Библиографическое описание:
Гринькив Е.В. Профессиональные задачи содержания деятельности педагогов образовательного учреждения по обеспечению готовности выпускника к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Математика играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение по математики закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
При изучении предмета математики проверка и оценка достижений школьников является важной составляющей процесса обучения. Система контрольно-оценочных мероприятий охватывает все возрастные категории учащихся и включает в себя самые разные виды и формы диагностики и мониторинга знаний. Особой ответственности и тщательности требует подготовка к аттестации учащихся по итогам каждой ступени обучения.
В современной школе сосуществуют различные виды организации итоговых контрольных работ. Однако в связи в введением в практику школы экзаменов в форме ЕГЭ, тестирование является наиболее актуальной и востребованной формой диагностики знаний и контроля на всех этапах школьного образования. Все большее количество образовательных учреждений предлагают пройти тестирование не только выпускникам средней и основной школы, но и выпускникам начальной школы.
Чтобы избежать перегрузки учащихся и сделать контрольные работы более эффективными и объективными, в школе разрабатывают интегрированные задания, позволяющие в рамках одного контрольного мероприятия проверить знания по нескольким учебным предметам.
В каждом образовательном учреждении имеется свое представление о том, каким должен быть контроль по итогам начальной школы.
Каждый тест состоит из научно-познавательного текста, вопросов к нему и заданий по русскому языку и математике с опорой на этот текст. Тексты содержат интересный и познавательный материал по окружающему миру и способствуют расширению кругозора учащихся.
Выполняя задания, учащиеся не только демонстрируют имеющиеся у них знания и умения, но и узнают что-то новое в процессе самой контрольной работы.
Использование тестов позволит учителю организовать эффективную деятельность по подготовке к итоговому экзамену в течение всего года как на уроке, так и во внеурочное время.
Систематическая работа с предложенными материалами поможет каждому ученику стать внимательным, думающим читателем, повторить и проверить свои знания по русскому языку и математике, овладеть приёмами работы с текстом и тестом.
Ещё одна цель тестов –приучить учеников к одному из видов контроля –тестированию и научить их правильно и грамотно оформлять ответы. Тесты помогают проверить знания учащихся терминологии и правил. Проверяя тесты, учитель сможет выявить пробелы в знаниях учеников, определить темы, над которыми необходимо работать дополнительно.
Также работа над тестами предполагает развитие логического мышления, концентрации внимания ученика.
В начале учебного года в 1-х классах проводилась предметная стартовая диагностика, которая послужила показателем ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов (математика, русский язык и чтение, окружающий мир).
В конце учебного года - итоговая комплексная работа «Старик и сова» (О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009). Особенность комплексной работы заключалась в том, что она состояла из двух частей – основной и дополнительной. В основной части работы 6 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению и математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Задания дополнительной части (5 заданий) имеют более высокую сложность и выполняются по желанию учащегося. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребёнка.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
В своей работе использую литературу:
1. «Тесты по математике» автор В. Н. Рудницкая,к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 2 класс.»
2. Планируемые результаты начального образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение.
4. Готовимся к ЕГЭ с начальной школы «Математика» автор составитель: Н.Н. Нянковская, М.А. Танько. Ярославль. Академия развития.
Гринькив Е.В. Профессиональные задачи содержания деятельности педагогов образовательного учреждения по обеспечению готовности выпускника к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Математика играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение по математики закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
При изучении предмета математики проверка и оценка достижений школьников является важной составляющей процесса обучения. Система контрольно-оценочных мероприятий охватывает все возрастные категории учащихся и включает в себя самые разные виды и формы диагностики и мониторинга знаний. Особой ответственности и тщательности требует подготовка к аттестации учащихся по итогам каждой ступени обучения.
В современной школе сосуществуют различные виды организации итоговых контрольных работ. Однако в связи в введением в практику школы экзаменов в форме ЕГЭ, тестирование является наиболее актуальной и востребованной формой диагностики знаний и контроля на всех этапах школьного образования. Все большее количество образовательных учреждений предлагают пройти тестирование не только выпускникам средней и основной школы, но и выпускникам начальной школы.
Чтобы избежать перегрузки учащихся и сделать контрольные работы более эффективными и объективными, в школе разрабатывают интегрированные задания, позволяющие в рамках одного контрольного мероприятия проверить знания по нескольким учебным предметам.
В каждом образовательном учреждении имеется свое представление о том, каким должен быть контроль по итогам начальной школы.
Каждый тест состоит из научно-познавательного текста, вопросов к нему и заданий по русскому языку и математике с опорой на этот текст. Тексты содержат интересный и познавательный материал по окружающему миру и способствуют расширению кругозора учащихся.
Выполняя задания, учащиеся не только демонстрируют имеющиеся у них знания и умения, но и узнают что-то новое в процессе самой контрольной работы.
Использование тестов позволит учителю организовать эффективную деятельность по подготовке к итоговому экзамену в течение всего года как на уроке, так и во внеурочное время.
Систематическая работа с предложенными материалами поможет каждому ученику стать внимательным, думающим читателем, повторить и проверить свои знания по русскому языку и математике, овладеть приёмами работы с текстом и тестом.
Ещё одна цель тестов –приучить учеников к одному из видов контроля –тестированию и научить их правильно и грамотно оформлять ответы. Тесты помогают проверить знания учащихся терминологии и правил. Проверяя тесты, учитель сможет выявить пробелы в знаниях учеников, определить темы, над которыми необходимо работать дополнительно.
Также работа над тестами предполагает развитие логического мышления, концентрации внимания ученика.
В начале учебного года в 1-х классах проводилась предметная стартовая диагностика, которая послужила показателем ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курсов (математика, русский язык и чтение, окружающий мир).
В конце учебного года - итоговая комплексная работа «Старик и сова» (О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009). Особенность комплексной работы заключалась в том, что она состояла из двух частей – основной и дополнительной. В основной части работы 6 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по русскому языку, чтению и математике. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Задания дополнительной части (5 заданий) имеют более высокую сложность и выполняются по желанию учащегося. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребёнка.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
В своей работе использую литературу:
1. «Тесты по математике» автор В. Н. Рудницкая,к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 2 класс.»
2. Планируемые результаты начального образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение.
4. Готовимся к ЕГЭ с начальной школы «Математика» автор составитель: Н.Н. Нянковская, М.А. Танько. Ярославль. Академия развития.