Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Трошкина М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Библиографическое описание:
Трошкина М.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.

Введение

Дети, когда приходят в школу, они хотят учиться, хотят быть успешными учениками. И надо сделать так, чтобы свет жажды знаний у них не угасал? Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленное усилие. Идя в школу, ребенок думает, что учеба – это радость, надеется на успех и похвалу учителя. Ведь ему нужно так мало: чувствовать себя умным, сообразительным, быть успешным в учебе. Каждый ребенок с детства обладает разнообразными способностями, их нужно только заметить и развивать, не боясь труда.

Начальная школа – важный этап в развитии личности ребенка. У детей начинает формироваться неравнодушное отношение к своему делу, целеустремленность, трудолюбие, ценность «признания и уважения» к их главному труду - учебной деятельности. Они учатся делать выбор, работать в команде, аргументировать и координировать свои действия, а при необходимости корректировать их, анализировать. Иными словами, они обучаются «умению учиться» - ключевой компетенции начального образования, формирование которой обеспечивается совокупностью «универсальных учебных действий». Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: заложить основу для формирования у ребенка учебной деятельности – систему учебно - познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулирование целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс и выполняют в нем разнообразные функции: они активизируют и мотивируют учащихся, являясь инструментом для выявления результатов обучения. От качества выполнения познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребенка.

Развитие личности ребенка в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение социального опыта.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые должны быть заложены в начальной школе на всех уроках. Поэтому задача Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения – подготовить человека, готового к такому самостоятельному развитию. Фундаментальным компонентом подготовки нового поколения школьников является система универсальных учебных действий, раскрывающая пути развития способности к обучению. В новом стандарте начального общего образования наряду с предметными были выделены личностные (готовность и способность к саморазвитию, познавательная активность, социальная и гражданская позиция, интерес к учебному процессу, ценностно-смысловое отношение к обучению) и метапредметные (усвоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий) результаты. Цель современного образования – научить школьников самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Достижение этой цели наиболее полно достигается через формирование познавательных универсальных учебных действий. Компоненты блока познавательных УУД развивают активность учащихся в изучении нового материала, их логическое мышление, умение правильно выявлять проблемную ситуацию и искать пути ее разрешения. В условиях стремительного увеличения и обновления информации познавательные универсальные учебные действия становятся важнейшим компонентом ФГОС нового поколения и обеспечивают образование ключевых компетенций младших школьников.

В настоящее время все более актуальными становятся приемы и методы, которые учат самостоятельно приобретать новые знания, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать необходимую информацию. По мнению ученых, вклад самой личности важен для успеха. Развитие самостоятельности в деятельности, логического мышления, активности в достижении поставленной цели, стремления постоянно пополнять знания за счет расширения своего общего и специального кругозора предполагает решение учащихся нестандартных задач. Для работы над формированием познавательных действий у учащихся педагог должен использовать средства управления и активизировать учебно-познавательную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и методов организации учебной деятельности учащихся открывает определенные возможности для формирования УУД. В начальной школе каждый предмет является основой для развития познавательных универсальных учебных действий учащихся. Для предмета «Математика» основой развития познавательных действий у учащихся, прежде всего, является логическое, в том числе знаково-символическое, и планирование (цепочки действий по заданиям), систематизация и структурирование знаний, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий.

Проблема развития познавательной деятельности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. в школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Моя важнейшая задача, как учителя, это заботиться о создании, поддержании и развитии интереса к предметам, процессу познания. Для младшего школьника главной является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребенку. В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий самое важное – научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Необходимость формирования познавательных универсальных учебных действий заставляет меня искать способы активизации и управления образовательной и познавательной деятельностью.

Таким образом, уроки в начальной школе могут стать основой для формирования познавательных универсальных учебных действий. Моя задача использовать все возможные способы формирования познавательных УУД на уроках математики.

На современном этапе модернизации образования подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Т.А. Глазковой, И.А. Гришановой, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон, А.А. Пинским и др. С учетом актуальности, практической потребности и значимости была определена тема.

Вытекают следующие задачи:

- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме данной темы;

- подобрать методы и методики изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Актуальность выбранной темы заключается в систематизации специальных упражнений и заданий по их применению на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Данный материал может быть полезным и использоваться учителями начальной школы в процессе обучения.

Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Понятие и структура универсальных учебных действий

Происходящие в современном обществе изменения, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения образовательных целей, учитывающих государственные, социальные и личные потребности и интересы. В связи с этим обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов становится приоритетной задачей.

