старший воспитатель
МДОУ "Суслонгерский детский сад "Аленушка" Звениговского района Республики Марий Эл
В статье представлены различные методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: виды деятельности, духовно-нравственное воспитание, Концепция духовно-нравственного воспитания.
Детство - это период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, насыщенный радостью и страданием одновременно. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры в ребенка, без духовной атмосферы в детском коллективе.
Воспитатель в данном процессе является примером для детей. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, творить добро, быть вежливым и т.д. Трудно перечислить все нравственные качества человека, моральный облик которого должен соответствовать облику гражданина своей страны, но главное, что эти качества должны закладываться в раннем возрасте, задолго до того момента, когда ребенок пойдет в школу.
В работе современного педагога основой реализации обновленных ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в свете воспитания гражданина Российской Федерации. Воспитателю необходимо создавать условия для развития у дошкольников ценностного отношения к духовным традициям своего народа, любви к России и готовности служению Отечеству. Содействовать формированию у ребенка сознания собственного «Я». Все это возможно только при условии широкого систематического использования в воспитательном процессе эффективных мер, направленных на воспитание ребенка как законопослушного гражданина.
Воспитательный процесс в дошкольном учреждении состоит из следующих видов деятельности: организованной образовательной деятельности, свободной самостоятельной деятельности детей, а также общественно-полезной деятельности. В основе всех видов лежит игра.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой воспитатели развивают у дошкольников умение характеризовать поступки героев и его нравственные качества, приводить примеры из своей жизни, расширяют знания дошкольников о доброте и ее роли в жизни каждого человека, воспитывают уважение и сострадание к людям. На примерах литературных героев, учат детей давать нравственную оценку собственным поступкам.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, которые несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Особое место в формировании нравственного воспитания имеет литература о русских богатырях. Былинные богатыри являются воплощением нравственных качеств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
На уроках по формированию элементарных математических представлений у детей формируются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство, умение не впадать в уныние при неудачах. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитываются заботливость, трудолюбие, желанием помогать окружающим, доброта, аккуратность, бережливость. Нравственные сюжеты в образной форме на музыкальных занятиях, рисовании и конструировании объясняются языком художественного творчества.
Духовно-нравственное воспитание активно реализуется так же в свободное от организованной образовательной деятельности время. Основной педагогической единицей являются мероприятия, которые представляют собой организуемое педагогами для детей культурное событие. Широко используются праздники, викторины, выставки, акции, дискуссии.
В старшей группе воспитателем совместно с детьми создается «Дерево дружбы», оно представляет собой графическое изображение дерева с символичным изображением на его ветвях законов и правил поведения в группе детей друг с другом. Содержание законов изменяется с накоплением у детей знаний и опыта, так как с взрослением детей формируются их нравственные нормы. Такая форма работы помогает всем участникам узнать друг друга. Для отслеживания результативности педагогом-психологом проводится социометрия взаимоотношений в детском коллективе. Это помогает выявить тех детей, кому нужна поддержка в освоении нравственных норм.
Учебный год начинается с церемонии поднятия государственного флага РФ. В первой половине учебного года в ДОУ организуется месячник национальных культур «Вместе мы одна семья», в ходе которого дети знакомятся с культурой разных народов, проживающих на территории России. Воспитатели рассказывают детям об укладе жизни разных народов, показывают видеоролики об этом, знакомят с народными играми. Большое внимание уделяется так же марийской национальной культуре. Проводятся конкурсы чтецов марийских поэтов на русском и марийском языке, конкурсы детских рисунков о красоте родного края, выставки фотографий. В октябре проводится праздник с участием бабушек и дедушек, приуроченный ко Дню пожилого человека. А также конкурс семейных видеороликов «Горжусь своим папой» и «Моя мама самая-самая», посвященных Дню отца в России и Дню матери.
Во второй половине учебного года проводятся мероприятия, посвященные месячнику военно-патриотического воспитания «День защитника Отечества», в рамках которого проходят спортивные состязания команд совместно с папами воспитанников, выставки фотографий «Мой папа в армии служил», конкурс рисунков «Я и мой папа». Воспитатели рассказывают детям о военных профессиях, о военной мощи России. В 2022-2023 году нами была организованна серия акций «Письмо солдату», в ходе которой семьи воспитанников и сотрудники детского сада собирали и отправляли посылки с сувенирами и словами поддержки российским солдатам, участникам СВО на Украине. Проведение акций было приурочено к праздникам «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «Пасха», «День Победы в ВОВ».
Формирование любви к Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны происходит во время подготовки для участия воспитанников в торжественном митинге у мемориала павшим воинам с возложением цветов, акции «Бессмертный полк», смотре строя и песни. Дети и их родители принимают участие в акции «Окна Победы», «Свеча памяти».
Совместно с родителями воспитанники участвуют в различных проектах «Накормите птиц зимой», «Неделя добра», «Посади дерево», «Книжка в подарок». Это помогает улучшить взаимоотношения ребенка и родителя.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся осуществляется не только дошкольным образовательным учреждением, но и семьей. На родительских собраниях поднимаются вопросы духовно-нравственного развития детей и роли родителей в этом. Ретранслируются опыт воспитания в семьях «Отец значит больше, чем сто учителей», устраиваются семейные выставки. Это помогает найти совместное решение как в воспитании, так и в развитии. В течение года для родителей выпускаются памятки, затрагивающие нравственные темы.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание обучающихся является первоочередной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Список литературы:
1. Данилюк А. Я., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2009.
2. Щукина Г.И. Педагогика школы. - М., 2004.