воспитатель
МБДОУ Дегтевский детский сад. Слобода Дегтево
«Изучение агрессивного поведения дошкольников.
Одна из главных причин того, что дети ведут себя агрессивно, заключается в том, что им не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя гнева, не всегда умеют выразить свое желание и адекватно среагировать на действия других. Таким образом, обучая детей социальным умениям, можно постепенно уменьшить количество проявлений агрессии. Наряду с игровыми методами, психологи используют и методы психотерапии, которая может проводиться в форме индивидуальных, групповых и бифокальных игровых занятий, включающих различные варианты тренингов (разрешения проблем, коммуникативных навыков). Процесс профилактики агрессивности идет эффективнее, если организовать работу с родителями, направленную на изменение у них установок относительно своих детей и их поведения. Учитывая это, я предлагаю программу, направленную на позитивное изменение отношений со сверстниками агрессивных дошкольников, и апробировали её на практике.
Методика 1. Выявление склонности детей к агрессии.
Выявление детей, склонных к агрессии, и описание феноменологии агрессивного поведения (форм агрессии и ситуации их проявления) осуществлялось с помощью метода наблюдения за свободным взаимодействием дошкольников. Наблюдение проводилось с небольшими группами детей в процессе игр. В течение часа фиксировали частоту агрессивных действий у детей.
Склонность к агрессивности выражалась в следующем:
.высокая частота агрессивных действий: в течение часа эти дети демонстрировали не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам (отнимание игрушки, хватание за волосы, кусание и т.п.);
.преобладание прямой физической агрессии: если большинство старших дошкольников проявляли агрессию в виде вербальных реакций, то дети с повышенной агрессивностью часто использовали прямое физическое насилие;
.наличие враждебных действий, направленных не на достижение какой-либо цели.
Методика 2. Определение характерного для ребенка способа выхода из конфликтной ситуации «Картинки» (О.Е.Смирнова).
Данная методика представляет собой четыре картинки с изображением затруднительных ситуаций:
Ситуация 1. У ребенка отняли игрушку.
Ситуация 2. У ребенка сломали постройку.
Ситуация 3. У ребенка сломали игрушку.
Ситуация 4. Ребенка не принимают в игру.
Для выявления способа решения конфликта фиксировался характер ответов детей с позиции ребенка, оказавшегося в затруднительной ситуации. Отмечались агрессивные и неагрессивные способы выхода из проблемной ситуации. За каждый агрессивный ответ ребенок получал один балл по шкале «Агрессивное поведение». Поскольку детям предъявлялось четыре ситуации, то максимальный результат по шкале был равен четырем баллам.
Неагрессивным решением ситуации считались такие ответы, как: «Дал бы тому, кто сломал, чтобы, тот починил» (ситуация 3); «Ну и не надо, я лучше придумаю» (ситуация 1).
На основе частоты использования агрессии как способа выхода из конфликтной ситуации были выделены три уровня агрессивности:
Низкий уровень.Ребенок находит конструктивный выход из всех
предложенных ситуаций; показатель по шкале «Агрессивное поведение равен нулю. Средний уровень.Ребенок предлагает агрессивный способ выхода
из конфликта в одной-двух ситуациях; показатель по шкале «Агрессивное поведение» равен 1-2 баллам. Высокий уровень. Ребенок предлагает во всех четырех ситуациях поведение» равен 3-4 баллам. Путем суммирования полученных баллов и определения отношения к количеству детей выявлялся средний показатель по шкале «Агрессивное поведение» в каждой группе детей.
Методика 3. Оопределение особенностей отношения со сверстниками «Раскраска» (К.Н. Поливановой)
Характер отношения определялся через анализ трех параметров:
.Интерес ребенка к сверстнику и его работе.
.Отношение к оценке другого сверстника взрослым.
.Анализ проявления просоциального поведения.
В задании использовались два листка с контурным изображением животных и два набора фломастеров:
.два оттенка красного, два оттенка синего, два оттенка коричневого;
2) два оттенка желтого, два оттенка зеленого, черный и серый.
