Библиографическое описание:
Лисовинова С.А. Почему для России так важно возрождение казачества? // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
«Казачество- это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед».
Н.В. Гоголь
Направление: Краеведение
Научный руководитель: Лисовинова Светлана Александровна, учитель начальных классов первой категории.
Ардон, 2018
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина. Мы считаем, что именно культура прошлого должна положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Идея проекта возникла после посещения памятного кургана, который находится при въезде в г. Ардон. Мы присутствовали на его освещении. На камне у подножия кургана высечены такие слова: «Для обеспечения безопасности Военно-Грузинской дороге, повелеваю… на месте укрепления Ардонского поселить казачью станицу Ардонскую…» Николай I. Впоследствии у нас возникло много вопросов на которые мы решили получить ответы: Кто такие казаки? Почему возрождается казачество?
Актуальность темы исследования: сегодня возвращается интерес к истории казачества. Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней, истории своей малой родины – станицы, города, поселка.
Проблема: молодое поколение мало знает о казаках, о возрождении казачества и не задумывается, какими же людьми были казаки. Побывав на этом кургане, мы поняли, что изучение обычаев, традиций терских казаков поможет нам сильнее полюбить наш край.
Цель: изучить историю возникновения казачества в станице Ардонской и его возрождение.
Задачи:
· Познакомиться с историей зарождения и становления казачества.
· Описать и проанализировать жизнь и быт казаков.
· Изготовить макет казачьего подворья.
Гипотеза: образование терского казачества – важная эпоха в истории нашего края.
ГЛАВА I. Основная часть
1.1.История возникновения города Ардон
Город Ардон (от названия реки, на берегах которой он расположился; свое название - бешеная река - она получила из-за бурного течения) образовался из слияния осетинского поселения и казачьей станицы. Ардон занимал выгодное стратегическое положение, по сути являясь своего рода воротами Алагирского ущелья. Активное заселение низовьев Ардона началось в 20-х годах XIX века.
В 1824 году дорогу между Елизаветинским и Константиновским военными поселениями перенесли на левый берег Терека. Для ее охраны возвели ряд новых укреплений, в том числе Ардонское. После строительства этого укрепления алагирцы стали активнее переселяться на равнину. Судя по имеющимся данным, осетинское поселение возникло в 1825 году. Разрешение на освоение угодий недалеко от Ардонского укрепления командующий войсками Кавказской линии генерал Еммануэль выдал служащему названного укрепления Тасо (Петру) Гайтову.
О темпах его роста свидетельствует статистика: в 1826 году аул насчитывал уже 113 дворов, в середине XIX века - более 250, в 1866 году - 295, 1886 - 403, в 1900 - 456, в 1917 - 845 и т.д. Трудолюбивые ардонцы жили в достатке. Современники отмечали, что они "засевают значительное количество земли пшеницей, кукурузой и просом, в последнее же время, ввиду спроса, начинают сеять даже ячмень и гречиху. Благодаря трудолюбию они значительно опередили соседних кабардинцев и чеченцев не только материальным достатком, службой в рядах армии и гражданской, но даже в умственном отношении.
В 1838 году рядом с осетинским селением возникла Ардонская станица. Сюда была переведена часть Владикавказского казачьего полка. Уволенные со службы женатые казаки занялись обустройством жилищ.
За 1838/39 годы в станице возвели 41 дом. Строительство жилья являлось предметом особой заботы, как местной кавказской администрации, так и центрального правительства. О ходе строительства наместник Кавказа ежемесячно докладывал в Петербург. В 1840 году для возведения в станице церквей, лазаретов, школ, мельниц военное министерство дополнительно отпустило 35 000 рублей. Каждому женатому казаку выдали пособие в размере 250 рублей. Через два года в станице было уже 69 дворов.
Со временем граница между осетинским поселением и станицей практически исчезла (хотя формально в одно целое они объединились в 1924 году).
1.2. Особенности и традиции казаков
Казаки - это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками называли вольных людей, живущих на окраинах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, холопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей заставляли их бесправное положение, бедность, крепостная неволя.
