Библиографическое описание:
Карякина С.А. Конспект занятия внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в первом классе на тему «Путешествие в весенний лес» // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Направление – экологическое воспитание.
Цель: Формирование позиции помощника и защитника по отношению к объектам природы, обогащая экологические знания детей.
Детская цель: Помочь зайчику, стать незаметным от лисы и волка, весной.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
1. Образовательные:
· Формировать и укреплять знания детей о мире природы, устанавливая причинные зависимости.
· Углублять знания детей о жизни диких животных и их детенышей, знания о месте их обитания.
· Закреплять слова – обобщения, обозначающие родовые понятия (дикие животные).
· Закреплять правильное звукопроизношение гласных звуков.
· Закреплять умения называть животных и их детенышей в единственном и множительном числе.
· Продолжать знакомить детей с простейшими способами изобразительной деятельности в рисовании карандашами, мелками, гуашью.
· Обогащать двигательный опыт детей.
2. Развивающие:
· Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
· Развивать коммуникативные способности у детей.
· Развивать речь, внимание, мышление
3. Воспитательные:
· Воспитывать ценностное отношение к природе, интерес к экологическому познанию.
· Проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание игрушек, различные атрибуты.
Словесные: беседа, пояснение, объяснение, вопросы.
Практические: Имитационные движения диких животных, физкультурная минутка, проблемные ситуации: как помочь зайчику, стать незаметным от лисы и волка, весной.
Демонстрационный материал к занятию: искусственные елочки, игрушки, игровой персонаж – зайчик (мягкий, резиновый), корзина, морковка, мольберт. Звуковое оформление – звуки леса.
Раздаточный материал: карандаши, мелки, раскраски с изображением зайцев.
Предварительная работа:
· Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их детенышей, наблюдение за сезонными изменениями в природе.
· Игры с игрушками животных.
· Загадывание и разгадывание загадок.
· Беседы о диких животных и их детенышах, о весне.
· Д/игра, «Кто, где живет?», «Скажи ласково», «Чей хвост», «Животные и их детеныши».
· П/игра «Зайка беленький сидит».
· Чтение стихотворения А.Барто «Зайка», рассказа Е.Чарушина «Зачем зайчику другая шубка?», русских народных сказок.
1. Вводная часть
Учитель с детьми смотрит в окно.
Учитель: Дети, у нас сегодня хорошее настроение! Солнце светит, небо голубое, солнышко стало сильнее пригревать. Снег на крышах тает и образуются сосульки. Дети, как вы думаете, какое время года наступило в природе?
Дети: Весна!
Учитель: А как вы думаете, звери ждут весну?
Хотите отправиться в лес?
Давайте отправимся в лес.
Учитель: Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим друг другу хорошее настроение
И пожелаем доброго дня!
Учитель: Чтобы отправиться в лес нужно одеться: последовательная имитация.
Учитель: На чем же мы поедем в лес?
Дети: На поезде.
Садятся на стульчики друг за другом, и проговаривают слова вместе с учителем.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Учитель: Стоп! Остановка. Вот мы и приехали в лес. Дети, посмотрите, как здесь красиво (Дети выходят из своих вагончиков).
2. Основная часть.
Звучит музыка леса, пение птиц (Оформлен лес из искусственных елочек, с игрушками диких животных: медведь, медвежонок, волк, волчонок, белка, бельчонок, лиса, лисенок, зайчиха, зайчонок)
Учитель: Послушайте, как весело поют птицы, это приходит весна. Какая красивая музыка звучит. Солнышко сильнее стало пригревать, снег тает, бегут ручьи, прилетают птицы, живой мир просыпается:
Учитель: Кто живет в лесу?
Дети: Животные.
Учитель: Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Учитель: Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, устраивают себе жильё, выводят и заботятся о потомстве.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Учитель: Как называется детёныш медведя?
Дети: Медвежонок.
(Рассматривание картинок с изображением медведей с медвежатами).
Слушание песни «Почему медведь зимой спит» https://vk.com/audios76002193.
Учитель: Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел
(Волк)
Волки рыщут по лесу, в поисках добычи. Как называются детёныши волка?
(Рассматривание картинок с изображением волка)
Дети: Детёныш волка –волчонок.
Учитель: Какие сказки вы читали, главным героем которых был волк?
(Ответы детей)
Учитель: С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
(Белка)
Учитель с детьми рассматривают игрушечную белку.
Дети: Детёныш белки –бельчонок-бельчата.
