Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Любарская Т.Р. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Любарская Татьяна Равилевна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия № 1 г. Новотроицка Оренбургской области"

Библиографическое описание: Любарская Т.Р. Занимательный материал как средство формирования познавательных УУД младшего школьника // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Целостное развитие личности в системе образования является одним из приоритетным направлением нового образовательного стандарта. Это обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые дают возможность самостоятельно осваивать знания и применять их на практике, умение организовывать свою деятельность, сотрудничать. Формирование УУД является обязательным для каждого учебного предмета и требует систематического отслеживания. Умение учиться должно быть сформировано еще с малого школьного возраста.

Для того чтобы младший школьник смог самостоятельно организовывать свою учебную деятельность нужно вовлечь его в образовательный процесс. Учебная деятельность должна вырастать из игровой деятельности. Занимательные задания помогают активизировать познавательную деятельность ребенка, развивают память, мышление, внимание, речь.

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности [1].

Выделяют следующие виды занимательного материала: загадка, пословица, ребус, скороговорка, кроссворд, викторина, конкурс, шарада и другие.

Занимательный материал можно использовать на разных этапах урока. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний [3].

Умение учиться -фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, что является главной задачей современного образования.

Функции УУД[3]:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

- целеполагание -как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ;

- синтез;

- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следствен-ных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка[3].

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

- соответствие возрастно-психологи-ческим нормативным требованиям;

- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Одной из задач образования государства является повышение образовательного уровня личности. Задачами обучения являются передача социально-культурного опыта поколению; развитие личности.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами [2].

Поэтому нужно формировать у младшего школьника познавательные УУД. Рассмотрим примеры использования занимательного материала в школе.

Занимательный материал на уроках математики:

1. Распознай фигуру. Учащийся должен ответить на вопросы: Сколько всего квадратов? Сколько прямоугольников в квадрате?



2. Устрой грозу! Пусть пойдет дождь!







3. Память на фигуры. Запомни как можно больше фигур и зарисуй их.

4. Редкое имя малютке-котенку

Мама его промяукала громко,

Быстро реши все примеры подряд,

Будет малыш благодарен и рад.

76:4 А

60:4 Н

40:4 П

4*15 Й

52:4 Ф

84:4 У

4*13 И

4*9 Т



10

19

3

15

21

36

52

60



5. Раскрась[4].



Игрушку по середине во втором ряду раскрась в зеленый; первую игрушку снизу раскрась в коричневый; шар который больше раскрась в красный; игрушку вверху справа раскрась в синий; квадратную игрушки раскрась в оранжевый; игрушку, состоящую только из кругов, раскрась в желтый.



Зонтик у мишки внизу справа раскрась в зеленый; зонтик вверху слева - в красный; верхний правый зонтик раскрась в синий; оставшийся зонтик раскрась в желтый.

Русский язык:

1. Расколдуй слово

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ

2. Вышиваем слова. Слова можно вышивать крестиком. Доя этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный - маленьким, например: Хх- школа, ххХ - петушок.

3. Живой -неживой. На доске записан столбик. Нужно заменить в каждом слове одну букву, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?

лиса - липа

кот -рот

коза -коса и т.д

4. Раскрась[4].



Предмет, в котором первая буква обозначает два звука раскрась в зеленый; предмет в котором последний звук [п]- коричневым; найди предмет в котором три слога, второй ударный, раскрась его в черный; предмет в котором все согласные звуки звонкие раскрась в синий; найди предмет в котором второй звук [э], заштрихуй его.

Литературное чтение:

1. "По двум словам отгадай пословицу". Дело, мастер - Дело мастера боится. Труд, лень - Труд человека кормит, а лень портит.

2. Читаем перевертыши правильно

кинечу, агинк, шаднарак

Окружающий мир:

1. Филворды[4].:

по теме общение: (слова пересекаются)



2. Кроссворды[4].



Вопросы по горизонтали:

3. И весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце)

4. Стучит весной тихонечко она

А всему городу слышна (капель)

5.В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (ручей)

Вопросы по вертикали:

1. Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Первым вылез из земли

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький (подснежник)

6. На ветках – плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (почки)

3.Задания, которые требуют от учащихся раскрасить определенные объекты или предметы [4].

Например: раскрась качели, указывающие на севере в желтый цвет; качели, расположенные на северо-востоке - в зеленый цвет; качели на юго-западе раскрась в красный; в синий раскрась качали на юге; расположенные на северо-западе качели раскрась оранжевый; юго-восток раскрась в коричневый. Каких сторон света не хватает? Подпиши, где они расположены.

Данные задания активизируют работу учащихся на уроках, повышают их интерес к процессу обучения, что способствует формированию у них познавательных УУД.

Список литературы:

1. Материалы с сайта " EduMask". Режим доступа: http://www.edumask.ru/magiws-238-1.html.

2. Материалы с сайта "Гуманитарно правовой портал. PSYERA". Режим доступа: http://psyera.ru/5000/celi-zadachi-funkcii-i-principy-obucheniya

3. Социальная сеть Pandia.ru. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/562/43413.php.

4. Сайт учителя начальных классов Любарская Татьяна Равилевна. Режим доступа: http://nsportal.ru/tatyana-baybekova.