Детям предлагалась следующая инструкция: «Ребята, сейчас у нас будет соревнование, мы с вами будем рисовать. Какие цвета вы знаете? Вам нужно раскрасить рисунок, используя как можно больше цветов. Победит тот, кто больше всего использует разных цветов. Один и тот же карандаш можно использовать только один раз. Можно делиться фломастерами с товарищем».
После этого дети садятся спиной друг к другу, перед каждым кладется рисунок и набор фломастеров.
В процессе работы взрослый обращает внимание ребенка на рисунок соседа, хвалит его, спрашивает мнение другого, при этом фиксирует и оценивает следующие показатели.
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника:
.балл - полное отсутствие интереса к действиям другого ребенка
.(ни одного взгляда в сторону другого);
.балла - слабый интерес (беглые взгляды в сторону сверстника); 3 балла - выраженный интерес (периодическое, пристальное наблюдение за действиями товарища, отдельные вопросы или комментарии к действиям другого);
.балла - ярко выраженный интерес (пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника).
В результате высчитывался средний балл по группе.
- Эмоциональная реакция на оценку работы сверстника взрослым.
Данный показатель определяет реакцию ребенка на похвалу или порицание другого, что является одним из показателей характера отношшения ребенка к сверстнику.
Реакции ребенка на оценку сверстника взрослым могут быть следующими:
- индифферентное отношение,когда ребенок не реагирует на оценку сверстника взрослым;
- неадекватное, отрицательное отношение, когда ребенок радуется отрицательной и огорчается (возражает, протестует) положительной оценке сверстника;
.адекватная реакция, когда ребенок сорадуется успеху и сопереживает неудаче, порицанию сверстника.
.Степень проявления просоциального поведения. Отмечаются следующие типы поведения:
.ребенок не уступает (отказывает в просьбе сверстнику);
.уступает только в случае равноценного обмена или уступает с колебаниями, когда сверстнику приходится ждать и неоднократно повторять свою просьбу;
.уступает сразу, без колебаний, может предложить совместно
.пользоваться своими фломастерами.
На основании перечисленных выше показателей определяется тип отношения к сверстнику: предметный или личностный.
Эмпирическое исследование показало, что те или иные формы агрессивного поведения наблюдались у большинства дошкольников, в то же время некоторые дети проявляли более выраженную склонность к агрессивности, которая выражалась в следующем:
.высокая частота агрессивных действий: в течение часа эти дети демонстрировали не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам так, например, 1.А, выражая протест, хватает 20.А за волосы; отнимает у 7.А. понравившуюся игрушку, ударяет его кулаком, после неудачи.
Предлагаю серию игр, направленных на преодоление враждебности, конкурентности и формирование способности видеть и понимать другого ребенка.
Все игры условно разделены на восемь этапов.
Задачей первого этапаявляется преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. Данная задача реализуется через игры, направленные на формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов. Например, в игре «Цветочная клумба» дети изображают растущие вместе цветы, которые здороваются друг с другом глазами, улыбаются и слегка прикасаются друг к другу руками. В игре «Волны» все дети изображают ласковые волны, нежно касаясь руками, «купая» ребенка, стоящего в кругу.
Второй этаппрофилактической работы был направлен на формирование способности видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений. Так, в игре «Утка с утятами» дети должны были узнать сверстника по описанию внешности. В игре «Найди своих» дети в точности повторяют движения, показанные им сверстником.
Задачей третьего этапа - формирование согласованности движений через игры на взаимодействие, где дети совместно изображают какой-либо образ. Так, в игре «Часы» дети изображают единый механизм, где от участия каждого зависит работа часов.
Игры четвертого этапанаправлены на развитие способности видеть и замечать эмоции, настроение другого ребенка. Здесь проводятся такие игры, как «Море волнуется», «Зеркало эмоций», где дети изображают или повторяют определенную эмоцию.
Пятый этапсостоит из игр, направленных на переживание общих эмоций: страха, горя, радости и др. Совместное переживание каких-либо эмоций создает чувство общности, эмоциональной близости и способствует преодолению отчужденной позиции. Так, в игре «Ночные звуки» дети «попадают» в ночной лес, где должны поддержать и успокоить друг друга.