Корни казачества теряются в глубине истории человечества. С начала 14в. развитие казачества достигло такой силы, что стало влиять на ход развития всей Московской Руси. Казаки вместе с военным знаменем всюду несли знамя мирной, хозяйственной колонизации. А вслед за ним шли крестьяне- переселенцы и под прикрытием казачьих крепостей распахивали новые благодатные земли, создавали хозяйства, кормили государство.
Начиная с XVII века, казаки в составе Российской Империи занимали особое положение. С этого време ни на карте Российской Империи по мере расширения государства появлялись обширные казачьи области, внутренний быт которых резко отличался от бытовых условий населения других частей страны.
К началу XVIII века в составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из кото рых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из других ка зачьих областей, пополненных «служилыми людьми» и «охотниками», то есть добровольными переселенцами. Только четыре области (вдоль течения рек Дон, Терек, Яик, который был переименован после Пугачевского бунта в Урал, и реки Днепр) сложились исторически, без вмешательства государственной власти.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
Характерная деталь казачьего быта одежда. Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Казаки всегда были очень набожны. Главное место занимал красный угол с иконами на резной деревянной полочке – божнице. Перед иконами - стол с хлебом и солью на белой полотняной скатерти. Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая младенцев и детей старше шести - семи лет, выезжала в поле на весь сезон. Поздней осенью или к Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок. Чтобы одеть и прокормить всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали, занимались земледелием и промыслами. С каким рвением казаки и казачки трудились - так же безудержно предавались они веселью в дни и часы отдыха. Невозможно представить себе казака, не знающего и не поющего казачьи песни. В наших семьях сохранилось песенное наследие. Мы часто поём дома собираясь вместе. Наши отцы участвовали в снятии клипа: «Эй, атаман».
Мой папа, Зеленский Геннадий выезжал на гастроли с казачьим хором «Берзаюшка» в г. Москву. Моя бабушка Дорохова Людмила также является солисткой этого хора.
Очень строго в казачьей среде, соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненной необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Современный казак живёт по 9 заповедям.
1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2.Казаки все равны в правах. Помни: "Нет ни князя, ни раба - все рабы Божии!"
3.По тебе судят обо всем казачестве, о народе твоём.
4.Держи слово. Слово казака дорого.
5.Чти старших, уважай старость.
6.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
7. Погибай, а товарища выручай.
8. Будь трудолюбив не бездействуй.
9.Береги семью свою. Служи ей примером.
1.3. Ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка"
…В далеком уже 1937 году регент церкви святого Георгия Победоносца Василий Джевелло организовал в станице Ардонской казачий хор. Коллектив вскоре стал известен на всю округу.
Из него и вырос ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка". Многолетняя творческая дружба связывала этот коллектив с известным собирателем фольклора, педагогом Ефимом Колесниковым и композитором Владимиром Саньковым. Худруками хора были заслуженный работник культуры РСО–А Елена Хаустова и заслуженный деятель искусств РСО–А Алла Дорошевская. А последние три года им руководит Галина Журавлева. Вместе с ней в хоре работают талантливые музыканты – заслуженный работник культуры РСО–А Николай Журавлев и Виталий Ляшенко.
1981 год по праву считается годом второго рождения этого самобытного коллектива. По инициативе тогдашнего первого секретаря райкома КПСС Станислава Баскаева собрался новый состав хора, в который вошли колхозники, рабочие, пенсионеры, домохозяйки. И народный коллектив заблистал новыми красками!
В разные годы ардонский хор "Берзаюшка" участвовал в фестивалях "Золотое яблоко" в Краснодаре и "Казачий лад" в Георгиевске, в программе ООН "Искусство – миру" в Сергиевом посаде, во всероссийском фестивале "Песни России", в телепрограмме Первого канала "Играй, гармонь любимая!", в фольклорном фестивале Северного Кавказа "Как на Тереке у нас"... В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, куда он выезжал на творческие конкурсы и смотры, ардонских самодеятельных артистов всегда ждал успех.
