Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Елкина Д.Н. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Елкина Дария Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22», г. Калуга

Библиографическое описание: Елкина Д.Н. Формирование универсальных знаково-символических действий при обучении грамоте младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование умения учиться, или способность учащегося к саморазвитию или самообучению. Умение учиться обеспечивается четырьмя группами универсальных учебных действий, зафиксированными в ФГОС НОО. Стандарт устанавливает требования не только к личностным и предметным результатам, но и к метапредметным, где одним из компонентов познавательных УУД является группа знаково-символических действий [3].

В научной литературе предлагаются различные определения понятия «знаково-символические действия». В своей исследовательской работе за основу было принято определение Салминой Н.Г. Под универсальными знаково-символическими действиями понимается особая группа познавательных действий, которая обеспечивает конкретные способы преобразования учебного материала, связанные с действиями замещения, кодирования моделирования и схематизации [2, с.83].

Об актуальности исследования свидетельствуют следующие факторы:

1. Общественная значимость формирования универсальных познавательных знаково-символических действий, зафиксированная в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

2. Значимость формирования действий замещения, кодирования моделирования и схематизации для развития и обучения школьников:

· во-первых, при выполнении познавательных знаково-символических действий осуществляется развитие семиотической функции, логического мышления, т.е. реализуется развивающий эффект образования;

· во-вторых, формирование знаний происходит посредством усвоения содержания, представленного в знаковой форме, которое путем осуществления знаково-символических действий интегрируется в сознание учащихся;

· в-третьих, именно знаково-сим-волические действия лежат в основе других универсальных действий как основной механизм работы с информацией.

3. Низкий уровень сформированности знаково-символических действий у младших школьников в период обучения грамоте, выявленный в нашем исследовании.

4. Нерешенность ряда ключевых вопросов существующей методики формирования универсальных знаково-символических действий, в частности:

· выделяется неполный состав видов знаково-символических действий, обеспечивающих полноценное формирование исследуемых действий;

· не выявлены методические инструменты, прямонаправленные на преодоление неполноты содержания сложившейся работы по формированию знаково-символических действий, на активное включение школьников в выполнение обсуждаемых действий во взаимосвязи с другими УУД.

В рамках данной статьи будут рассмотрены теоретические предпосылки методики формирования знаково-симво-лических действий, отражу уровень сформированности знаково-символиче-ских действий у младших школьников, раскрою состояние готовности практикующих учителей к формированию исследуемых УУД и изложу основные положения экспериментальной методики.

Научные основы методики формирования знаково-символических действий составляет современное научное знание о функциях исследуемых действий, их видах, о природе и закономерностях их формирования.

В психолого-педагогической литературе установлено, что знаково-символические действия выполняют целый ряд функций, среди которых ключевыми являются репрезентующая (замещающая), познавательная, коммуникативная, развивающаяфункции. Проанализировав их содержание, делаю методический вывод о необходимости взаимосвязанного формирования знаково-символических действий с другими познавательными и регулятивными УУД (анализа, синтеза, извлечение необходимой информации, рефлексивное осознание способа действия и т.д.).

В современной литературе представлены сведения о следующих видах знаково-символических действий: замещение, кодирование, моделирование, схематизация. Последовательность этих действий отражает их усложнение. Это означает, что стратегия формирования обсуждаемых действий у младших школьников строится следующим образом: от обучения действию замещения к формированию действия схематизации.

Описанные виды знаково-символиче-ской деятельности коррелируют с конкретными умениями, обеспечивающими выполнение универсального действия чтения модели [1, с. 146-147]. Действие чтения модели является результатом процесса мышления, который осуществляет познание представленной информации, в частности, так и познание окружающего мира в целом. Поскольку механизм, используемый при обучении – это условно-адекватный перевод учебного содержания с одного языка представления информации на другой, то и развивать у младших школьников нужно умение читать представленную информацию в виде моделей. Ребёнок чётко должен понимать, что означает данный символ и почему выбран именно он. Отсюда вывод, что прежде чем формировать познавательные знаково-символические действия, надо помочь ребёнку освоить язык перевода и способы его графической фиксации.

Изучение научной литературы, дало возможность выделить закономерности формирования исследуемых действий:

1) Сначала происходит знакомство с языком перевода информации, затем на этой основе формируется умение кодировать исходную информацию, передавать её в соответствии с правилами и нормами (от действия замещения к действию кодирования).

2) Далее должна быть организована работа по формированию действия моделирования, а затем по переводу модели знания в модель действия, т.е. схемы.