На шестом этапевводятся сюжетно-ролевые игры, требующие взаимопомощи и сопереживания. Например, ребенок, взявший на себя роль «садовника», должен выращивать цветы, заботясь о них.
Цель седьмого этапа - формирование умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника - его черты характера, умения, способности. Здесь используются игры, допускающие вербальное взаимодействие. Так, в игре «Ученик Злого волшебника» дети должны выручить ребенка, назвав его положительные качества и умения.
На восьмом, заключительном, этапеиспользуются задания и игры, направленные на совместную деятельность, и совместные сюжетно-ролевые игры. Игры этого этапа предполагают проявления просоциальных форм поведения. Здесь используются такие задания, как коллективное рисование на одном листе, коллективные концерты, рисование по условию другого.
Развитию у детей произвольности и осознанности поведения способствуют игры, направленные на осознание и овладение своими телесными ощущениями (игры на релаксацию), эмоциями (игры на распознавание и обозначение своих и чужих эмоциональных состояний), на регуляцию поведения (игры с правилами, сюжетно-ролевые игры).
Занятия имели следующую структуру: вводная часть,включающая приветствие и игры на релаксацию; основная часть,состоящая из игр, направленных на формирование личностного отношения к сверстнику, на развитие произвольности и на формирование адекватных средств самореализации и самовыражения; заключительная часть,включающая элементы рефлексии и ритуал прощания.
Игры и их последовательность варьировались в зависимости от интересов и возможностей детей.
Игры первого этапа.
«Приветствие без слов».
Данная игра предлагается сначала после проведенных игр, а впоследствии может служить удачным ритуалом приветствия в начале занятий. «Ребята, как вы обычно здороваетесь, придя в детский сад или в гости? Давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т.д. Основное правило игры: «Ты попробуй поздороваться так, чтобы другому от этого было приятно».
«Цветочная клумба».
Взрослый предлагает детям поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками цветов. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте понарошку изобразим такую клумбу».
Игры второго этапа.
«Радио»
Выбирается «диктор», который разыскивает потерявшегося ребенка. «Диктор» выбирает кого-то из участников, описывает его внешность и особенности. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Кто угадал, тот становится «диктором».
«Зеркало».
Детям предлагается игра: «Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда повторяет то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет показывать какие-то движения, а все остальные будут зеркалом, которое будет повторять все показанные движения».
«Найди своих». Взрослый объясняет: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым животное узнает своих: заяц узнает зайца, пчела узнает пчелу именно из своего улья, волк узнает волка и т.д. Давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают этих двух, только если заблудившиеся зайчики смогут повторить движения остальных». Каждый ребенок из «стаи» показывает двум «заблудившимся зайчикам» движение, которое он считает характерным для зайцев, а «потерявшиеся зайчики» должны повторить их за ним. Затем детям можно предложить поиграть в медведей, пчел, рыб, змей и др.
Игры третьего этапа.
«Конструктор»
Один ребенок берет роль «конструктора», остальные - роль «материала». «Конструктор» что-то придумывает или создает по условию, затем представля ет свое изобретение (машину, поезд, робота и т.д.) и показывает, как слаженно действует созданная машина или механизм. Например, «поезд» должен ехать слаженно, вагоны не должны отцепляться и т.д.
«Часы»
В игре участвует не менее шести человек. Взрослый говорит, что часы должны ходить слаженно, не сбиваясь, и предлагает побыть всем участникам одними часами. Среди играющих выбирается ребенок, который встает в середину круга, одну руку вытягивает вперед, изображая стрелку. По кругу он поворачивается к каждому и говорит «тик» или «так». Все участвующие по очереди поднимают вначале правую, потом левую руку, затем опускается правая рука и левая. Правила игры: вначале поднимается правая, потом левая рука, руки не опускаются, пока нет сигнала; ждать именно своего сигнала: «тик» или «так»; кто нарушил правила, тот выходит из игры. Когда правила усвоены, темп игры убыстряется.