Сегодня в репертуаре "Берзаюшки" – не только старинные традиционные и современные казачьи песни. Но и обрядовые постановки: "Казачья свадьба", "Масленица", "Проводы казака в армию", "Вождение козла"…
Глава II. Практическая часть
2. Изготовление казачьего подворья
Первые кубанские селения походили на небольшие укрепления, окопанные рвом, обнесённые валом с плетневой огорожей и колючим кустарником или частоколом, с наблюдательными вышками на въездных деревянных воротах и пушками по четырём своим углам.
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Постройка начиналась сразу на земле, без фундамента. Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.
Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.
Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз...
Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею..." (Гимн хате, И.Н. Бойко)
Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.
Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.В хате обычно коридор, большая комната и сени. На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.
Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.
В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.
В доме был сундук, рядом кровать отца и матери, около люлька. Был большой стол с лавками. Дети и старики спали на лавках и на печи.
Вокруг дома - подворье с кабыцей (летняя печь).
Проанализировав всё это, мы изготовили макет казачьего подворья.
Заключение
В советское время на казаков было гонение и на долгие годы казачество потеряло себя. С некоторых пор его возрождают. Создаются казачьи дружины. В них вступают сильные верующие православные россияне. Эти дружины следят за порядком на улицах, в парках. Они показывают пример дисциплинированности, воспитанности, уважения к старшим, женщинам, детям. Сейчас открываются казачьи школы-интернаты, где детей обучают казачьим заповедям, знакомят с казачьими песнями, играми, традициями и законами.
В результате работы над проектом мы все вместе достигли следующих результатов:
- появился интерес к более глубокому изучению жизни терских казаков, их быта и традиций;
- возникло чувство уважения к истории казачеств;
-пробрели навыки поисково-исследовательской работы;
- изготовили казачье подворье.
Возрождение казачества - это вовсе не ребячество!
Крепко Родину любить, если надо - защитить!
Честно жить, работать дружно-
вот КАЗАЧЕСТВУ что нужно!
Библиографический список:
1. «Большой толковый словарь Терского казачества» Автор: коллектив авторов Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003
2. Драт А. И. Казачья триада. В двух книгах.— Екатеринбург, 1999.
3. Казаки. Особое сословие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. – 447 с.
Лисовинова С.А. Почему для России так важно возрождение казачества? // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
«Казачество- это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед».
Н.В. Гоголь
Направление: Краеведение
Научный руководитель: Лисовинова Светлана Александровна, учитель начальных классов первой категории.
Ардон, 2018
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина. Мы считаем, что именно культура прошлого должна положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Идея проекта возникла после посещения памятного кургана, который находится при въезде в г. Ардон. Мы присутствовали на его освещении. На камне у подножия кургана высечены такие слова: «Для обеспечения безопасности Военно-Грузинской дороге, повелеваю… на месте укрепления Ардонского поселить казачью станицу Ардонскую…» Николай I. Впоследствии у нас возникло много вопросов на которые мы решили получить ответы: Кто такие казаки? Почему возрождается казачество?
Актуальность темы исследования: сегодня возвращается интерес к истории казачества. Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней, истории своей малой родины – станицы, города, поселка.
Проблема: молодое поколение мало знает о казаках, о возрождении казачества и не задумывается, какими же людьми были казаки. Побывав на этом кургане, мы поняли, что изучение обычаев, традиций терских казаков поможет нам сильнее полюбить наш край.
Цель: изучить историю возникновения казачества в станице Ардонской и его возрождение.
Задачи:
· Познакомиться с историей зарождения и становления казачества.
· Описать и проанализировать жизнь и быт казаков.
· Изготовить макет казачьего подворья.
Гипотеза: образование терского казачества – важная эпоха в истории нашего края.
ГЛАВА I. Основная часть
1.1.История возникновения города Ардон
Город Ардон (от названия реки, на берегах которой он расположился; свое название - бешеная река - она получила из-за бурного течения) образовался из слияния осетинского поселения и казачьей станицы. Ардон занимал выгодное стратегическое положение, по сути являясь своего рода воротами Алагирского ущелья. Активное заселение низовьев Ардона началось в 20-х годах XIX века.