Учитель: Крадется рыжая лисичка, она хитрая! (Имитация движений.)
Дети: Детёныш лисы –лисёнок-лисята.
Учитель: Ой, а кто же тут дрожит!
Кто это?
Дети: Зайчик! (Заранее подготовленный ученик в костюме зайца)
Учитель: Что это у зайчика?
Дети: Уши!
Учитель: Какие уши у него?
Дети: Длинные.
Учитель: Правильно, уши у зайчика длинные.
А это что? (Хвост) Какой хвост у зайки? (короткий). У зайчика длинные уши и короткий хвост.
Учитель: Что с тобой случилось зайчик?
Зайчик: Сейчас, когда солнышко стало сильнее пригревать, снег тает –мне со своими друзьями стало негде спрятаться от лисы, волка, и даже мишка косолапый проснулся и пугает нас. Раньше снег дарил много радости – я прятался в нем, прислушивался к лесным звукам да присматривался – не рыщет ли где-то рядом злой волк. Я очень боюсь лису и волка!
Учитель: Зайчик, не печалься! Дети, поможем зайчику? Спрячем его?
Дети: Да- поможем.
Учитель: Как помочь зайчику? Дети, какое время года наступило? Что нужно сделать зайчику чтобы быть незаметным под кустиками и в травке?
Дети: Весна! Нужно изменить цвет – одеть серую шубку!
Учитель: Зайчик, ты слышал, что тебе дети советуют, чтобы ты поменял шубку на серую, и тогда ты станешь незаметным на травке и в кустиках!
Учитель: А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись!
Физкультминутка «Звери шли на водопой».
Как-то раз лесной тропой, звери шли на водопой. (идут по кругу друг за друг за другом)
За мамой медведицей шли? (медвежата)
(идут в перевалку)
За мамой лисицей крались Кто? (лисята)
(крадутся, на носочках)
За мамою белкой скакали Кто? (бельчата)
(прыгают)
За мамой зайчихой – косые Кто? (зайчата)
(прыгают, сделав ушки из ладоней)
Волчица вела за собою Кого? (волчат)
(крадутся большими шагами)
Все – мамы и дети напиться хотят.
Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.
(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
Учитель: Наш зайка по-прежнему грустный. Сейчас я у него спрошу, что же случилось. Ребята, зайчик рассказал мне на ушко о своей беде. Оказывается, в лесу его ждут зайчата, они не успели поменять цвет шубки. Если вы не поможете, то зайчата не смогут спрятаться от лисы и волка. (Дети подходят к столу, где находятся подготовленные листы бумаги с изображением зайчат)
Учитель: Как же им помочь?
Дети: Нарисуем шубку!
Учитель: Ребята, нам пора возвращаться в класс!
На чем будем возвращаться?
Дети: на самолете!
Учитель: Приготовились-полетели!
Мы в класс прилетели -нужно что сделать?
Дети: Раздеться! Имитация
Учитель: А теперь можем и нашим зайчикам помочь.
Детям предлагается на выбор: гуашь, карандаши, восковые мелки и пастель.
Дети садятся за парты.
Учитель: Как мы это будем делать? (рисовать карандашами, мелками) А какого цвета шерсть у зайчиков весной?
Дети: Серая.
Учитель: Правильно. Серая шубка нужна, чтобы зайца не было видно под кустами и на травке.
Учитель осуществляет показ способов рисования, на листе бумаги, прикрепленном к мольберту.
Учитель: Повторение правил посадки при рисовании.
Педагог помогает (кому это нужно) приемом рука в руке. Свободной рукой придерживаем лист бумаги. Другой рукой держим карандаш (двумя пальцами держим третьим помогаем, держим карандаш чуть выше отточенного края). Дети выбирают зайчика и раскрашивают.
3. Заключительная часть
Выставка работ.
Учитель: Дети, вы молодцы! Замечательные зайчики у вас получились.
Где мы сегодня побывали?
Каких зверей встретили в лесу?
Почему наш зайка был напуган?
Мы помогли зайчатам?
Дети: Да!
Учитель: Как мы помогли зайчикам?
Дети: Шубки для зайцев нарисовали!
Учитель: А какого цвета?
Дети: Серого!
Учитель: Зайчик прискакал из леса, он вас благодарит. Давайте попрощаемся с ним! До свидания, зайчик!
Библиографический список.
1. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. 128 с.
2. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка- Пресс, 2004. 72 с.: ил.
Интернет-ресурсы: http://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-fizminutok/.
