Библиографическое описание:
Щирова Г.Ю. Направления коррекционно-развивающей работы при артикуляционно-акустической дисграфии // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.
Уровень сформированности письма и чтения, типы ошибок на письме и причины данных ошибок
У ребёнка при письме смешивание букв, обозначающие близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки. Пропуск, искажения, замена (д-т, а-о) букв на письме. Под диктовку пишет с многочисленными ошибками. Элементы букв неправильно соединены. Не может выполнять звуко – буквенный анализ слов, выделять в словах общую часть (корень). Путает звуки гласные и согласные, мягкие – твёрдые, звонкие – глухие. В итоге:
замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (д-т)
замена и смешение гласных: о-а
Исходя из этого у ребёнка артикуляционно-акустическая дисграфия, в основе, которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит.
Основы коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
· совершенствование речевых навыков;
· формирование соответствующих предпосылок интеллекта;
· формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;
· формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.
Приёмы
1. Проговаривание малых стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок, скороговорок, с изменением громкости, высоты, темпа голоса.
2. Аналогично чтение слоговых таблиц.
3. Первый этап
– упражнения на уточнение произносительного и слухового образа смешиваемых звуков.
- узнавание гласных по артикуляции.
- выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.
- назвать, подобрать, придумать слова с заданным звуком.
- определить наличие заданного звука в слове.
- определить место заданного звука в слове звуком из предложения.
- выделить слова с данным звуком.
4. На втором этапе
– упражнения на сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
- ‘’Наоборот’’ - составление слов со смешиваемыми звуками из разрезной азбуки.
- отгадывание ребусов, кроссвордов со словами со смешиваемыми звуками.
- дополнить предложение словами- квазиомонимами (кашу – кассу, мишку – миску)
- добавь ь в середину слова (банка,уголки)
Упражнения для коррекции артикуляционно-акустической дисграфии (примеры):
Используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:
Упражнение «Корректурная правка»
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Упражнения на различение звуков:
-Предложить придумать слова со звуком Д и Т.
-Поднять букву Д или Т в зависимости от различия ее в услышанном слове.
-Выкладывание под буквами Д и Т картинок, в которых содержатся эти звуки.
-Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (_ом, _ом, дом, том).
-Соедини схемы слов и картинки
-Послушай ряды слогов и сочетаний звуков. Запиши их по памяти
са-за-зя-со
узу-усу-уси
зе-се-езе-иси
аса-озо-усу-юсю
-Вставь пропущенную букву д или т
Ко_, по_, _верь, ква_рат, _е_ра_ь, с_ол, с_ул, _ом, _ом, _ень, по_ушка.
-Допиши предложения. Подчеркни буквы д,т разными карандашами.
Все обедают за большим _________.
Уходя из дома, закрывай _________.
В жаркую погоду со лба течёт ____.
У коровы родился _______________.
(столом, дверь, пот, телёнок)
Для коррекции можно использовать специальные пособия.
Библиографический список:
1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции [Текст]: / АхутинаТ.В. - М.; Воронеж, 2001.
2. Ивановская О.Г., Купикова Н.С., Хвостова O. А., Щукина Д.А. Преодоление артикуляторно- акустической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2016.
Щирова Г.Ю. Направления коррекционно-развивающей работы при артикуляционно-акустической дисграфии // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.
Уровень сформированности письма и чтения, типы ошибок на письме и причины данных ошибок
У ребёнка при письме смешивание букв, обозначающие близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки. Пропуск, искажения, замена (д-т, а-о) букв на письме. Под диктовку пишет с многочисленными ошибками. Элементы букв неправильно соединены. Не может выполнять звуко – буквенный анализ слов, выделять в словах общую часть (корень). Путает звуки гласные и согласные, мягкие – твёрдые, звонкие – глухие. В итоге:
замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (д-т)
замена и смешение гласных: о-а
Исходя из этого у ребёнка артикуляционно-акустическая дисграфия, в основе, которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит.
Основы коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
· совершенствование речевых навыков;
· формирование соответствующих предпосылок интеллекта;
· формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;
· формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.
Приёмы
1. Проговаривание малых стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок, скороговорок, с изменением громкости, высоты, темпа голоса.
2. Аналогично чтение слоговых таблиц.
3. Первый этап
– упражнения на уточнение произносительного и слухового образа смешиваемых звуков.
- узнавание гласных по артикуляции.
- выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.
- назвать, подобрать, придумать слова с заданным звуком.
- определить наличие заданного звука в слове.
- определить место заданного звука в слове звуком из предложения.
- выделить слова с данным звуком.
4. На втором этапе
– упражнения на сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
- ‘’Наоборот’’ - составление слов со смешиваемыми звуками из разрезной азбуки.
- отгадывание ребусов, кроссвордов со словами со смешиваемыми звуками.
- дополнить предложение словами- квазиомонимами (кашу – кассу, мишку – миску)
- добавь ь в середину слова (банка,уголки)
Упражнения для коррекции артикуляционно-акустической дисграфии (примеры):
Используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:
Упражнение «Корректурная правка»
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Упражнения на различение звуков:
-Предложить придумать слова со звуком Д и Т.
-Поднять букву Д или Т в зависимости от различия ее в услышанном слове.
-Выкладывание под буквами Д и Т картинок, в которых содержатся эти звуки.
-Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (_ом, _ом, дом, том).
-Соедини схемы слов и картинки
-Послушай ряды слогов и сочетаний звуков. Запиши их по памяти
са-за-зя-со
узу-усу-уси
зе-се-езе-иси
аса-озо-усу-юсю
-Вставь пропущенную букву д или т
Ко_, по_, _верь, ква_рат, _е_ра_ь, с_ол, с_ул, _ом, _ом, _ень, по_ушка.
-Допиши предложения. Подчеркни буквы д,т разными карандашами.
Все обедают за большим _________.
Уходя из дома, закрывай _________.
В жаркую погоду со лба течёт ____.
У коровы родился _______________.
(столом, дверь, пот, телёнок)
Для коррекции можно использовать специальные пособия.
Библиографический список:
1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции [Текст]: / АхутинаТ.В. - М.; Воронеж, 2001.
2. Ивановская О.Г., Купикова Н.С., Хвостова O. А., Щукина Д.А. Преодоление артикуляторно- акустической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2016.