Следующим шагом исследования стало проведение констатирующего эксперимента, первым этапом которого явилась проверка уровня сформированности знаково-символических действий у младших школьников. Разработанный диагностический инструментарий включал разные типы заданий и был предложен учащимся 1-х классов МБОУ «СОШ №22» г. Калуги и ученикам 1-х класса МКОУ «СОШ № 1» г. Спас-Деменска Калужской области. Всего в эксперименте приняли участие 133 школьника.

Полученные результаты позволили распределить учеников по трем уровням сформированности исследуемых действий: низкий уровень отмечался в том случае, если учащийся не выполнил задания или выполнил их не верно; средний уровень - если ученик ответил неполно, не точно; высокий уровень - при правильности точных ответах.

В процессе исследования мы получили, что общий уровень сформированности знаково-символических действий у младших школьников занимает средние и низкие позиции (Рис.1).





Рис. 1. Общий уровень сформированности знаково-символических действий

у младших школьников

Самые большие затруднения вызвали у школьников задания на чтение готовой звуковой модели слова, на составление модели слова, задание по чтению и составлению схем.

Следующим шагом исследования стало выяснение причин низкого уровня сформированности знаково-символических действий у младших школьников путем анкетирования учителей, анализа реальной школьной практики. В анкетировании практикующих учителей начальных классов с целью выяснения уровня их осведомленности о методике формирования универсальных знаково-символических учебных действий и их практической готовности к формированию исследуемых действий принимал участие 21 учитель начальных классов.

Проанализировав ответы учителей, я пришла к выводу о том, что практикующие учителя не в полной мере осведомлены о методике формирования знаково-символических действий, не знают значимых для младших школьников видов знаково-символи-ческих действий. Учителя не знают способы и приемы формирования исследуемых действий. Отмечу, в реальной школьной практике, к сожалению, не в полной мере реализуются имеющиеся возможности для формирования универсальных знаково-символиче-ских действий.

Ходе исследования была разработана экспериментальная методика, направленная на формирование знаково-символических действий у младших школьников в период обучения грамоте. Вот её основные положения:

Ø Теоретические основы методики формирования универсальных знаково-символических действий составляют научные знания о природе, видах знаково-символических действий, о закономерностях и этапах становления данных действий.

Ø Стратегия комплексного поэтапного формирования знаково-символи-ческих действий реализуется на двух уровнях:

I. Взаимосвязанное формирование всех значимых для младших школьников видов знаково-символических действий.

В период обучения грамоте значимыми являются: замещение, кодирование, моделирование (чтение готовых моделей; самостоятельное составление моделей), схематизация (чтение схем; составление схем).

II. Формирование видов знаково-символических действий в единстве с другими УУД (рефлексивное осознание границ знания и незнания; логические действия анализа и синтеза; извлечение информации.). Взаимосвязанное формирование УУД отвечает их природе и сущности умения учиться.

Ø Комплексное формирование у учащихся знаково-символических действий в период обучения грамоте может быть осуществлено на разных этапах урока: при закреплении или повторении изученного материала; при знакомстве с новыми звуками и буквой их обозначающей; при чтении; при работе в прописи; на этапе закрепления. Именно поэтому свою работу мы строили с учетом системно-деятельностного подхода к обучению и развитию младших школьников.

Так, общая последовательность формирования знаково-символических действий в период обучения грамоте выглядит следующим образом:

1) Знакомство и изучение языка кодирования (алфавита) (формирование действия замещения);

2) Обучение передачи информации в соответствии с правилами и нормами (формирование действия кодирования);

3) Обучение чтению готовых моделей, а так же самостоятельное составление информации на языке моделирования (формирование действия моделирования);

4) Перевод модели знаний в модель действия (формирование действия схематизации).



Рис. 2. Общая последовательность формирования знаково-символических

действий в период обучения грамоте

Методический инструментарий, который реализует методику формирования знаково-символических действий, представлен в виде заданий и упражнений (Рис. 3-6).



Рис. 3. Задание на развитие умения замещать и кодировать информацию



Рис. 4. Задание на развитие умения читать и составлять модель



Рис. 5. Задание на развитие умения читать и составлять схемы

При проверке эффективности экспериментальной методики, я провела сравнительный анализ уровней сформированности знаково-символических действий в экспериментальной и контрольной группе до и после применения экспериментальной методики (Рис. 6).

Опираясь на результаты проведённого исследования, можно констатировать, что разработанная и апробированная нами в экспериментальной группе методическая работа, оказалась эффективной. Результаты повторного исследования показали, что учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень развития знаково-символических действий на уроках обучения грамоте.





Рис. 6. Сравнительный анализ до/после применения экспериментальной методики

Библиографический список

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

2. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. – 288 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/ fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения: 17.03.2020).