Карякина С.А. Конспект занятия внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в первом классе на тему «Путешествие в весенний лес» // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Направление – экологическое воспитание.
Цель: Формирование позиции помощника и защитника по отношению к объектам природы, обогащая экологические знания детей.
Детская цель: Помочь зайчику, стать незаметным от лисы и волка, весной.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
1. Образовательные:
· Формировать и укреплять знания детей о мире природы, устанавливая причинные зависимости.
· Углублять знания детей о жизни диких животных и их детенышей, знания о месте их обитания.
· Закреплять слова – обобщения, обозначающие родовые понятия (дикие животные).
· Закреплять правильное звукопроизношение гласных звуков.
· Закреплять умения называть животных и их детенышей в единственном и множительном числе.
· Продолжать знакомить детей с простейшими способами изобразительной деятельности в рисовании карандашами, мелками, гуашью.
· Обогащать двигательный опыт детей.
2. Развивающие:
· Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
· Развивать коммуникативные способности у детей.
· Развивать речь, внимание, мышление
3. Воспитательные:
· Воспитывать ценностное отношение к природе, интерес к экологическому познанию.
· Проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание игрушек, различные атрибуты.
Словесные: беседа, пояснение, объяснение, вопросы.
Практические: Имитационные движения диких животных, физкультурная минутка, проблемные ситуации: как помочь зайчику, стать незаметным от лисы и волка, весной.
Демонстрационный материал к занятию: искусственные елочки, игрушки, игровой персонаж – зайчик (мягкий, резиновый), корзина, морковка, мольберт. Звуковое оформление – звуки леса.
Раздаточный материал: карандаши, мелки, раскраски с изображением зайцев.
Предварительная работа:
· Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их детенышей, наблюдение за сезонными изменениями в природе.
· Игры с игрушками животных.
· Загадывание и разгадывание загадок.
· Беседы о диких животных и их детенышах, о весне.
· Д/игра, «Кто, где живет?», «Скажи ласково», «Чей хвост», «Животные и их детеныши».
· П/игра «Зайка беленький сидит».
· Чтение стихотворения А.Барто «Зайка», рассказа Е.Чарушина «Зачем зайчику другая шубка?», русских народных сказок.
1. Вводная часть
Учитель с детьми смотрит в окно.
Учитель: Дети, у нас сегодня хорошее настроение! Солнце светит, небо голубое, солнышко стало сильнее пригревать. Снег на крышах тает и образуются сосульки. Дети, как вы думаете, какое время года наступило в природе?
Дети: Весна!
Учитель: А как вы думаете, звери ждут весну?
Хотите отправиться в лес?
Давайте отправимся в лес.
Учитель: Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим друг другу хорошее настроение
И пожелаем доброго дня!
Учитель: Чтобы отправиться в лес нужно одеться: последовательная имитация.
Учитель: На чем же мы поедем в лес?
Дети: На поезде.
Садятся на стульчики друг за другом, и проговаривают слова вместе с учителем.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Учитель: Стоп! Остановка. Вот мы и приехали в лес. Дети, посмотрите, как здесь красиво (Дети выходят из своих вагончиков).
2. Основная часть.
Звучит музыка леса, пение птиц (Оформлен лес из искусственных елочек, с игрушками диких животных: медведь, медвежонок, волк, волчонок, белка, бельчонок, лиса, лисенок, зайчиха, зайчонок)
Учитель: Послушайте, как весело поют птицы, это приходит весна. Какая красивая музыка звучит. Солнышко сильнее стало пригревать, снег тает, бегут ручьи, прилетают птицы, живой мир просыпается:
Учитель: Кто живет в лесу?
Дети: Животные.
Учитель: Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Учитель: Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, устраивают себе жильё, выводят и заботятся о потомстве.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Учитель: Как называется детёныш медведя?
Дети: Медвежонок.
(Рассматривание картинок с изображением медведей с медвежатами).
Слушание песни «Почему медведь зимой спит» https://vk.com/audios76002193.
Учитель: Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел
(Волк)
Волки рыщут по лесу, в поисках добычи. Как называются детёныши волка?
(Рассматривание картинок с изображением волка)
Дети: Детёныш волка –волчонок.
Учитель: Какие сказки вы читали, главным героем которых был волк?
(Ответы детей)
Учитель: С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
(Белка)
Учитель с детьми рассматривают игрушечную белку.
Дети: Детёныш белки –бельчонок-бельчата.
