Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ УМЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЙ КВЕСТ»

Чикова Людмила Васильевна
педагог дополнительного образования, учитель технологии
МАОУ Лицей № 11, г. Красноярск
Быкова Татьяна Олеговна
методист
МКУ КИМЦ, г. Красноярск

Современная парадигма образования, нацеленная на личностно-ориентированную модель обучения, ставит в основу развитие личностного потенциала обучающегося, что отражает ФГОС последнего поколения. В современном мире основополагающими навыками учащегося являются умения самостоятельно принимать решения, грамотно ориентироваться в потоке информации, умения взаимодействовать и работать с группой и организаторские умения.

Одной из основных проблем развития современной личности, уже несколько десятилетий, является развитие организаторских умений. Изменение современного социума диктует выдвижение на первый план формирование индивида, способного не только стать организатором своей жизнедеятельности, но и способного организовать деятельность группы, объединяя их одной целью и направляя совместную деятельность на пользу общества. Организаторские умения характеризуют учащегося как сформированную личность современного социума.

Основы концепции развития организаторских умений заложены в работах С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Л.И. Уманского. Подходы к решению проблем формирования организаторских способностей отражены в работах Н.В. Акинфиева, Н.В. Аничкина, И.В. Галковская, Л.В. Жарова, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова и других. Методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход (Л.И. Уманский, А.Н Лутошкина, А.С. Макаренко и др.).

Система общего и дополнительного образования является тем самым социальным институтом, который создает все необходимые условия для формирования и развития таких умений у обучающихся. Стоит отметить, что успешным может считаться только человек, способный применять эти знания, умения и навыки в практической деятельности, следовательно, развитие организаторских умений является не только психолого-педагогической проблемой, но и приобретает все большую социальную значимость. Данное утверждение находит свое подтверждение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г.): «школьное образование направлено на становление и формирование у обучающихся навыков самоорганизованности. Организованность представляет качественную характеристику социальной активности личности, которая позволяет учащимся успешно справляться с возрастающими школьными требованиями. ФГОС основного общего образования нацеливает процесс обучения в целом на активное включение школьников в разные виды деятельности, что предполагает освоение ими структуры деятельности, умения её организовывать: ставить стратегические цели, определять оперативные задачи, планировать, отбирать средства, анализировать результаты». Обозначенные умения составляют комплекс организаторских умений, которые представляют совокупность личностных качеств, обеспечивающих успешность в процессе жизнедеятельности, учебной, творческой и других видах деятельности.

Наилучшими условиями развития организаторских умений являются условия дополнительного образования и внеурочной деятельности. Так как сочетание индивидуального и коллективного творчества; коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности; ответственность каждого за результат общего дела; творческое содружество взрослых и детей, по мнению И.П. Иванова, способствует развитию организаторских способностей.

Именно поэтому нами было принято решение о проектировании и реализации школьного мероприятия, где желающие школьники смогли бы проявить свои организаторские умения, выявить и восполнить свои дефициты в данной деятельности.

Мероприятие было организовано учащимися пятых классов лицея г. Красноярска, участниками кружка «Сделай сам» в формате квеста. Участниками мероприятия были учащиеся параллели 6 - 7 классов. Также присутствовали и приглашенные гости: администрация лицея, педагоги и другие работники общеобразовательного учреждения, которые тоже принимали участие в квесте.

Мероприятие «Творческий квест» преследовало две цели: одна непосредственно для участников, другая цель для организаторов.

Цель для участников квеста: расширить круг собственных творческих умений, сформировать навыки творческой ручной работы.

Задачи:

- Развитие творческих способностей;

- Развитие навыков функциональной грамотности;

- Формирование навыков вязания, ткачества, управления 3D-ручкой и роборукой.

Цель для учащихся-организаторов квеста: развитие организаторских умений.

Задачи:

- Получение собственного опыта в организации мероприятия;

- Развитие собственных организаторских умений;

- Развитие навыков взаимодействия в команде;

- Развитие собственных умений быть мобильным в изменяющихся условиях;

- Реализация деятельности на локациях;

- Сопровождение участников и помощь при затруднениях.

Работа учащихся-организаторов проходила в два этапа:

I этап – планирование мероприятия:

На этапе выбора идеи учащиеся использовали метод «Мозгового штурма». Все организаторы собрались за одним столом и генерировали идеи, используя собственные умения и опыт. Из множества идей были отобраны, те, которые показались ребятам наиболее практичными в реализации и доступными в рамках общеобразовательного учреждения и финансового обеспечения.

Практическая реализация была ограничена не только возможностями лицея, но и временем обучения участников творческим технологиям. Организаторы самостоятельно оценили возможности участников квеста исходя из критериев, которые разработали самостоятельно:

1. Время на инструктирование не должно превышать 3 минут;

2. Техника, выбранная для локации, не должна быть слишком сложной для понимания и исполнения участниками;

3. Время на изготовление собственного образца для участников не должно превышать 2-3 минут.

Затем организаторы рассчитали и определили необходимое для проведения квеста количество материалов и инструментов. Затем было принято решение о необходимости проведения «генеральной репетиции», где ребята опробовали техническое исполнение и регламент всех запланированных заданий на себе. Благодаря этому были выявлены сложности и недочёты, которые могли возникнуть во время квеста, и, конечно же, они были устранены.

