Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Ильдюкова Т.Ю. МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ "МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Библиографическое описание:
Ильдюкова Т.Ю. Методическая статья "Методы и приемы формирования орфографической грамотности в начальной школе" // Современная начальная школа. 2021. № 30. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/30.pdf.

Для формирования орфографической грамотности, для развития речи обучающихся большую значимость имеет изучение раздела «Фонетика и графика». Задача данной статьи – заострить внимание учителей начальных классов на проблеме формирования и развития фонетико- графических знаний учащихся, так как фонетика изучает состав звуков, способ их образования, роль звуков в образовании слов и словоформ, изменения звуков при произнесении.

Умения и навыки анализа звукового строения слова складываются в процесс выполнения упражнений, которые совершенствуют фонетический слух обучающихся и их знаний о сильных и слабых позициях звуков. Освоение звуковой культуры языка – залог осознанного восприятия текста, помощь в формировании орфографических и пунктуационных навыков. Графика изучает отношения букв русского алфавита к звуковому составу речи. Для того, чтобы знания по разделу «Фонетика и графика» усваивались точно и сознательно, а не механически, необходимо уделять большое внимание звуко-буквенному анализу, нацеливать на анализ гласных в слабой позиции, на анализ звонких-глухих согласных в слабой позиции, на анализ сочетаний звуков в связи с орфографическим или орфоэпическим правилом. Для этого необходимо следующее: вслушиваться в звуковой состав слова при его произнесении, называть звуки в слове по порядку; анализировать гласные звуки, определив сильную (ударную) позицию, проанализировать согласные звуки, произнеся их без призвука гласного. Затем необходимо определить, есть ли разница в произнесении слова и его написании, объяснить правописание слова, записать его, определить звуковое значение букв в слове. Данный разбор устанавливает фонетические морфемные, орфографические связи, способствует прочному формированию знаний у обучающихся начальных классов, у пятиклассников и при подготовке к Государственной итоговой аттестации у девятиклассников.

Такой разбор помогает избежать ошибок, которые часто встречаются у обучающихся после перехода на следующий уровень образования по окончании начальных классов. Отметим, что формальный подход в начальных классах наблюдается в слогоразделе: у обучающихся не требуют сделать вывод о слогообразующей роли гласных в речи. Еще одна распространенная ошибка: использование неточной терминологии для характеристики звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’], о которых говорят, что первые два всегда твердые, а последние два – всегда мягкие. Их необходимо определять как твердые и мягкие согласные, которые не имеют парных звуков. Неверное определение является одной из причин путаницы в понятиях «звук» и «буква», ведь если считать, что звуки [ж], [ш] всегда твердые, то обучающиеся могут подумать, что другие звуки, например, [м], [л], не всегда твердые, а могут приобретать то одно качество, то другое. Такое рассуждение приведет к неверному пониманию основных фонем русского языка, ученик должен усвоить, что звук [м] и звук [м’] существуют самостоятельно, потому что это смыслоразличительные звуковые единицы. Нельзя допускать и формальное отношение к характеристике ь как показателя мягкости предшествующей согласной. Важно, чтобы обучающиеся понимали, принимает ли ь участие в указании на мягкость согласного на письме или используется для обозначения грамматической категории.

Итак, сопоставим умения, которые должны быть сформированы в начальных классах:

В1-классах обучающиеся: должны уметь на слух выделять звуки в словах и правильно их называть; устанавливать последовательность звуков в слове и их количество; давать характеристику согласным, определять парность их по твердости- мягкости; непарность твердых-мягких; давать характеристику согласным согласных по глухости – звонкости, определять их парность и непарность; определять ударение в слове; находить ударные и безударные гласные в слове; знать алфавит наизусть, правильно называть буквы; обозначать на письме звуки и устанавливать звуковые сочетания звуков буквами и значения букв алфавита сочетаниями букв, при этом обращая внимание на особенности нашей графики.

Необходимо заострить внимание учеников на том, что в буквенном обозначении возможны условности: одна буква может обозначать два звука, а один звук может обозначать двумя буквами, похожие гласные звуки могут обозначаться разными буквами.

Приведу несколько заданий, которые помогут осознать особенности русской графики.

Задание № 1.

Вписать гласные буквы так, чтобы в словах первого ряда согласные буквы читались твердо, а в словах второго ряда – мягко. Сравнить звуковые и буквенные значения сочетания «согласный и гласный» в этих словах попарно. Сделать вывод о назначении гласных букв.

лук

нос

вол

люк

нес

вёл

Цель задания: выявить роль гласных букв алфавита для слогового обозначения на письме согласных звуков твердых – мягких парных.

Задание № 2.

В словах определить звуковое значение первой гласной буквы. Составить таблицу, сделать вывод.

Ранний, порядок, новый, вёз, лунный, любой, этаж, верный, рысь, ливень

Цель задания: подробнее рассмотреть звуковые значения гласных букв алфавита в сочетаниях «согласный и гласный».

Задание № 3.

В заданных словах определить место звука [й’], установить, какие буквы есть в алфавите для его обозначения.

Ручьи, герой, яркий, юркий, соловьи, ёжик, съел

Цель задания: на основе сопоставления места звука [й’] в словах сделать вывод об использовании букв й (и краткое), я, е, ё, ю, и.

Задание № 4.

1) Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в словах частый, возьмёшь.

2) Подчеркнуть буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки в словах крыжовник, настежь, цирк.

Цель задания: совершенствование фонетико-графических и орфоэпических умений.

Выполнение подобных заданий научит обучающихся устанавливать связи между фонетическими, графическими и орфографическими явлениями, обеспечивает осознанные знания, развивает мышление и речь.

Список использованной литературы:

1.Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. - М., 1956. - 198 с.

2. Аванесов Р. И., Сидоров В. Н. Система фонем русского языка // Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. - М., 1970. – 530 с.

3. Гловинская М. Я. Об одной фонологической подсистеме в современном русском литературном языке Ц Развитие фонетики современного русского языка. - М., 1971. – 343 с.

4. Кузнецова А. М. Изменения гласных под влиянием соседних мягких согласных. М., 1965. – 78 с.