Учитель: Крадется рыжая лисичка, она хитрая! (Имитация движений.)
Дети: Детёныш лисы –лисёнок-лисята.
Учитель: Ой, а кто же тут дрожит!
Кто это?
Дети: Зайчик! (Заранее подготовленный ученик в костюме зайца)
Учитель: Что это у зайчика?
Дети: Уши!
Учитель: Какие уши у него?
Дети: Длинные.
Учитель: Правильно, уши у зайчика длинные.
А это что? (Хвост) Какой хвост у зайки? (короткий). У зайчика длинные уши и короткий хвост.
Учитель: Что с тобой случилось зайчик?
Зайчик: Сейчас, когда солнышко стало сильнее пригревать, снег тает –мне со своими друзьями стало негде спрятаться от лисы, волка, и даже мишка косолапый проснулся и пугает нас. Раньше снег дарил много радости – я прятался в нем, прислушивался к лесным звукам да присматривался – не рыщет ли где-то рядом злой волк. Я очень боюсь лису и волка!
Учитель: Зайчик, не печалься! Дети, поможем зайчику? Спрячем его?
Дети: Да- поможем.
Учитель: Как помочь зайчику? Дети, какое время года наступило? Что нужно сделать зайчику чтобы быть незаметным под кустиками и в травке?
Дети: Весна! Нужно изменить цвет – одеть серую шубку!
Учитель: Зайчик, ты слышал, что тебе дети советуют, чтобы ты поменял шубку на серую, и тогда ты станешь незаметным на травке и в кустиках!
Учитель: А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись!
Физкультминутка «Звери шли на водопой».
Как-то раз лесной тропой, звери шли на водопой. (идут по кругу друг за друг за другом)
За мамой медведицей шли? (медвежата)
(идут в перевалку)
За мамой лисицей крались Кто? (лисята)
(крадутся, на носочках)
За мамою белкой скакали Кто? (бельчата)
(прыгают)
За мамой зайчихой – косые Кто? (зайчата)
(прыгают, сделав ушки из ладоней)
Волчица вела за собою Кого? (волчат)
(крадутся большими шагами)
Все – мамы и дети напиться хотят.
Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.
(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
Учитель: Наш зайка по-прежнему грустный. Сейчас я у него спрошу, что же случилось. Ребята, зайчик рассказал мне на ушко о своей беде. Оказывается, в лесу его ждут зайчата, они не успели поменять цвет шубки. Если вы не поможете, то зайчата не смогут спрятаться от лисы и волка. (Дети подходят к столу, где находятся подготовленные листы бумаги с изображением зайчат)
Учитель: Как же им помочь?
Дети: Нарисуем шубку!
Учитель: Ребята, нам пора возвращаться в класс!
На чем будем возвращаться?
Дети: на самолете!
Учитель: Приготовились-полетели!
Мы в класс прилетели -нужно что сделать?
Дети: Раздеться! Имитация
Учитель: А теперь можем и нашим зайчикам помочь.
Детям предлагается на выбор: гуашь, карандаши, восковые мелки и пастель.
Дети садятся за парты.
Учитель: Как мы это будем делать? (рисовать карандашами, мелками) А какого цвета шерсть у зайчиков весной?
Дети: Серая.
Учитель: Правильно. Серая шубка нужна, чтобы зайца не было видно под кустами и на травке.
Учитель осуществляет показ способов рисования, на листе бумаги, прикрепленном к мольберту.
Учитель: Повторение правил посадки при рисовании.
Педагог помогает (кому это нужно) приемом рука в руке. Свободной рукой придерживаем лист бумаги. Другой рукой держим карандаш (двумя пальцами держим третьим помогаем, держим карандаш чуть выше отточенного края). Дети выбирают зайчика и раскрашивают.
3. Заключительная часть
Выставка работ.
Учитель: Дети, вы молодцы! Замечательные зайчики у вас получились.
Где мы сегодня побывали?
Каких зверей встретили в лесу?
Почему наш зайка был напуган?
Мы помогли зайчатам?
Дети: Да!
Учитель: Как мы помогли зайчикам?
Дети: Шубки для зайцев нарисовали!
Учитель: А какого цвета?
Дети: Серого!
Учитель: Зайчик прискакал из леса, он вас благодарит. Давайте попрощаемся с ним! До свидания, зайчик!
Библиографический список.
1. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. 128 с.
2. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка- Пресс, 2004. 72 с.: ил.
Интернет-ресурсы: http://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-fizminutok/.