В 1824 году дорогу между Елизаветинским и Константиновским военными поселениями перенесли на левый берег Терека. Для ее охраны возвели ряд новых укреплений, в том числе Ардонское. После строительства этого укрепления алагирцы стали активнее переселяться на равнину. Судя по имеющимся данным, осетинское поселение возникло в 1825 году. Разрешение на освоение угодий недалеко от Ардонского укрепления командующий войсками Кавказской линии генерал Еммануэль выдал служащему названного укрепления Тасо (Петру) Гайтову.
О темпах его роста свидетельствует статистика: в 1826 году аул насчитывал уже 113 дворов, в середине XIX века - более 250, в 1866 году - 295, 1886 - 403, в 1900 - 456, в 1917 - 845 и т.д. Трудолюбивые ардонцы жили в достатке. Современники отмечали, что они "засевают значительное количество земли пшеницей, кукурузой и просом, в последнее же время, ввиду спроса, начинают сеять даже ячмень и гречиху. Благодаря трудолюбию они значительно опередили соседних кабардинцев и чеченцев не только материальным достатком, службой в рядах армии и гражданской, но даже в умственном отношении.
В 1838 году рядом с осетинским селением возникла Ардонская станица. Сюда была переведена часть Владикавказского казачьего полка. Уволенные со службы женатые казаки занялись обустройством жилищ.
За 1838/39 годы в станице возвели 41 дом. Строительство жилья являлось предметом особой заботы, как местной кавказской администрации, так и центрального правительства. О ходе строительства наместник Кавказа ежемесячно докладывал в Петербург. В 1840 году для возведения в станице церквей, лазаретов, школ, мельниц военное министерство дополнительно отпустило 35 000 рублей. Каждому женатому казаку выдали пособие в размере 250 рублей. Через два года в станице было уже 69 дворов.
Со временем граница между осетинским поселением и станицей практически исчезла (хотя формально в одно целое они объединились в 1924 году).
1.2. Особенности и традиции казаков
Казаки - это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками называли вольных людей, живущих на окраинах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, холопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей заставляли их бесправное положение, бедность, крепостная неволя.
Корни казачества теряются в глубине истории человечества. С начала 14в. развитие казачества достигло такой силы, что стало влиять на ход развития всей Московской Руси. Казаки вместе с военным знаменем всюду несли знамя мирной, хозяйственной колонизации. А вслед за ним шли крестьяне- переселенцы и под прикрытием казачьих крепостей распахивали новые благодатные земли, создавали хозяйства, кормили государство.
Начиная с XVII века, казаки в составе Российской Империи занимали особое положение. С этого време ни на карте Российской Империи по мере расширения государства появлялись обширные казачьи области, внутренний быт которых резко отличался от бытовых условий населения других частей страны.
К началу XVIII века в составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из кото рых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из других ка зачьих областей, пополненных «служилыми людьми» и «охотниками», то есть добровольными переселенцами. Только четыре области (вдоль течения рек Дон, Терек, Яик, который был переименован после Пугачевского бунта в Урал, и реки Днепр) сложились исторически, без вмешательства государственной власти.
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
Характерная деталь казачьего быта одежда. Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Казаки всегда были очень набожны. Главное место занимал красный угол с иконами на резной деревянной полочке – божнице. Перед иконами - стол с хлебом и солью на белой полотняной скатерти. Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая младенцев и детей старше шести - семи лет, выезжала в поле на весь сезон. Поздней осенью или к Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок. Чтобы одеть и прокормить всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали, занимались земледелием и промыслами. С каким рвением казаки и казачки трудились - так же безудержно предавались они веселью в дни и часы отдыха. Невозможно представить себе казака, не знающего и не поющего казачьи песни. В наших семьях сохранилось песенное наследие. Мы часто поём дома собираясь вместе. Наши отцы участвовали в снятии клипа: «Эй, атаман».
Мой папа, Зеленский Геннадий выезжал на гастроли с казачьим хором «Берзаюшка» в г. Москву. Моя бабушка Дорохова Людмила также является солисткой этого хора.
Очень строго в казачьей среде, соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненной необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Современный казак живёт по 9 заповедям.
1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2.Казаки все равны в правах. Помни: "Нет ни князя, ни раба - все рабы Божии!"
3.По тебе судят обо всем казачестве, о народе твоём.
4.Держи слово. Слово казака дорого.