Развитие личности в системе образования обеспечивается за счет формирования универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой учебно- воспитательного процесса. Освоение учащимися универсальными учебными действиями выступает в качестве способность к саморазвитию и самосовершенствованию за счет осознанного и активного освоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Теоретико-методологическая основа разработки Государственных стандартов общего образования служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, основанный на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. В этой школе раскрываются основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура образовательной деятельности учащихся. Системно-деятельностный подход позволяет выявить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования универсальных учебных действий, которые должны осваивать ученики. Основной позицией является тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерную направленность на достижение учащимися способности использовать полученные знания и навыки на практике, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Психологический анализ процессов, происходящих в ходе обучения, позволяет поставить в качестве задачи современной системы образования развитие у учащихся не только конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает способность к обучению, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное усвоение нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действий ученика, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, предложенное понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием. Оно внутренне согласуется как с традиционным описанием процесса овладения языковыми знаниями и умениями, отражая осознанность обучаюшегося, и компетентностный подход, акцентрируя внимание на задачах по нескольким основным направлениям, т.е. эффективно использовать полученные знания и опыт.

Функции универсальных учебных действий включают:

-предоставление учащемуся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного приобретения знаний, умений и навыков и формирования компетенций в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть основой выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательного процесса.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивать непрерывность всех степеней образовательного процесса;

- обеспечение целостности общекультурного, личностно - познавательного развития и саморазвития личности;

- они являются основой организации и регулирования любой деятельности ученика независимо от его специального и предметного содержания;

- обеспечивать этапы усвоения содержания образования и формирования психологических способностей учащегося.

Основной целью современного образования является обеспечение развития и саморазвития личности каждого учащегося в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Она может быть реализована через формирование у учащихся, прежде всего, универсальных учебных действий, направленных на личностно - познавательное развитие учащихся. Таким образом, реализация деятельностного подхода в образовании через формулирование основ результатов обучения и с точки зрения ключевых целей и универсальных учебных действий; построение содержания школьных предметов и образования с ориентацией на существенные знания в определенных предметных областях; выделение качества формирования универсальных учебных действий применительно и к личностному развитию, позволяет сохранить содержание схемы ориентировочной основы разработки стандартов общего среднего образования. Результатом формирования УУД должны стать широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к самообразованию и саморазвитию.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в психолого-педагогической литературе

На современном этапе обучения универсальные учебные действия являются основой содержания стандарта начального общего образования второго поколения. Сущность универсальных учебных действий, имеющих первостепенное значение в построении современного урока, нашла отражение в педагогической деятельности К.Д. Ушинского. Великий русский учитель считал необходимым, чтобы «дети учились, по возможности, самостоятельно». Учителю отводилась роль наставника, который руководил самостоятельной деятельностью учащихся и давал им материал. Призвание учителя состояло в том, чтобы вдохновлять учеников и осуществлять скрытое управление ходом обучения. В современном обществе мысли Константина Дмитриевича находят отражение в трудах многих ученых. Впервые термин «универсальные учебные действия» был введен группой ученых-психологов во главе с А.Г. Асмоловым. По мнению А.Г. Асмолова, универсальные учебные действия представляют собой способность к обучению. Сколько бы знаний пытались усвоить учащиеся, прежде всего, они должны самостоятельно найти нужную информацию и записать ее в определенной форме с целью дальнейшего использования. Полученную информацию требуется запомнить, сохранить, а также закрепить в виде навыков и умений и применить новые сведения в уже имеющейся системе знаний. Для того, чтобы применить усвоенную информацию, ее необходимо модифицировать, что связано с тем, что проблемные задачи не похожи друг на друга. Наконец, учащиеся должны не только усваивать готовые знания, но и уметь самостоятельно или при помощи педагога создавать собственный интеллектуальный продукт. Способность к обучению всестороннее развитие у учащихся всех компонентов учебной деятельности, в том числе познавательных и учебных мотивов, учебных целей, задач, действий и операций. Это может быть достигнуто путем сознательного присвоения учащимися социального опыта.

По мнению Л.А. Бессчетновой, познавательные универсальные учебные действия – это общеучебные действия, включающие самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации с использованием различных средств, смысловое чтение, моделирование.

Е.Е. Хнычкина считает, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности.

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий актуализировалась в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Это связано с тем, что методологической основой является системно-деятельностный подход, направленный на формирование ключевых компетенций и ориентирующий образовательный процесс на развитие метапредметных компетенций у учащихся на основе сформированных универсальных учебных действий. Познавательные действий являются основными, так как являются ведущим видом деятельности человека, сознательно направленным на получение информации как об объектах и явлениях реальной действительности, а так и о конкретных знаниях. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие обучающегося. Познавательное развитие личности предполагает развитие мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти, внимания, рефлексии, формирование у учеников научной картины мира, развитие умения управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение приемами и способами познания. Познавательная деятельность характеризуется не только необходимостью решения познавательных задач, но и необходимостью применения полученных знаний на практике.

