Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Егорова Т.А. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Егорова Татьяна Алексеевна
воспитатель, «Цивильская ОШИ для обучающихся c ОВЗ № 1» Минобразования Чувашии, г. Цивильск

Библиографическое описание: Егорова Т.А. Трудовое воспитание детей с нарушениями слуха // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

«Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни».
К.Д. Ушинский

Во внеурочное время в школе - интернате преобладают практическое использование и закрепление полученных умений и навыков. В процессе коллективного труда осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие школьника, формируются его мировоззрение, моральные качества, воля и характер.

Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.

Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

Одним из широко распространенных методов трудового воспитания является проведение бесед о значении труда, о профессиях. Темы для бесед подбираю следующие: «Кем быть», «Труд моих родителей», «Где и кто трудящиеся для нас», «Как надо прожить жизнь», «Любой труд в почете», «Делу время потехе час». Игровые часы: «Такие разные профессии», «Строительные специальности», «Мир профессий», «Мой главный труд в будущем», «У меня растут года», «Домашний помощник», «Все работы хороши», «Чем пахнут ремесла», «Славен человек трудом» и другие.

Внеклассные занятия с элементами практической деятельности играют важную роль в профессиональной ориентации обучащихся. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (конкурсы, соревнования) помогает создать у учащихся многообразие впечатлений. Таким образом, школьники познают и запоминают мир профессий.

Большое значение в трудовом воспитании школьников имеют экскурсии: «Кто трудится вокруг нас», «Профессии которые нас окружают», где дети убеждаются в том, что самое главное в жизни- добросовестный труд, который приносит человеку радость и уважение товарищей.

Всестороннее развитие детей происходит и в процессе работы с природными и другими материалами. Эта работа заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Изготовление различных поделок из природного материала- труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Этот труд полюбили мои дети. Для того, чтобы дети охотно им занимались, я развиваю добрые чувства, фантазию, ловкость в работе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики (согласованности в работе глаза и руки), совершенствованию координации движений, гибкости точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие учащихся, на развитие его мышления, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ученик встречается с трудностями, он самостоятельно пытается их разрешить. Под руководством воспитателя учащиеся учатся устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у них формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, в данном труде есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.

Труд может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость, у ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых заданий, за каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

Постоянное пребывание детей в школе-интернате невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно-гигиениче-ских навыков и развитием общей культуры школьников. К этому виду труда относится уход за самим собой, поддерживание чистоты и порядка в школе.

К навыкам и умениям, которые необходимо привить детям я отношу уход за одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Постоянно организую в группе занятия по уходу за одеждой, за обувью, в процессе которых стараюсь научить детей видеть недостатки в своей одежде- оторванную пуговицу, дырку на носке- и устранить их. Кроме того, учу детей отличать пуговицу по форме и размеру, пришивать пуговицы и штопать соответствующими по цвету нитками, гладить брюки, рубашки, блузки, платья, нижнее белье. Много внимания уделяю заправке постелей, привитию культуры поведения в столовой, правильно кушать, пользоваться столовыми приборами, салфетками, убирать одежду и обувь в положенное место. Использую элементы игры, соревнования: кто лучше и быстрее сложит вещи, наведет порядок на своем рабочем месте и т.д.

В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, у учащихся вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Непосредственное участие воспитанников в общественно-полезном труде является наиболее действенной формой трудового воспитания. ОПТ- это основа всей системы внеклассной работы с учащимися. Он организуется систематически и заключается в выполнении воспитанниками полезных дел. Выбор деятельности зависит от поставленной цели, от возраста и психофизических возможностей учеников. Степень организованности и результаты деятельности зависят от качества инструктажа, который получат дети, от заинтересованности в ее выполнении. Очень важно, чтобы детям было ясно, какую пользу принесет их труд, и чтобы их деятельность была четко организованна - только тогда труд вызовет у детей положительные эмоции. Поэтому воспитатель стремится дать учащимся работу, имеющую общественную значимость (уборка двора, очистка кукурузы, очистка фасоли, сорняков, и др.). Хорошо проведенная подготовительная работа создает необходимый психологический настрой. Исполнительная стадия- это непосредственная реализация намеченного плана, включающая распределение сил по объектам работы, и контроль выполнения. А заключительная стадия- оценка результатов трудовой деятельности. Приобщать к ОПТ учащихся надо с младшего возраста. Уже на первых парах ОП работа помогает устанавливать товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитать общественно-трудо-вые навыки.

Планируя любой вид работы (зона действия) стараюсь распределить ее между воспитанниками группы, поставить перед каждой группой конкретную задачу с объяснением ее значения.

Воспитанники имеют задания не на один день, а на неделю, месяцы, что повышает их активность и ответственность, за качество выполнения задания. Организуя дежурство учеников по классу, обычно назначаю двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу- это лишь один из видов ОП работы и является для учащихся периодической обязанностью. Общественно-полезная работа для детей должна быть постоянной, постоянной, повседневной, систематической. ОП работа школы-интерната много образна, а воспитательная значимость различных видов такой работы неодинакова. В начале учебного года, полугодия осуществляется распределение постоянных трудовых обязанностей между учащимися: их выбирают санитарами, хозяйственниками, цветоводами, библиотекарями. Система отдельных общественных поручений предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, включая его в трудовую жизнь школы-интерната. Учить детей выполнять поручения следует постоянно. В первое время подробно инструктирую учеников и контролирую каждый их шаг, а в дальнейшем предоставляю больше самостоятельности- только проверяю результат работы и недостатки. Виды ОПТ многообразны. К видам ОПТ относятся охрана птиц, сбор макулатуры, подготовка дидактического материала, подготовка класса к праздникам, изготовление игрушек, флажков, костюмов, закладок для книг, газет и т.д. ОП работа постепенно усложняется из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Длительное выполнение общественных обязанностей способствует формированию волевой сферы учащихся и умения испытывать длительный интерес к выполняемой работе. Общественно-полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, она продумывается, планируется до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ребенка. Часто советуемся коллективом, кому и какое поручение дать. Дети любят труд, но не все одинаково работоспособны. Трудовая деятельность доставляет ребенку особую радость, если взрослые замечают, как старательно он трудится. Признание работы хорошей, лучшая награда для детей за их труд, причем к оценке работ привлекаются сами дети. Дети любят конкурсы, выставки- здесь они видят итоги своего труда. Готовясь к ним, они проявляют усидчивость, старательность, трудолюбие. В процессе коллективного труда складываются человеческие отношения и человеческое общество.

Свободный творческий труд играет главную роль в коррекции, ребенок с больным характером часто нуждается в укреплении работоспособности, в выработке усидчивости, систематичности и других черт характера.

Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что трудовое воспитание- это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.



ЛИТЕРАТУРА

1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно – практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть I/ под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

3. Е. Г. Речицкая. Формирование отношений сотрудничества у глухих детей в процессе совместной деятельности. М, 1994.

4. Т.А.Маркова, Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

5. О.Е.Богрова, Введение в мир профессий, Классные часы, игры, конкурсы. Волгоград, Учитель, 2009.