«Липучка»
Все дети убегают от «салочки», которая является «липучкой». Тот, кого поймала «липучка», присоединяется к ней, и они, взявшись за руки, продолжают ловить других детей. Каждый следующий, кого поймала «липучка», присоединяется к ней. Когда все дети будут пойманы, они встают в круг и говорят: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать».
Игры четвертого этапа.
«Телефон настроения»
Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломанный, то слышите неправильно. Давайте с вами попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое-то настроение. Он «будит» соседа и показывает свое настроение. Сосед будит следующего и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным».
«Зеркало эмоций»
Детям предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определенного настроения. Детям предлагается: «Ребята, у вас бывает разное настроение.
Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.
Игры пятого этапа.
«Две страны»
Взрослый предлагает детям: «Ребята, давайте поиграем в игру «Две страны». Одна - Страна грусти, там живут грустные жители, а в другой - Стране веселья - живут веселые жители. Жители веселой страны должны переселить грустных жителей, развеселив их».
«Магазин настроения».
Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем или напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.
Игры шестого этапа.
«Живые куклы»
Дети разбиваются на пары. Ведущий объясняет содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши игрушки живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратится в маленького ребенка, а другой - в его куклу: куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять просьбы и заботиться о ней. Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, покачать на качелях. Основное правило: хозяин куклы должен выполнять все ее желания и не заставлять куклу делать то, чего она не хочет.
«Садовник».
Дети разбиваются на пары (пару можно выбрать по цвету глаз, одежды и т.д.). Один из детей изображает садовника, другой - цветок (ребенок сам выбирает цветок, которым он будет). Садовник изображает, как он сажает семечко, ходит за водой, поливает его, окучивает, восхищается своим цветком. Цветок изображает, как он растет, раскрывает бутоны, улыбается садовнику и солнышку.
Игры седьмого этапа.
«Колдун»
Детям предлагается следующий сюжет: «Жил-был злой колдун. Он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он украл одного ребенка из нашей группы. Для того, чтобы его выручить, мы должны назвать все хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики».
«Волшебный чемоданчик»
Дети садятся в круг. Один из них садится в середину круга, и ему предлагается представить, что в руках у него находится «волшебный чемоданчик». Каждый, сидящий в кругу, должен придумать, что хочет ребенок или что ему нужно, и подарить этот подарок. Находящийся в круге ребенок принимает подарки, благодарит. В эту игру можно играть по кругу, когда каждый дарит по цепочке подарок своему соседу, тогда в конце игры у каждого в «чемоданчике» будет лежать подарок. Главная задача ребенка - угадать желание сверстника.
Игры восьмого этапа.
«Слепой художник»
Детям предлагается сюжет: «Жил-был великий художник. Мечтал он нарисовать прекрасную картину. Но случилась с ним беда - художник перестал видеть. Были у великого мастера ученики, которые решили ему помочь. Художник рассказал им о картине, описал ее, а ученики рисовали. В один прекрасный день художник снова стал видеть и увидел картину, которую создали его ученики». Главное правило в игре - ученик должен рисовать только по замыслу художника, ничего не добавлять. В эту игру можно играть парами или группой.
«Коллективный рисунок»
Первый вариант. Все дети рисуют на одном листе. После рисования они придумывают рассказ, чтобы все персонажи рисунков были задействованы.
Второй вариант. Каждому ребенку дается листок, на котором он начинает свой рисунок. По сигналу (через 3-4 минуты) ребенок должен передать рисунок соседу справа, получить рисунок от соседа слева и продолжить его. В конце по полученным рисункам придумываются рассказы.
Третий вариант. Коллективный рисунок на определенную тему.
«Концерт».
Дети делятся на две группы: одна - зрители, другая - исполнители. Исполнители должны придумать, договориться и показать концерт зрителям.
Задачей профилактической работы было не только формирование доверительного отношения к другим, но и формирование отношений в определенных заданных рамках, где требовалось выполнение определенных норм и правил, формирование не только ценности другого, но и осознанности, ценности самого себя.
