Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Иванова Наталья Викторовна,
преподаватель фортепиано,
МБУДО ДМШ,
г.о. Дзержинский Московской области
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения.
Тема развития творческих способностей ребенка всегда была важной и актуальной. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности. Нужны люди нестандартно мыслящие, стремящиеся к познанию.
Во все времена говорилось об исключительных возможностях воздействия музыкального искусства на человека, на его чувства и интеллект. Музыкальное воспитание – это уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, на развитие в нем творческих способностей.
В условиях стандартизации образования важное место отводится дополнительному образованию, как основной базе, на которой происходит формирование и развитие творческого потенциала ребёнка.
В детской музыкальной школе одной из актуальных задач музыкального образования является развитие творческих способностей учащихся. Здесь дети приобретают возможность реализовать себя, попробовать в новой роли, отличной от школьной за счёт неформального общения, работы в малых группах и на индивидуальных занятиях. Часто дети, не успешные и не адаптированные в классе, успешны в музыкальной школе, занимают в малом коллективе более высокий статус. Это повышает самооценку ребенка, снимает повышенную тревожность.
Музыкальные занятия в силу своей природы благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальных образов, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями повествований.
Одним из основных видов учебной и воспитательной работы в детской музыкальной школе является индивидуальные занятия в классе фортепиано.
Обучение игре на фортепиано занимает особое место в развитии творческого начала ребенка, благодаря его огромным, поистине безграничным возможностям. Фортепиано – это солирующий и аккомпанирующий инструмент, поэтому пользуется большой популярностью и любовью у детей и взрослых. Рояль обладает удивительно многообразными звуковыми возможностями и большой палитрой ярких звуковых красок. Диапазон фортепиано включает в себя диапазоны всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.
Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области фортепианного исполнительства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства, воспитать разностороннюю и эстетически развитую личность.
Пианисты учатся посредством музыкальных звуков выражать свои чувства и рисовать музыкальные художественные образы. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего музыканта значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар программы включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую, что позволяет в значительной степени развить музыкальный кругозор и музыкальную культуру учащихся, выявить и развить их творческие способности, сформировать интеллектуальный и духовный багаж учащихся.
Занятия по предмету специальности детской музыкальной школы развивает у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и народной музыке, занятия раскрывают индивидуальность ребенка, развивают его творческие способности.
Занятия на уроках специальности фортепиано имеют все возможности для того, чтобы развивать детей на основе их индивидуальных особенностей и интересов и значит обучать всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. Творческие задания на уроках специальности способствуют общему творческому развитию учащегося, что, в свою очередь, воспитывает образно-ассоциативное мышление, отзывчивость, художественное воображение, активизирует память, интуицию, наблюдательность, формирует внутренний мир ребенка.
Начиная с младших классов у детей формируются и развиваются творческие способности в той деятельности, в которой они находят себе применение. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.
Известно, что у маленьких пианистов ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.
Самым приятным началом музыкального исполнительства является совместное музицирование учащегося с педагогом. Игра в ансамбле способствует развитию творческой активности ребенка, доступностью музыкального материала, тем самым и повышения их интереса к занятиям. Она позволяет исполнять произведения, недоступные для сольной игры на данном этапе обучения ученика.
Также на активизацию творческих способностей влияет применение различных приемов звукоподражания: глиссандо, имитация звуков леса (кукушка), звук повторяющегося эха.
Ребята младшего школьного возраста охотно воплощают музыкальные образы в художественные. Это иллюстрации к музыкальным произведениям, которые они непосредственно исполняют. Воображение у них, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они рисуют с удовольствием.
Одной из ведущих задач обучения в классе фортепиано является развитие умения слышать, целостно анализировать музыкальное произведение, создавать рисунок.
В старших классах от учащихся требуется умение творчески подходить к изучению более сложного репертуара, формирование основных исполнительских приёмов музыкальной выразительности. В процессе работы над музыкальным произведением, ставятся задачи по раскрытию художественного образа произведения через исполнительскую практику. Им предлагается задание самостоятельного разбора музыкальной фразы, подбор образа, явления, чувства, заложенного композитором в изучаемом музыкальном произведении.
Самостоятельность ученика в подобной творческой работе над музыкальным произведением вырабатывается постепенно. Долгое время она почти исключительно направляется педагогом, требует многочисленных показов на инструменте, объяснений.
Таким образом, занятия по специальности фортепиано в детской музыкальной школе в силу своей природы благоприятствуют активизации творческих способностей учащихся, формированию художественно-образного мышления и воображения, развитию эмоциональной отзывчивости. Это связано с большой вариативностью музыкальных образов, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями повествований.
Апрель 2021