Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Серова О.А. КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В УМЕНИИ ПИСАТЬ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Библиографическое описание:
Серова О.А. Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Совершенствование в умении писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.

Тип урока: закрепление изученного.

Цель: совершенствовать умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

-развивать умение видеть орфограмму; устную речь;

-воспитывать интерес к предмету, любовь к языку.

Планируемые результаты:

-регулятивные: учиться планировать учебную деятельность на уроке;

-познавательные: находить и извлекать необходимую информацию из предложенного задания, делать выводы;

-коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, более точно выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; работать в группе.

Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой; рабочая тетрадь; слайды с заданиями; карточки с пословицами; качества; памятки; доска.

Методические приёмы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Ход урока:

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем, ни минутки не теряем.

2. Актуализация знаний

Прочитайте пословицу на доске (Век живи-век учись.)

Что записано? (пословица).Как понимаете? (всю жизнь люди чему-то учатся) Для чего нужно учиться? (быть умными, грамотными, чтобы было приятно общаться.)

Выберите качества, необходимые для «успешного» урока (на доске карточки с качествами вперемешку: умение работать в группе, рассуждение, обида, внимание, капризность, старание, умение слушать, равнодушие, дружелюбие, любознательность, лень –выходят по одному и отбирают качества, необходимые, по их мнению, для урока)

Слад 1:

Чудо, стрижи, роща, машина, жираф, щука, чаща, туча, ворчун, этаж

Прочитайте слова, подумайте, какое слово не походит к остальным (этаж) Докажите. (остальные слова с сочетаниями)

На какие группы можно разделить остальные слова? (с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Запишите слова:

1 ряд- с сочетаниями жи-ши

2 ряд-с сочетаниями чу-щу

3 ряд- ча-ща

Проверить Слайд 2

1 ряд: стрижи, машина,жираф

2 ряд: чудо, щука, ворчун

3 ряд: роща, чаща, туча

Какое качество помогло выполнить это задание? (внимание, рассуждение,) -показать карточку с качеством

3.Постановка проблемы.

Пока вы работали, я тоже времени не теряла –работала и записала слова (слова на обратной стороне доски)

Догадайтесь-ка, ребята, отчего ежЫ, ершЫ, щЮки, чЯйки и волчЯта

Рассмеялись от души. (неправильно написаны сочетания) Запишите в тетрадь слова, исправляя ошибки

Кто догадался, какая тема урока? (написание сочетаний) Поставьте цель урока (совершенствовать умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу) Определите задачи (развивать умение писать слова с сочетаниями, работать с схемами)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику с.110, упр.6 Прочитайте задание. Что нужно сделать? (спросит 2-3 учеников) -«цепочкой» читают слова, объясняют правописание

Какие качества помогли выполнить это задание?

Физминутка (видео) «Если здорово живётся»

Есть ли в названии физмин слово или слова с сочетаниями? (живётся) Какую букву будем писать в слове после буквы «ж».Почему?

Слайд 3 (даны 4 схемы и 5 слов, к каждой схеме надо выбрать слово и «перетащить» его к своей схеме) туча, щука, чудо, стрижи, чаща



Какое слово осталось без схемы? (чаща) Почему?

Слова с какими сочетаниями встретились?

Почему в слове «туча» пишется буква «а», ведь согласный [ ч] всегда мягкий? (Со словами «чаща» и «стрижи» аналогично) Какие качества помогли выполнить задание?

Можно ли сказать, что с задачей по работе с моделями справились?

6. Работа в группе (на доске слова пословиц перевёрнуты для каждой группы)

Из данных слов составьте предложения (выходят группами к доске, составляют пословицы)

_Чужим умом умён не будешь.

-Счастье и труд рядом живут.

Прочитайте. Что получилось? Объясните их смысл. Спишите ту пословицу, которая вам больше нравится.

Назовите слова с орфограммами. Как пишутся сочетания? Подчеркните их.

Найдите в пословицах слова, которые разделить для переноса нельзя. Объясните почему?

Отгадайте слово, которое я загадала: оно состоит из двух слогов, ударение падает на второй слог, первый звук согласный, звонкий, парный, твёрдый, непарный (живут). Выполните фонетический разбор этого слова (один у доски, остальные на местах)

Почему в транскрипции после звука [ж] стоит звук [ы], а в слове пишем букву «и»?

Какие качества помогли?

С какого высказывания я начала урок? Чему учились?

Какую цель поставили? Как вы считаете, урок цели достиг? Какие качества помогли?

7.Рефлексия Возьмите памятки, выберите предложение, которое отражает вашу работу на уроке. Оцените себя линеечкой (помочь) Урок окончен. Спасибо.