучшие детские передачи, видео-игры или фильмы не могут заменить общения родителей со своими детьми. Общение с родителями было и остается важнейшим условием развития у ребенка правильной речи.
Существенно отражается на речевом развитии дошкольников и опыт общения со сверстниками. Большое разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем и координируют его. Полезно и общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Участие старших детей в играх с младшими, рассказывание малышам сказок, показ драматизации, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности их речи, творческих речевых способностей.
Для развития речи очень важно общение ребёнка с педагогом. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Дети общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой, трудовой и учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации воспитателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.
Таким образом, развитие речи дошкольника во многом зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребёнка.
Роль семьи в речевом развитии ребенка значима. Все усилия воспитателей по развитию речи детей 6-7 лет без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Хорошего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей и воспитателей. Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязано - решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.
Список литературы:
1.Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2015. 159 с.
2.Ельцова О. М., Терехова А. Н., Горбачевская Н. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 2008. 192 с.
3.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. 208 с.
4.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. 208 с.
5.Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2008. 240 с.