5.Чти старших, уважай старость.
6.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
7. Погибай, а товарища выручай.
8. Будь трудолюбив не бездействуй.
9.Береги семью свою. Служи ей примером.
1.3. Ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка"
…В далеком уже 1937 году регент церкви святого Георгия Победоносца Василий Джевелло организовал в станице Ардонской казачий хор. Коллектив вскоре стал известен на всю округу.
Из него и вырос ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка". Многолетняя творческая дружба связывала этот коллектив с известным собирателем фольклора, педагогом Ефимом Колесниковым и композитором Владимиром Саньковым. Худруками хора были заслуженный работник культуры РСО–А Елена Хаустова и заслуженный деятель искусств РСО–А Алла Дорошевская. А последние три года им руководит Галина Журавлева. Вместе с ней в хоре работают талантливые музыканты – заслуженный работник культуры РСО–А Николай Журавлев и Виталий Ляшенко.
1981 год по праву считается годом второго рождения этого самобытного коллектива. По инициативе тогдашнего первого секретаря райкома КПСС Станислава Баскаева собрался новый состав хора, в который вошли колхозники, рабочие, пенсионеры, домохозяйки. И народный коллектив заблистал новыми красками!
В разные годы ардонский хор "Берзаюшка" участвовал в фестивалях "Золотое яблоко" в Краснодаре и "Казачий лад" в Георгиевске, в программе ООН "Искусство – миру" в Сергиевом посаде, во всероссийском фестивале "Песни России", в телепрограмме Первого канала "Играй, гармонь любимая!", в фольклорном фестивале Северного Кавказа "Как на Тереке у нас"... В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, куда он выезжал на творческие конкурсы и смотры, ардонских самодеятельных артистов всегда ждал успех.
Сегодня в репертуаре "Берзаюшки" – не только старинные традиционные и современные казачьи песни. Но и обрядовые постановки: "Казачья свадьба", "Масленица", "Проводы казака в армию", "Вождение козла"…
Глава II. Практическая часть
2. Изготовление казачьего подворья
Первые кубанские селения походили на небольшие укрепления, окопанные рвом, обнесённые валом с плетневой огорожей и колючим кустарником или частоколом, с наблюдательными вышками на въездных деревянных воротах и пушками по четырём своим углам.
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Постройка начиналась сразу на земле, без фундамента. Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.
Деревьев было мало, климат жаркий и сухой. А глины было много. Казаки выращивали хлеб – было много соломы. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла.
Смешивали женщины и дети ногами. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз...
Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею..." (Гимн хате, И.Н. Бойко)
Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.
Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.В хате обычно коридор, большая комната и сени. На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.
Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.
В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.
В доме был сундук, рядом кровать отца и матери, около люлька. Был большой стол с лавками. Дети и старики спали на лавках и на печи.
Вокруг дома - подворье с кабыцей (летняя печь).
Проанализировав всё это, мы изготовили макет казачьего подворья.
Заключение
В советское время на казаков было гонение и на долгие годы казачество потеряло себя. С некоторых пор его возрождают. Создаются казачьи дружины. В них вступают сильные верующие православные россияне. Эти дружины следят за порядком на улицах, в парках. Они показывают пример дисциплинированности, воспитанности, уважения к старшим, женщинам, детям. Сейчас открываются казачьи школы-интернаты, где детей обучают казачьим заповедям, знакомят с казачьими песнями, играми, традициями и законами.
В результате работы над проектом мы все вместе достигли следующих результатов:
- появился интерес к более глубокому изучению жизни терских казаков, их быта и традиций;
- возникло чувство уважения к истории казачеств;
-пробрели навыки поисково-исследовательской работы;
- изготовили казачье подворье.
Возрождение казачества - это вовсе не ребячество!
Крепко Родину любить, если надо - защитить!
Честно жить, работать дружно-
вот КАЗАЧЕСТВУ что нужно!
Библиографический список:
1. «Большой толковый словарь Терского казачества» Автор: коллектив авторов Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003
2. Драт А. И. Казачья триада. В двух книгах.— Екатеринбург, 1999.
3. Казаки. Особое сословие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. – 447 с.