Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Абрамова Э.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «PHONICS» ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Абрамова Э.В. Использование метода «Phonics» при обучении чтению на английском языке в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 5 (36). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/36.pdf.

Одной из ключевых задач обучения английскому языку на начальном этапе является обучение чтению, оно является базой для дальнейшего изучения предмета и опорой в обучении чтению на последующих этапах. Учитывая различия графико-фонетических систем русского и английского языков, задача является сложной для реализации – младшие школьники должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие тексты. В этом случае встают вопросы: как же научить младших школьников читать, учитывая множество правил чтения, какой способ использовать обучения использовать и т.д. С одной стороны, фонетические таблицы и типы слогов могут вызвать большие трудности у детей и вследствие этого лишить их мотивации в изучении языка. С другой стороны, нелогично изучать отдельные слова, не демонстрируя методы выведения общих правил и соответствий. Чаще всего дети сталкиваются с фонетическими трудностями из-за того, что в английском языке, в отличие от русского, одна буква имеет множество вариантов прочтения, а также существуют буквосочетания, которые меняют способ прочтения букв [3, с.19]. Значительно упростить процесс овладения чтением помогает методика «Phonics», которая широко используется в зарубежных школах благодаря своей простоте и эффективности.

Методика основана на обучении чтению звукобуквенных соответствий и построена на принципе фонетического алфавита. Изначально она была разработана для детей с дислексией, но показала хорошие результаты и в работе с детьми без нарушений обучения [5, c.63]. «Phonics» опирается на учение о делимости каждого конкретного слова на набор последовательно произнесенных дискретных звуков, графически репрезентируемых буквенными соответствиями [2, с. 174 ].

Метод «Phonics» является сублексическим подходом и, как результат, часто противопоставляется методу целых слов, при котором ребенок читает слова целиком, не разделяя их на фонемы и буквы. При данном подходе дети сразу понимают смысл слов, однако не понимают механизма составления слов, делают много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова, а чтение незнакомых слов превращается в угадывание [1, с.61].

В мировой педагогике ведутся споры о том, какой способ эффективнее. Изначально, с момента появления системы школьного образования, детей обучали чтению при помощи фонетического метода, а позже, когда появилась методика обучения целым словам, фонетический метод обвинялся в демотивации детей вследствие заучивания звуков и букв. Таким образом фонетический метод заместился методом целых слов и в европейских странах, и в Америке. Однако спустя двадцать лет применения метода чтения целых слов он подвергся сильной критике, причиной которой стал спад уровня грамотности детей. И в течение нескольких следующих десятилетий исследования доказали эффективность фонетического метода. Также исследования показывают, что страны, в которых из школьной программы исключался фонетический метод, наблюдался спад уровня грамотности [4, с. 3]..

Одним из основных преимуществ данного метода является то, что ребенку не нужно учить алфавит, который чаще его запутывает, чем помогает в овладении техникой чтения. Вместо буквенного, учащийся учит фонетический алфавит, что помогает ему в освоении фонематической компетенции, т.е. умением выявлять и оперировать звуками языка в соответствии с их графемными соответствиями.

Существует несколько подходов в обучении посредством метода Phonics, но все они направлены на обучение взаимосвязи букв и звуков. Два основных подхода «Phonics» – это синтетический и аналитический подходы.

Синтетический - наиболее широко используемый подход, при котором звуки, связанные с конкретными буквами, произносятся изолированно и затем объединяются в слова (синтезируются). Например, детей учат разбивать слово из одного слога, например, «cat», на три буквы, произносить фонемы для каждой буквы по очереди / k, æ, t / и объединять фонемы вместе, чтобы сформировать слово. Целью синтетического подхода является научить детей идентифицировать соответствия звуков с символами и автоматически соединять фонемы в слово.

Аналитический - подход, при котором фонемы, связанные с конкретными графемами, не произносятся изолированно. Дети идентифицируют (анализируют) общую фонему в наборе слов, в котором каждое слово содержит изучаемую фонему. Например, учитель и ученики обсуждают, чем похожи слова pat, park, push and pen.

Сравнительный – тип аналитического подхода, дети анализируют фонетические элементы в соответствии с фонограммами в слове. Фонограмма состоит из гласной и всех звуков, которые следуют за ней в слоге, как например –ake в слове cake. Дети используют эти фонограммы, чтобы выучить «семьи слов»: cake, make, bake, fake.

Интегрированный - подход к обучению чтению, в котором «Phonics» является частью методики обучения целым словам. Подход отличается от других тем, что обучение происходит всегда в контексте литературы, а не на отдельных уроках.

Обозначив суть и основные принципы методики «Phonics», рассмотрим предложенную автором технологию обучения чтению с ее использованием.

Первым этапом технологии является освоение звука и его формы. Цель этапа - последовательное изучение звуков с помощью песен, игр, жестов, карточек для запоминания. Первыми изучаются звуки, которые используются в английском языке чаще. Учитель может составить свою последовательность изучения звуков, опираясь на частоту их использования в языке, количество слов, которое можно составить из комбинаций звуков, изучающихся в этой последовательности. Результатом данного этапа будет успешная рецепция, имитация и идентификация звуков английского языка детьми.

