Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Коровянская О.И., Газукина Е.Ю., Бутова М.Н. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Библиографическое описание:
Коровянская О.И., Газукина Е.Ю., Бутова М.Н. Формирование навыка осознанного чтения у детей с ОВЗ // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Навык осознанного чтения на сегодняшний день очень важен не только для детей с ОВЗ, но и для любого школьника. Одно время у нас в образовании была настоящая гонка, особенно в начальной школе, за техникой чтения, когда количество прочитанных слов стояло во главе угла. И только сейчас понимание, осмысленное чтение стало занимать ведущую роль. А что касается детей с ОВЗ, то и подавно навык осознанного чтения – это та вершина айсберга, которую необходимо преодолеть ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Какие же приемы важны для формирования навыка осознанного чтения для ребенка с ОВЗ?

Мы часто используем прием подражания ребенка нам, так как наш учительский авторитет, доверие к нам, желание ребенка с ОВЗ приблизиться к нам: читаем одну строку я, следующую - ребенок, одну - я, следующую - ребенок. Затем меняемся ролями – и тут у ребенка триумф – учитель ему подражает! Особенно почему-то любят этот прием дети с ОВЗ, когда читаем стихотворный текст.

Усложняем ребенку задание – теперь таким же образом читаем уже предложения: одно предложение читаю я, следующее – он, дно я, следующее - ребенок и т.д. Тут не только учим осознанному чтению, но и развиваем память у таких детей. А это, согласитесь, основа – основ.

А вот еще прием – в наше чтение таким же «макаром» включается мама ребенка, бабушка, брат, товарищ и т.д. Сколько радости у ребенка с ОВЗ от такого чтения! Его голос слышат, оценивают, его понимают и принимают! Важную роль в формировании осознанного чтения у детей с ОВЗ играет и наш кукольный театр.

Мы готовимся стать не только актерами, но и режиссерами, сценаристами, сочинителями увлекательных историй, а еще и костюмы для нашего «малого» театра шьем. Затем выбираем и распределяем роли для нашего пальчикового кукольного театра. И о чудо! Резко возрастает желание читать, вжиться в роль, стать маленьким актером, а не только быть пассивным зрителем или слушателем.

Удивительно, но один из наших подопечных – ребенок с легкой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями (вариант 1) осознанно начал читать благодаря бегущей строке в телевизоре. Взрослые в семье зачастую обсуждали политические события в стране и за рубежом. Ему тоже хотелось внести свою лепту в разговор, вот он и вычитывал новости с бегущей строки, стараясь понять мысль, чтобы в последующем передать ее (политическую обстановку) членам семьи. И вот - лед тронулся, ребенок с интеллектуальными нарушениями, которому так нелегко осваивать осознанное чтение, понимает смысл прочитанного. И уже сам ребенок сочиняет крошечный, но такой близкий его восприятию рассказик, сказочку, маленький стишок.

Мы даже книжки – малышки с именем нашего маленького автора изготавливаем, в книжках иллюстрации ребенка, именно такие, которые ребенку с ОВЗ понятны и так близки. Ведь это осознание его своего собственного отношения к тому, что написано и как написано именно ребенком, это и есть его собственное «я».

Пользу приносит и «немое» кино, когда мы «убираем» звук в мультике, а ребенка просим по-своему озвучить фрагменты.

Еще нам хотелось бы остановиться на словарной работе, когда мы предлагаем ребенку незнакомое слово и просим его объяснить. Вначале ребенок боится трудностей, не хочет ничего объяснять, и тут мы включаем его в игру: «Представь, что к нам пожаловали чудесные гости с другой планеты. Они не знают значения этого слова и просят тебя его объяснить». Прием срабатывает, ребенок оживляется, включается в игру, процесс пошел…

Осознанное чтение у детей с ограниченными возможностями здоровья неплохо формируется с помощью «недоговорок», когда учитель начинает предложение, а тот его заканчивает. Пусть поначалу неумело, неуклюже у нашего маленького ученика это получается, но постепенно процесс налаживается, и все неплохо звучит.

Срабатывает и прием задавания вопросов к прочитанному. Вначале мы задаем два-три вопроса, потом ребенок задает вопросы нам. Например, при знакомстве с рассказом-сказкой С. Михалкова «Зеркало» сначала задавались такие вопросы, как: «Можно ли назвать носорога вежливым?», «Над кем он издевался?», «Кого увидел носорог в зеркале?», «Почему на носорога перестали обижаться слон, жираф и верблюд?»

Формирует навык осознанного чтения у детей с ОВЗ и работа с заголовками к коротким рассказам. Ребенку предлагается выбрать самое точное название рассказа из предложенных, или же самим озаглавить текст или отрывок текста. Таким образом, обучающиеся учатся выделять главную мысль текста.

В любом рассказе, сказке стараемся через осознание текста ребенком с ОВЗ воспитывать доброе хорошее начало. Например, знакомя ученика с рассказом В. Осеевой «Ни за то и ни за это», спрашиваем ребенка: «А как бы ты поступил на месте Кости?», «А как ты понимаешь слова Кости: «Только давай ни за то и ни за это, а просто так…»?

Мы давно уже убедились в том, что осознанное чтение является самым важным навыком чтения, особенно если ты добился осознанности от ребенка с нарушением интеллекта, так как если ученик не понимает того, что читает, о чем читает, то нет смысла от чтения вообще.