Познавательные универсальные учебные действия содержат общеучебные и логические умения, а также навыки постановки и решения проблемы. А.Г. Асмолов выделил «знаково-символические действия» как самостоятельную единицу компонентов УУД. По мнению ученого, эти действия формируют у учащихся следующие способности: преобразовывать объект чувственной формы в модель, выделять значимые характеристики объекта; преобразовывать модель для выявления общих законов в данной предметной области. Общеучебные универсальные действия включают самостоятельный выбор и постановку познавательных целей, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, в том числе с использованием информационных технологий. Логические универсальные действия включают в себя операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, подведения под понятие, вывода следствий. Установление причинно-следственных связей, доказательства, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования. К действиям по постановке и решению проблем относятся формулирование проблемы и самостоятельный поиск решения проблемы.

По мнению А.Г. Асмолова, познавательные УУД формируются, если учитель задает вопросы, направленные на формирование интереса и любознательности учащихся; а также в том случае, когда учитель стимулирует возникновение личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Учитель учит младшего школьника умению задавать и отвечать на вопросы, формулировать главную основную мысль, вести диалог, формировать культуру чтения и т.д. В учебниках есть упражнения для выполнения в парах, что позволяет младшим школьникам использовать свои знания на практике. Задания, направленные на формирование познавательных УУД, предполагают только наличие подсказок в текстах справочной литературы, правильный результат выполнения которых не находится в готовом виде в учебнике. Ища выход из проблемной ситуации в таких заданиях, школьники учатся активно работать с информацией: они пытаются научиться обобщать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будет способность обучающегося:

- определить тип проблемы и как ее решить;

- осуществлять поиск необходимой информации, требуемой для решения задач;

- различать разумные и неразумные суждения;

- обосновывать этапы решения образовательной задачей;

- выполнять анализ и преобразование информации;

- выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение и т.д.);

- установление причинно-следственных связей;

- выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы, исходя из определенных условий.

Таким образом, формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий является одной из приоритетных задач образования. Эффективная мотивация познавательной деятельности у учащихся во многом базируется на расширении сферы применения поискового, частично-поискового, проблемного и проектного методов при изучении нового учебного материала. Иными словами, познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность личностных, коммуникативных и воспитательных приемов, основная цель которых является формирование у ребенка навыков познания окружающей действительности.

Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Младший школьный возраст – это является период постижения окружающего мира. Ребенок развивает навыки социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки и др.), развивает интеллектуальные, социальные и нравственные качества, создает основу для овладения познавательными универсальными учебными действиями. Познавательные УУД младшего школьника можно определить как универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности учащегося. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника направлены на обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетенций в любой предметной области, определенной программой начального общего образования, на обеспечение всех этапов усвоения содержания и образования, формирование психологических способностей младших школьников.

Младший школьный возраст - благоприятное время для формирования познавательных универсальных учебных действий. Это связано со следующими причинами. Во-первых, в этом возрасте можно наблюдать положительную динамику развития важнейших познавательных процессов. Формирование познавательных универсальных учебных действий требует таких высших психических функций, как произвольность памяти, внимания, воображения. Именно в младшем школьном возрасте эти познавательные процессы приобретают самостоятельность. Младший школьник учится овладевать специальными действиями, которые дают ему возможность запомнить увиденное или услышанное, представить себе нечто выходящее за рамки того, что он воспринимал раньше. Таким образом, внимание младшего школьника характеризуется большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. В.С. Мухина отмечает, что младший школьник может самостоятельно планировать свою деятельность, что в свою очередь организует его внимание. Младший школьник имеет произвольную память становится функцией, на которой базируется формирование познавательных универсальных учебных действий. Важная роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит младшего школьника к пониманию необходимости развития своей памяти. В результате возрастает роль и удельный вес вербально-логического, смыслового запоминания. В младшем школьном возрасте воображение продолжает развиваться. В возрасте 7-10 лет ребенок может создавать разнообразные ситуации, что дает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и выступает значимым условием развития творческих способностей. Развитие познавательных УУД затруднительно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника является умение делать логические выводы и умозаключения, находить причинно-следственные связи. Однако главным новообразованием этого возраста является формирование наглядно-образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в результате внутренних действий с образами. Учителю необходимо учитывать образность мышления и конкретизировать учебные задачи, использовать большое количество наглядных пособий, раскрывать содержание абстрактных понятий. Конкретность мышления проявляется в том, что младшим школьникам трудно иллюстрировать общие положения предметами, применять к конкретным фактам. Им легче анализировать конкретные факты и делать соответствующие выводы, чем привести примеры к общему положению. По мере обучения мышление младшего школьника становится менее наглядным и более абстрактным, а с другой стороны – более детальным и содержательным.