Вторым этапом технологии является изучение буквы и формирование звукобуквенных соответствий. На данном этапе учащиеся должны понимать, что существуют систематические и предсказуемые отношения между сочетаниями букв и звуками, знать с какого звука начинается слово, уметь произносить звук вслух, а затем распознавать то, как этот звук представлен буквой. Результатом второго этапа станет успешная идентификация звука и соотношение его с буквой, его выражающей.

Третий этап технологии заключается в речевом объединении звуков в двухбуквенные и трехбуквенные слова. После овладения звуком и графемой, ему соответствующей, дети переходят от произнесения отдельных звуков к способности объединять звуки и произносить все слово. Это может быть достаточно сложным шагом для детей и занимать много времени. На данном этапе стоит рассматривать сразу два базовых навыка чтения, т.е. не только объединение отдельных звуков в слова, но и разложение слов на отдельные звуки.

Четвертый этап технологии - речевое связывание звуков в четырехбуквенные слова. После того, как дети будут уверенно читать трехбуквенные слова, можно переходить к изучению согласных кластеров - 2 согласных вместе, например, tr, cr, st, lk, pl. Цель четвертого этапа – объединение детьми звуков в четырехбуквенные слова. Так как это достаточно сложный шаг для младших школьников, изучение кластеров и переход к четырехбуквенным словам должен быть структурирован и последователен, так как эти группы согласных встречаются в английских словах очень часто и должны быть хорошо усвоены.

Пятый этап - речевое объедиение звуков в слова с согласными и гласными диграфами. На пятом этапе учащиеся знакомятся с диграфами. Целью пятого этапа является чтение слов с согласными и гласными диграфами. В отличие от кластеров, излучающихся на предыдущем этапе, соединение согласных в диграфах дает совершенно новый звук. Обучение диграфам может быть очень увлекательным, однако обязательно стоит использовать визуальные и сенсорные материалы для помощи детям в преодолении этого этапа.

Шестой этап технологии - чтение слов, не поддающихся изученным правилам. Кроме обучения чтению по правилам метода «Phonics», параллельно полезно знакомить детей со словами, которые приходится запоминать целиком как иероглифы\образы. Это слова из списка наиболее распространенных слов (high frequency words). Среди этих слов много служебных и абстрактных. Их выделено не более 220, но за первый год-полтора обучения берут не более 100 самых часто употребляемых (без которых не обойтись в чтении самых первых текстов, такие как the, you, was, he, she, one и т.д.). Цель данного этапа – довести чтение этих слов до автоматизма. Подобная практика долгое время существует в методике обучения английскому языку как родному. Она дает возможность ребенку читать смысловые тексты, до того, как он освоит все правила чтения.

Данные слова стоит изучать в определенном порядке, основанном на их сложности (от простых к сложным), и на частоте их использования в английском языке. Таким образом, сначала дети познакомятся со словами «I» и «the». Результатом шестого этапа будет успешная имитация и последующее чтение сложных слов, не поддающихся изученным правилам чтения английского языка.

Переход от одного этапа к другому должен осуществляться в вышеуказанном порядке, однако не обязательно по мере полного завершения каждого этапа. Изучив, например, несколько звуков на первом этапе, уже можно осваивать звукобуквенные соответствия (второй этап) и переходить к чтению двухбуквенных или трехбуквенных слов с этими звуками (третий этап). Четвертый и пятый этапы начинаются после полного и успешного завершения первых трех. Последний же, шестой этап – чтение слов-исключений из правил может прослеживаться на каждом этапе, так как такие слова, как I, go, he, she будут появляться с самого начала обучения детей английскому языку в школе. После завершения всех этапов дети освоят все правила чтения и научаться читать отдельные слова, после чего уже можно будет переходить к чтению словосочетаний и предложений.

Технология использования методики обучения чтению «Phonics» подразумевает использование игровых технологий, что соответствует психофизиологическим потребностям младших школьников и, следовательно, делает процесс обучения более эффективным.

Список литературы

1. Ишкова Г.М. Фонетический подход в раннем обучении чтению на английском языке: исторический аспект / Г.М. Ишкова, О.В Явербаум // Вестник науки и образования. 2019. № 6-1 (60) . С. 58-64.

2. Кручинина Г.А Обучение тенике чтения на дошкольном этапе с применением метода «Phonics»/ Г.А Кручинина, М.В Юрина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (48). С. 171-176.

3. Мозолев Е. Использование методики «phonics» при обучении младших школьников технике чтения // Аспекты изучения иностранного языка и культуры: Сборник научных студенческих работ по материалам студенческой конференции (Белгород, 11 апреля 2012). Вып. 4. Т. 2. Белгород, 2012. – С. 18–21.

4. Castles A., Rastle K. & Nation K. Ending the reading wars: Reading acquisition from novice to expert // Psychological Science in the Public Interest, 2018. № 19. – P. 1–5.

5. Troeva B. Helping learners with dyslexia read in English. English Studies at NBU, 2015. Т. 1. № 1. С. 63-71.