Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Февраль 2022

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аксенова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр»
с. Сергиевск, Самарская область
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у детей с ОВЗ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира»

В.А.Сухомлинский

Сегодня в условиях реализации ФГОС учителям начальных классов, работающим с детьми с ОВЗ нужно создать условия, которые ориентированы на полноценное и эффективное получение начального общего образования, при котором необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий.
У детей с ОВЗ достаточно часто наблюдается их застенчивость и нерешительность, незаинтересованность и равнодушие, следовательно, пассивность к учебной и внеурочной деятельности. Поэтому обучение и воспитание детей с ОВЗ необходимо строить таким образом, чтобы у них проявился интерес к знаниям, появилась потребность в усвоении учебного материала, развивалась инициатива и самостоятельность.
Несомненно, игровая технология – самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании таких детей, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям.
Очень важно при конструировании учебного процесса, моделировать разные проблемные ситуации жизни, решающие через введение игровой ситуации.
Для того чтобы включить игру в учебно-воспитательный процесс, учитель должен понять функции и классификации педагогических игр.
В.В.Петрусинский в книге «Игры – обучение, тренинг, досуг», выявляя роль игровой деятельности, пишет о том, что одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. Обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
2. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
3. Коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов; свободное сотрудничество школьников с учителем
4. Релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
5. Психотехническая (Коррекционная) – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая - цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом».
Взаимодействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить.
В игре обогащается и развивается словарь, формируется правильное отношение к природе, окружающих предметах. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.
Поэтому в своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
• В качестве части урока (например, при работе с терминами).
«Лото": на доске написаны с одной стороны слова, на другой значения. Соединить стрелками слова и значение.
Кто быстрее?
Варианты заданий могут быть разные: вывешиваются 2 группы картинок для их соответствия или математические примеры и ответы.
«Поймай мяч"
Ведущий называет часть слова (тет...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (… радь).
Можно задавать вопросы по теме, а учащийся должен дать ответ. Также попросить дать определение какого-либо термина по теме. Варианты могут быть разные. В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
«Словарный аукцион».
Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. Можно вручать жетоны разных цветов за ответы.
Можно также предложить несколько занимательных игр, которые я использую на уроках:
«Пантомима»
Цель: формирование активных лексических навыков лексических единиц по теме «Глаголы». Ход: ведущий должен изобразить какое-либо действие, а остальные должны отгадать его. Поощряется, если ученики придумывают смешные варианты.
«Умный конверт»
Цель: формирование чтения. Ход: Ученики встают в круг, и, пока звучит музыка, передают друг другу конверт. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руках конверт, достает листок, читает написанное на нем.
«Послушай и назови»
Цель: упражнять в счете звуков.
Ход: Учитель предлагает детям взять карточки с цифрами и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытыми глазами посчитать звуки, а затем найдите карточки, на которых на 1 число больше (меньше), чем количество звуков» и т. п. Игра повторяется несколько раз.
Важно научить детей на занятиях по математике ориентироваться на листе бумаги, для этого использую рисование цветными карандашами, которое имеет коррекционную направленность. Например, даю детям листок, расчерченный на квадраты, и предлагаю нарисовать в правом верхнем углу цветок, в левом нижнем – домик и так далее.
Игра “Найди слова в картине” Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.
“Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
- “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.
- “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.
Отгадай загадку и запиши отгадку-схему.
Разучивание пословиц и скороговорок, которые очень нравятся детям. А воспроизводят скороговорки по картинкам.
Игра «Послушай звуки — скажи целое слово» Цель: Упражнять детей в собирании слов из звуков. Краткое описание: Ребенку называются отдельные звуки, например, С, Т, У, Л. Он называет слово — «стул», показывает картинку, обозначающую это слово.
«Прочитай слово – найди картинку» Цель: Упражнять детей в умении читать. Краткое описание: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово на доске магнитными буквами.
Игра "Мостик".
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.
Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.
Литература
1. Игры – обучение, тренинг, досуг (под ред. В.В.Петрусинского). М. Новая школа, 1994.
2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.,1987.
3.Кудимова Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5.
4.Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Вако, 2005..
5.Синицына Е. И., Умные слова. М.: Лист, 1997.
6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2005..
7.Юрова Е. В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: Астрель, 2001.