Психопрофилактика агрессивного поведения, как и особых других нарушений начинается с первых дней жизни ребенка, поэтому мы предлагаем профилактику через психологическое просвещение родителей в форме лекций о причинах возникновения, возрастных особенностях агрессивного поведения у детей и рекомендации родителям агрессивных детей.
1. Предотвращение переживаний чрезмерного неудовольствия – прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка, речь идет о ПЧН, а не просто неудовольствии. Неудовольствие в скромных пределах побуждает ребенка к адаптации, создает условия для здорового развития и приобретения навыков.
2. Потребность ребенка в автономии. На первом году жизни ребенка родители начинают сталкиваться с реакцией раздражения и гнева при попытках ограничить или вмешаться в исследовательскую деятельность ребенка. Чем чаще вмешательства, тем выше уровень раздражения и гнева к тому, кто слишком часто вмешивается. Чрезмерная фрустрация потребности в самостоятельности может существенно ограничить потребность учиться, узнавать новое и повлиять на развитие интеллекта.
Г. Паренс советует родителям создать такую среду, которая позволит действовать ребенку самостоятельно. Понятно, что создать полностью безопасный дом, не удастся. Кризисы будут возникать из-за необходимости ограничить активность ребенка.
3. Установление ограничений определяется возрастом ребенка и ситуацией. Ограничения должны способствовать психобиологическим особенностям развития ребенка и его состоянию. В зависимости от психобиологического развития ребенка – податлив он или своеволен, трудноуправляем, — родители должны иметь тактику установления ограничений.
4. Физическое наказание одни родители считают актом насилия, другие может показаться вполне рациональной воспитательной мерой. Наказания, унижающие ребенка, легализующие его враждебность, хотя и могут дать одномоментный результат, но цена его может оказаться слишком высокой, отрицательно повлияв на чувства собственного достоинства и благополучия, на усвоение норм поведения и развитие способности к конструктивному внутреннему контролю. К. Бютнер отмечает, что «в конце концов» дети теряют надежду на любовь без насилия и переключаются на что-нибудь другое».
5. Возникновение и мобилизация враждебности в семейной жизни неизбежны – и это феномен накопительный. Не находя выхода вовне, враждебность накапливается, стабилизируется и становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни. Когда ребенок сердит, недоволен, нужно позволить ему выразить доступными средствами все, что он чувствует. По мнению Г. Паренса, враждебность есть реакция на травматический жизненный опыт. Нужно научить ребенка выражать свою враждебность.
6. Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия, болезненные эмоциональные переживания также могут мобилизовать враждебность. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким. Переживание чувства стыда, например, выражается ли оно в явной или открытой форме, может вызвать сильное страдание, желание нанести вред себе или другим. Чувство вины побуждает потребность в наказании. Ревность вызывает желание мстить. Хотя родители могут и не суметь целиком справиться с такими переживаниями у ребенка, они могут помочь ему в этом, подавляя их интенсивность.
7. Большое значение в психологическом развитии ребенка имеют чувства уважения и любви к самому себе и окружающим, прежде всего к родителям. Эти положительные чувства влияют на восприятие жизненной реальности, и окрашивают нашу жизнь. Чем сильнее чувство любви к родителям, к себе, тем меньше двойственность переживаний. И чем сильнее недовольство собой, враждебность к родителям, тем интенсивнее развивается болезненная амбивалентность чувств, которая становится стабильной чертой характера и причиной немало трудностей в жизни. Излишняя амбивалентность чувств, приводит к формированию личностных патологий, затрудняющих адаптацию в жизненной среде, влияет на взаимоотношения с людьми.
1. Предупреждение агрессивных действий детей.
а) никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
б) в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
в) если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
г) если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;
д) если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его «Нельзя!».
е) изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
2. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
а) подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
б) искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
в) следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
г) придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т. д.)
Таким образом, основным фактором в борьбе с негативными проявлениями агрессивности, является оптимизация детско-родительских отношений между родителями и ребенком – это главный залог здорового эмоционального развития детей.
Основной путь решения проблемы - преодоление враждебности и обособленности, формирование адекватного отношения к сверстнику.
Доклад окончен. Благодарю за внимание!