Для проведения мероприятия, организаторами было принято решение о дресс-коде для ведущих, а также был прописан краткий сценарий.

II этап – реализация мероприятия.

В квесте было организовано четыре локации. На первой локации был организован мастер-класс по вязанию нестандартным способом, не привычными спицами или крючком, а ручным методом с помощью пряжи «puffy», у которой есть только петельки, и их нужно было определённым способом продевать одну в другую. Пряжа «puffy» - это новый синтетический материал, который не требует больших навыков и умений владения инструментами для вязания. Способом вязания данной пряжи могут овладеть люди разных возрастов, начиная с 5 лет. В процессе подготовки и репетиции данной локации организаторами выяснилось, что при вязании пряжи «puffy» нужно выбирать не мелкие петли, а крупные. Также при анализе способов вязания из всех изученных в кружке узоров были выбраны наиболее простые и понятные в исполнении. На данной локации ребята-организаторы проводили инструктажи для участников и помогали им при затруднениях в технике вязания.

На следующей локации на столе был сконструирован ткацкий станок небольшого размера. Под руководством участников кружка «Сделай сам» велась трансляция видеоматериала, в котором пояснялось как именно правильно ткать, как пропускать нити утка
сквозь нити основы, и что нужно делать на каждом этапе, чтобы получилось тканое полотно. В процессе подготовки и репетиции данной локации организаторами выяснилось, что для более успешного завершения локации для новичков в ткацком деле необходимо заправить нити основы на расстоянии не 5 мм, а 7-8мм. Для устранения данных недочетов ребята изготовили ещё один ткацкий станок и подготовили дополнительный моток пряжи. После видеоинструкции участники применили полученные знания на практике и создали небольшое полотно размером 15х20 см. Ребята-организаторы следили за процессом и помогали участникам, когда возникали трудности.

На третьей локации была представлена инструкция в текстовом формате. Участникам нужно было ее тщательно изучить, а затем пошагово овладеть умением работы с 3D-ручкой и нарисовать объемную фигуру с помощью данного инструмента. При подготовке к данной локации организаторы подобрали и распечатали четыре варианта изображений для работы с 3D-ручкой, но были отобраны только два. Критериям выбора послужила тематика, размер, простота и эстетика изображения. Стоит отметить, что многие участники не знали, что такое 3D-ручка и как ею работать. Даже для некоторых педагогических работников это стало по-настоящему полезным опытом. На данной локации организаторы помогали участникам заменить цвет пластика в устройстве, корректировать скорость управления, а также подсказывали с чего лучше начать выполнение рисунка.

И на последней, четвёртой, локации участники имели возможность попрактиковать свое умение управления роборукой. Роботизированная конечность было собрана заранее для того, чтобы участники смогли с помощью нее достать приз из контейнера. При подготовке учитывалось и то, что необходимо было подобрать призы по размеру устройства. Данная локация была финальной, поэтому многим стало приятно получить приз таким способом.

Реализация «Творческого квеста» прошла успешно на всех локациях. Учащиеся (и даже некоторые работники общеобразовательного учреждения) смогли освоить новые для себя навыки и умения. Участники с удовольствием осваивали новую творческую деятельность, и даже привычное для некоторых вязание было представлено в новом формате при помощи пряжи «puffy». При просмотре видеоматериала о ткачестве затруднений у участников не возникало, и в результате совместный действий участников и организаторов получилось тканое полотно из новейших материалов плюшевой пряжи. Работа с 3D-ручкой и роборукой вызвала некоторые трудности, но по итогу участники со всем справились и получили новые знания, умения и навыки, которыми в дальнейшем смогут руководствоваться при выборе своего хобби.

Учащиеся-организаторы мероприятия под руководством педагога-наставника развивали в себе организаторские способности, которые позволили им научиться удерживать цель, как при подготовке мероприятия, так и при его проведении. Стоит отметить, что учащиеся продуктивно научились взаимодействовать в команде при подготовке локаций, а также научились последовательно, подробно и грамотно разъяснять пошаговые инструкции по определенному виду творческой деятельности, например, вязанию. Мы можем уверенно сказать, что учащиеся-организаторы овладели коммуникативными умениями. Работа в команде при подготовке к мероприятию позволила учащимся сплотиться, научиться договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Все вышеперечисленные умения (удержание цели, коммуникации, сплочения в команде, взаимодействие с людьми в изменяющихся условиях, разъяснение инструкции к работе и пояснения к ней) являются неотъемлемой частью организаторских способностей учащихся.

Для анализа собственной деятельности после завершения мероприятия организаторы сами прошли квест, поменявшись локациями. Ребятам было интересно проходить те локации и осваивать те умения, с которыми до этого не встречались. После проделанной работы школьники-организаторы подводили итоги реализации мероприятия в формате «Круглого стола». Были обсуждены положительные моменты проведения квеста, а также были выявлены некоторые недоработки и дефициты, которые впоследствии ребята собирались исправить. Также в неформальной беседе ребята поделились своими впечатлениями от проделанной работы и единодушно пришли к выводу, что развивать в себе организаторские умения и способности обязательно нужно, потому что это очень интересно и обязательно пригодится в будущей деятельности.

Таким образом данное мероприятие позволило расширить круг умений как для участников квеста, так и для организаторов. Цели и задачи, которые мы ставили перед собой при проектировании и организации мероприятия, были достигнуты.