Особое внимание следует уделить формированию у младшего школьника умения ставить проблему. Для этого необходимо сначала сформировать у него опыт, умение видеть проблемы, после чего он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь, ставить и формулировать ее, как это делать, и научиться сознательно, формулировать проблемы. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а также проблему формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, развития продуктивных приемов и навыков учебной работы.

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников определяется содержанием учебных предметов и происходит в процессе изучения системы предметов и дисциплин, предусмотренных основной общеобразовательной программой начального общего образования. Каждый из предметов обладает значительным потенциалом, направленным на формирование определенных познавательных универсальных учебных действий младшего школьника. К концу начальной школы учащийся должен овладеть целым комплексом познавательных универсальных учебных действий: уметь ставить познавательную цель и выбирать средства для ее достижения, осуществлять информацию, проводить ее анализ, синтез, сравнение, осознанно строить речевое высказывание, ставить проблему творческого и поискового характера и решать ее, анализировать собственную учебную деятельность.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Более того, в мыслительном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся в будущем предпосылками для формирования познавательных универсальных действий.

Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на известные явления, открыть новые грани в знаниях. Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.

Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

На уроках математики мною используются самые разнообразные развивающие задания.

Задание 1. (на развитие познавательного УУД – анализа)

· Как можно назвать одним словом все фигуры на чертеже? Какая фигура лишняя?



· Из каких геометрических фигур состоит данный предмет?



Задание 2. (на развитие познавательного УУД – синтеза)

· Замени математические термины одним словом:

а) треугольник, прямоугольник, круг, квадрат.

Ответ: __________________________________

б) условие, вопрос, решение, ответ.

Ответ: _______________________________________

в) см, дм, м.

Ответ: _______________________________________--

· Запиши числа, в которых:

1 дес 4 ед; 1 дес 3 ед.; 1 дес. 2 ед.; 1 7 дес. 8 ед.

· Из каких двух фигур можно составить квадрат? Одну пару фигур раскрась – синим цветом, вторую пару – зеленым.



Задание 3. (на развитие познавательного УУД – построение логической цепочки рассуждения)

· Помоги лыжнику пройти дистанцию от флажка до флажка, чтобы получить 10.



· На день рождения к лисе медведь пришел позже, чем заяц, а волк – раньше, чем заяц. Кто пришел к лисе на день рождение первым?



С целью повышения эффективности решения задач, направленных на формирование познавательных учебных действий, большое внимание уделяется занимательным упражнениям и задачам - это математические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, ребусы.

Задание 4. «Магический квадрат».

Квадрат разделен на 9 равных клеток. В трех из них записаны числа 1, 2, 3 так, как показано на рисунке. Ученик должен записать в свободных клетках числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 таким образом, чтобы сумма чисел в каждом ряду и в каждом столбце равнялась 15.



2

3







1





Задание 5. Математические лабиринты.



Задание 6. Реши ребус. Головоломки.



· Какой из этих львов рычит громче всех? Подсказка: чем больше сумма, тем сильнее рев



Обязательным моментом на уроках математики является совершенствование у учащихся вычислительных навыков, в том числе с помощью устного счета, создание проблемных ситуаций на уроке, умение определять понятия, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать - это способствует развитию познавательных УУД, которые направлены на развитие личности. Систематическое включение в содержание урока математики таких заданий, дидактических игр у учащихся будет развиваться познавательный интерес.

Заключение.

Цель данной темы достигнута, формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики при систематическом использовании заданий и упражнений действует. В процессе занятий учащиеся испытывали самые разные эмоции: и огорчение, если не все получалось, и бурную радость от успешно выполненных заданий, и удивление, если сам того не ожидал. Важным было то, что каждый шел в своем темпе, постигая новое. Каждый смог испытать ситуацию успеха.

Что касается воспитательного аспекта, то во время занятий наблюдались и проявления доброжелательности, умение подчеркнуть, что кто-то хорошо справился с определенным заданием, учащиеся находили компромисс при работе в парах.

Достоинства. Задания и упражнения позволяют:

- усилить мотивацию к обучению;

- повысить познавательный интерес к учебе;

- создать условия для самореализации личности.

Недостатки:

Нет возможности использовать на каждом уроке системы заданий для формирования различных познавательных УУД.

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2013г.

2. Барсукова, Е.В.. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. // журнал «Начальная школа», 2012, №7

3. Букельманова, Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.

4. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф., 2013

5. Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2013г.

6. Попова, Л.Н. Развитие познавательных УУД на уроках математики в начальной школе [Текст]: сборник статей «Развитие современного образования: теория, методика и практика»/ Л.Н. Попова – 2015.-№ 4

7. Петрова, Л.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс] /Л.Ф. Петрова. -http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai