Библиографическое описание:
Нагорная В.В. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.
Аннотация. Проблема организации и осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность в современных условиях, что обусловлено повышением значимости патриотизма как национальной идеи для государства, общества и каждого человека. Патриотизм выступает как политический и нравственный принцип, социально-нравственный императив, интегративное личностное качество, т.е. как целостный феномен, характеризующий симбиоз его социальных и индивидуальных аспектов.
Необходимость преодоления выявленных противоречий подтверждает актуальность настоящего исследования и определяет проблему: недостаточное количество новых форм, направленных на формирование патриотических чувств обучающихся 2 класса посредством подготовки и проведения виртуальных экскурсий.
Ключевые слова: патриотическое, воспитание, виртуальная экскурсия, внеурочная деятельность.
Nagornaya Victoria V.
primary school teacher
Children's Development Center "Medvezhonok", Kirov,
VIRTUAL EXCRSIONS AS A FORM OF EDUCATION OF PATRIOTISM OF SECOND GRADERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Annotation. The problem of organizing and implementing patriotic education of the younger generation is becoming particularly relevant in modern conditions, due to the increasing importance of patriotism as a national idea for the state, society and every person. Patriotism acts as a political and moral principle, a socio-moral imperative, an integrative personal quality, i.e. as an integral phenomenon characterizing the symbiosis of its social and individual aspects. The need to overcome the identified contradictions confirms the relevance of this study and defines the problem: an insufficient number of new forms aimed at forming patriotic feelings of 2nd grade students through the preparation and conduct of virtual excursions.
Keywords: patriotic education, virtual excursion, extracurricular activities.
Патриотическое воспитание - это воспитание, которое предполагает воспитание патриотических чувств, означает выработку высокого идеала служения народу, готовности в любое время в стать на защиту Родины, изучать боевые традиции и героические страницы русского народа [3].
Наиболее приемлемым для формирования у детей любви к своей Родине является младший школьный возраст. На это влияют различные факторы. Школа и семья должны принимать активное участие в развитии и обучении ребенка, чтобы воспитать настоящего патриота своей страны. Для формирования патриотических чувств в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только сущность и содержание патриотического воспитания, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.
Важной задачей современного образования является формирование у школьников потребности к получению знаний и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками [2]. Благодаря активной деятельности, человек может взаимодействовать с окружающим миром. В условиях быстро меняющегося мира информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение. Использование инновационных технологий в общеобразовательных школах является эффективным средством развития познавательных интересов обучающихся.
Виртуальная экскурсия как форма учебной деятельности является одной из эффективных форм использования инновационных технологий при развивающем обучении [1].
В рамках нашего исследования мы провели эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, экспериментального и контрольного. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №59 г Киров. В исследовании принимали участие учащиеся двух вторых классов: 2 «А» и 2 «Б» классов. В каждом классе общее количество учеников – 60 человек. В ходе работы нашей работы 2 «А» класс был определен как экспериментальный, а 2 «Б» класс – как контрольный.
Исследование проводилось с помощью следующих диагностик: «С чего начинается Родина» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова, Т.Б. Табарданова), методика «Мое отношение к малой родине» Т. М. Масловой методика «Я – патриот».
По итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальный класс 2А, как и контрольный 2Б, нуждается в проведении дополнительной работы по формированию патриотических качеств. В экспериментальном классе были апробированы внеурочные занятия с использованием виртуальных экскурсий, направленных на формирование патриотической воспитанности второклассников.
Экспериментальная работа с применением цикла виртуальных экскурсий во 2А классе МБОУ СОШ №59 г. Кирова была проведена в феврале-марте 2022 года.
Цикл виртуальных экскурсий состоит из восьми занятий (табл.1).
Таблица 1 – Цикл виртуальных экскурсий для второго класса
№ занятия
Количество занятий
Дата проведения
Описание
1 занятие
1
14.02.2022
Виртуальная экскурсия по памятным местам города Киров
2 занятие
1
21.02.2022
Виртуальная экскурсия «Киров – город трудовой славы!»
3 занятие
1
28.02.2022
Виртуальная экскурсия «Дымковская игрушка»
4 занятие
1
06.03.2022
Виртуальная экскурсия «Исторические монастыри Кирова»
5 занятие
1
13.03.2022
Виртуальная экскурсия «Соколья гора»
6 занятие
1
20.03.2022
Виртуальная экскурсия «Береснятский водопад
7 занятие
1
28.03.2022
Виртуальная экскурсия «Атарская Лука»
8 занятие
1
03.04.2022
Виртуальная экскурсия «Мемориальный Дом-музей Васнецовых в Рябово»
В результате повторной оценки сформированности деятельностного показателя нами были получены следующие результаты (рис.1).
Рисунок 1 - Результаты сформированности деятельностного показателя на контрольном этапе
Согласно рисунка 1 можно сделать вывод, что во 2А классе результаты после проведенной работы по уровню сформированности деятельностного показателя также улучшились. В частности, низкий уровень не показал ни один ученик. Высокий уровень показали 14 человек (48%), в то время как на контрольном этапе работы данный показатель составлял 31%. В контрольной группе результаты также остались практически на прежнем уровне.
В таблице 2 представлены результаты повторного анкетирования 2А и 2Б класса по методике «Мое отношение к малой родине».
Таблица 2 – Динамика уровня патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию
Уровни
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
Количество, 2А
%
Количество, 2А
%
Количество, 2Б
%
Количество, 2Б
%
Высокий
5
17
14
48
6
19
8
26
Средний
13
45
14
48
15
48
17
55
Ниже среднего
9
31
1
3
10
10
6
19
Низкий
2
7
0
0
0
0
0
0
Итого
29
100
29
100
31
100
31
100
Результаты проведенной методики свидетельствуют о том, что обучающиеся 2А класса знают историю своей страны, города намного лучше, чем ученика 2Б класса, где цикл виртуальных экскурсий не проводился. В экспериментальном классе по всем показателя заметны улучшения. Так, низкий уровень не показал ни один ученик, ниже среднего – сократилось с 9 человек до 1, значительно повысился показатель высокого уровня патриотической воспитанности – с пяти до четырнадцати человек (улучшение показателя на 31%).
Также в исследовательской работе мы повторно использовали методику Н.В. Савельевой «Я – патриот».
Результаты данной методики представлены на рисунке 2.
Рисунок 2– Результаты методики «Я-патриот» на контрольном этапе исследования
После проведения экспериментальной работы во 2А классе низкий уровень опять же не показал ни один ученик, средний уровень – 52%, высокий – 48%. Во 2Б классе показатели изменились в лучшую сторону, но незначительно.
Стоит отметить тот факт, что те дети, которые показали низкий уровень патриотической воспитанности на констатирующем этапе эксперимента не проявляли желания проявлять инициативу и участвовать в патриотических делах. На контрольном же этапе они стали проявлять интерес к предложениям учителя, выразили желание помочь с оформлением актового зала для проведения мероприятия.
Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы свидетельствует об эффективности проведенной воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников. Выявленные результаты являются подтверждением того, что разработанные нами занятия патриотического воспитания во внеурочной деятельности являются эффективными в формировании чувства патриотизма у младших школьников.
Список использованной литературы:
1. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы. / Е.В. Александрова – Москва: // Литература в школе. – 2010. -№10. – С. 22-24.
2. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин - Москва:// Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 349-352. Сайт. – URL: https://moluch.ru/archive/69/11944/
3. Дашкова, Е. В. Особенности организации экскурсий для современных школьников [Текст] / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина //Педагогика и современность. – 2014. – Том 1, №1-1. С. 60. Сайт. – URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/Socipshera_3-12/88-96_e_v_dashkova.pdf
References
1. Alexandrova, E.V. Virtual excursion as one of the effective forms of organizing the educational process at the literature lesson. / E.V.Alexandrova – Moscow: // Literature at school. - 2010. -No. 10. – pp. 22-24.
2. Bakhtin, Yu. K. Patriotic education as a basis for the formation of a morally healthy personality [Text] / Yu. K. Bakhtin // Young scientist. – 2014. – No. 10. – pp. 349-352. Website. – URL: https://moluch.ru/archive/69/11944/
3. Dashkova, E. V. Features of organizing excursions for modern schoolchildren [Text] / E. V. Dashkova, E. B. Ivushkina // Pedagogy and modernity. – 2014. – Volume 1, No. 1-1. p. 60. Website. – URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/Socipshera_3-12/88-96_e_v-_dashkova.pdf
Нагорная В.В. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.
Аннотация. Проблема организации и осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность в современных условиях, что обусловлено повышением значимости патриотизма как национальной идеи для государства, общества и каждого человека. Патриотизм выступает как политический и нравственный принцип, социально-нравственный императив, интегративное личностное качество, т.е. как целостный феномен, характеризующий симбиоз его социальных и индивидуальных аспектов.
Необходимость преодоления выявленных противоречий подтверждает актуальность настоящего исследования и определяет проблему: недостаточное количество новых форм, направленных на формирование патриотических чувств обучающихся 2 класса посредством подготовки и проведения виртуальных экскурсий.
Ключевые слова: патриотическое, воспитание, виртуальная экскурсия, внеурочная деятельность.
Nagornaya Victoria V.
primary school teacher
Children's Development Center "Medvezhonok", Kirov,
VIRTUAL EXCRSIONS AS A FORM OF EDUCATION OF PATRIOTISM OF SECOND GRADERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Annotation. The problem of organizing and implementing patriotic education of the younger generation is becoming particularly relevant in modern conditions, due to the increasing importance of patriotism as a national idea for the state, society and every person. Patriotism acts as a political and moral principle, a socio-moral imperative, an integrative personal quality, i.e. as an integral phenomenon characterizing the symbiosis of its social and individual aspects. The need to overcome the identified contradictions confirms the relevance of this study and defines the problem: an insufficient number of new forms aimed at forming patriotic feelings of 2nd grade students through the preparation and conduct of virtual excursions.
Keywords: patriotic education, virtual excursion, extracurricular activities.
Патриотическое воспитание - это воспитание, которое предполагает воспитание патриотических чувств, означает выработку высокого идеала служения народу, готовности в любое время в стать на защиту Родины, изучать боевые традиции и героические страницы русского народа [3].
Наиболее приемлемым для формирования у детей любви к своей Родине является младший школьный возраст. На это влияют различные факторы. Школа и семья должны принимать активное участие в развитии и обучении ребенка, чтобы воспитать настоящего патриота своей страны. Для формирования патриотических чувств в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только сущность и содержание патриотического воспитания, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.
Важной задачей современного образования является формирование у школьников потребности к получению знаний и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками [2]. Благодаря активной деятельности, человек может взаимодействовать с окружающим миром. В условиях быстро меняющегося мира информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение. Использование инновационных технологий в общеобразовательных школах является эффективным средством развития познавательных интересов обучающихся.
Виртуальная экскурсия как форма учебной деятельности является одной из эффективных форм использования инновационных технологий при развивающем обучении [1].
В рамках нашего исследования мы провели эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего, экспериментального и контрольного. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №59 г Киров. В исследовании принимали участие учащиеся двух вторых классов: 2 «А» и 2 «Б» классов. В каждом классе общее количество учеников – 60 человек. В ходе работы нашей работы 2 «А» класс был определен как экспериментальный, а 2 «Б» класс – как контрольный.
Исследование проводилось с помощью следующих диагностик: «С чего начинается Родина» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова, Т.Б. Табарданова), методика «Мое отношение к малой родине» Т. М. Масловой методика «Я – патриот».
По итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальный класс 2А, как и контрольный 2Б, нуждается в проведении дополнительной работы по формированию патриотических качеств. В экспериментальном классе были апробированы внеурочные занятия с использованием виртуальных экскурсий, направленных на формирование патриотической воспитанности второклассников.
Экспериментальная работа с применением цикла виртуальных экскурсий во 2А классе МБОУ СОШ №59 г. Кирова была проведена в феврале-марте 2022 года.
Цикл виртуальных экскурсий состоит из восьми занятий (табл.1).
Таблица 1 – Цикл виртуальных экскурсий для второго класса
№ занятия
Количество занятий
Дата проведения
Описание
1 занятие
1
14.02.2022
Виртуальная экскурсия по памятным местам города Киров
2 занятие
1
21.02.2022
Виртуальная экскурсия «Киров – город трудовой славы!»
3 занятие
1
28.02.2022
Виртуальная экскурсия «Дымковская игрушка»
4 занятие
1
06.03.2022
Виртуальная экскурсия «Исторические монастыри Кирова»
5 занятие
1
13.03.2022
Виртуальная экскурсия «Соколья гора»
6 занятие
1
20.03.2022
Виртуальная экскурсия «Береснятский водопад
7 занятие
1
28.03.2022
Виртуальная экскурсия «Атарская Лука»
8 занятие
1
03.04.2022
Виртуальная экскурсия «Мемориальный Дом-музей Васнецовых в Рябово»
В результате повторной оценки сформированности деятельностного показателя нами были получены следующие результаты (рис.1).
Рисунок 1 - Результаты сформированности деятельностного показателя на контрольном этапе
Согласно рисунка 1 можно сделать вывод, что во 2А классе результаты после проведенной работы по уровню сформированности деятельностного показателя также улучшились. В частности, низкий уровень не показал ни один ученик. Высокий уровень показали 14 человек (48%), в то время как на контрольном этапе работы данный показатель составлял 31%. В контрольной группе результаты также остались практически на прежнем уровне.
В таблице 2 представлены результаты повторного анкетирования 2А и 2Б класса по методике «Мое отношение к малой родине».
Таблица 2 – Динамика уровня патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию
Уровни
до эксперимента
после эксперимента
до эксперимента
после эксперимента
Количество, 2А
%
Количество, 2А
%
Количество, 2Б
%
Количество, 2Б
%
Высокий
5
17
14
48
6
19
8
26
Средний
13
45
14
48
15
48
17
55
Ниже среднего
9
31
1
3
10
10
6
19
Низкий
2
7
0
0
0
0
0
0
Итого
29
100
29
100
31
100
31
100
Результаты проведенной методики свидетельствуют о том, что обучающиеся 2А класса знают историю своей страны, города намного лучше, чем ученика 2Б класса, где цикл виртуальных экскурсий не проводился. В экспериментальном классе по всем показателя заметны улучшения. Так, низкий уровень не показал ни один ученик, ниже среднего – сократилось с 9 человек до 1, значительно повысился показатель высокого уровня патриотической воспитанности – с пяти до четырнадцати человек (улучшение показателя на 31%).
Также в исследовательской работе мы повторно использовали методику Н.В. Савельевой «Я – патриот».
Результаты данной методики представлены на рисунке 2.
Рисунок 2– Результаты методики «Я-патриот» на контрольном этапе исследования
После проведения экспериментальной работы во 2А классе низкий уровень опять же не показал ни один ученик, средний уровень – 52%, высокий – 48%. Во 2Б классе показатели изменились в лучшую сторону, но незначительно.
Стоит отметить тот факт, что те дети, которые показали низкий уровень патриотической воспитанности на констатирующем этапе эксперимента не проявляли желания проявлять инициативу и участвовать в патриотических делах. На контрольном же этапе они стали проявлять интерес к предложениям учителя, выразили желание помочь с оформлением актового зала для проведения мероприятия.
Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы свидетельствует об эффективности проведенной воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников. Выявленные результаты являются подтверждением того, что разработанные нами занятия патриотического воспитания во внеурочной деятельности являются эффективными в формировании чувства патриотизма у младших школьников.
Список использованной литературы:
1. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы. / Е.В. Александрова – Москва: // Литература в школе. – 2010. -№10. – С. 22-24.
2. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин - Москва:// Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 349-352. Сайт. – URL: https://moluch.ru/archive/69/11944/
3. Дашкова, Е. В. Особенности организации экскурсий для современных школьников [Текст] / Е. В. Дашкова, Е. Б. Ивушкина //Педагогика и современность. – 2014. – Том 1, №1-1. С. 60. Сайт. – URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/Socipshera_3-12/88-96_e_v_dashkova.pdf
References
1. Alexandrova, E.V. Virtual excursion as one of the effective forms of organizing the educational process at the literature lesson. / E.V.Alexandrova – Moscow: // Literature at school. - 2010. -No. 10. – pp. 22-24.
2. Bakhtin, Yu. K. Patriotic education as a basis for the formation of a morally healthy personality [Text] / Yu. K. Bakhtin // Young scientist. – 2014. – No. 10. – pp. 349-352. Website. – URL: https://moluch.ru/archive/69/11944/
3. Dashkova, E. V. Features of organizing excursions for modern schoolchildren [Text] / E. V. Dashkova, E. B. Ivushkina // Pedagogy and modernity. – 2014. – Volume 1, No. 1-1. p. 60. Website. – URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/Socipshera_3-12/88-96_e_v-_dashkova.pdf