Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Карякина С.А. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПЕРВОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС»

Библиографическое описание:
Карякина С.А. Конспект занятия внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в первом классе на тему «Путешествие в весенний лес» // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Направление – экологическое воспитание.

Цель: Формирование позиции помощника и защитника по отношению к объектам природы, обогащая экологические знания детей.

Детская цель: Помочь зайчику, стать незаметным от лисы и волка, весной.

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Программные задачи:

1. Образовательные:

· Формировать и укреплять знания детей о мире природы, устанавливая причинные зависимости.

· Углублять знания детей о жизни диких животных и их детенышей, знания о месте их обитания.

· Закреплять слова – обобщения, обозначающие родовые понятия (дикие животные).

· Закреплять правильное звукопроизношение гласных звуков.

· Закреплять умения называть животных и их детенышей в единственном и множительном числе.

· Продолжать знакомить детей с простейшими способами изобразительной деятельности в рисовании карандашами, мелками, гуашью.

· Обогащать двигательный опыт детей.

2. Развивающие:

· Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

· Развивать коммуникативные способности у детей.

· Развивать речь, внимание, мышление

3. Воспитательные:

· Воспитывать ценностное отношение к природе, интерес к экологическому познанию.

· Проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание игрушек, различные атрибуты.

Словесные: беседа, пояснение, объяснение, вопросы.

Практические: Имитационные движения диких животных, физкультурная минутка, проблемные ситуации: как помочь зайчику, стать незаметным от лисы и волка, весной.

Демонстрационный материал к занятию: искусственные елочки, игрушки, игровой персонаж – зайчик (мягкий, резиновый), корзина, морковка, мольберт. Звуковое оформление – звуки леса.

Раздаточный материал: карандаши, мелки, раскраски с изображением зайцев.

Предварительная работа:

· Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их детенышей, наблюдение за сезонными изменениями в природе.

· Игры с игрушками животных.

· Загадывание и разгадывание загадок.

· Беседы о диких животных и их детенышах, о весне.

· Д/игра, «Кто, где живет?», «Скажи ласково», «Чей хвост», «Животные и их детеныши».

· П/игра «Зайка беленький сидит».

· Чтение стихотворения А.Барто «Зайка», рассказа Е.Чарушина «Зачем зайчику другая шубка?», русских народных сказок.

1. Вводная часть

Учитель с детьми смотрит в окно.

Учитель: Дети, у нас сегодня хорошее настроение! Солнце светит, небо голубое, солнышко стало сильнее пригревать. Снег на крышах тает и образуются сосульки. Дети, как вы думаете, какое время года наступило в природе?

Дети: Весна!

Учитель: А как вы думаете, звери ждут весну?

Хотите отправиться в лес?

Давайте отправимся в лес.

Учитель: Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Подарим друг другу хорошее настроение

И пожелаем доброго дня!

Учитель: Чтобы отправиться в лес нужно одеться: последовательная имитация.

Учитель: На чем же мы поедем в лес?

Дети: На поезде.

Садятся на стульчики друг за другом, и проговаривают слова вместе с учителем.

Загудел паровоз

И вагончики повез:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Учитель: Стоп! Остановка. Вот мы и приехали в лес. Дети, посмотрите, как здесь красиво (Дети выходят из своих вагончиков).

2. Основная часть.

Звучит музыка леса, пение птиц (Оформлен лес из искусственных елочек, с игрушками диких животных: медведь, медвежонок, волк, волчонок, белка, бельчонок, лиса, лисенок, зайчиха, зайчонок)

Учитель: Послушайте, как весело поют птицы, это приходит весна. Какая красивая музыка звучит. Солнышко сильнее стало пригревать, снег тает, бегут ручьи, прилетают птицы, живой мир просыпается:

Учитель: Кто живет в лесу?

Дети: Животные.

Учитель: Как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Учитель: Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, устраивают себе жильё, выводят и заботятся о потомстве.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Учитель: Как называется детёныш медведя?

Дети: Медвежонок.

(Рассматривание картинок с изображением медведей с медвежатами).

Слушание песни «Почему медведь зимой спит» https://vk.com/audios76002193.

Учитель: Зайцы разбегайтесь!

Серый зверь. Спасайтесь!

Он зубами щелк, щелк.

На охоту вышел

(Волк)

Волки рыщут по лесу, в поисках добычи. Как называются детёныши волка?

(Рассматривание картинок с изображением волка)

Дети: Детёныш волка –волчонок.

Учитель: Какие сказки вы читали, главным героем которых был волк?

(Ответы детей)

Учитель: С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

(Белка)

Учитель с детьми рассматривают игрушечную белку.

Дети: Детёныш белки –бельчонок-бельчата.

Учитель: Крадется рыжая лисичка, она хитрая! (Имитация движений.)

Дети: Детёныш лисы –лисёнок-лисята.

Учитель: Ой, а кто же тут дрожит!

Кто это?

Дети: Зайчик! (Заранее подготовленный ученик в костюме зайца)

Учитель: Что это у зайчика?

Дети: Уши!

Учитель: Какие уши у него?

Дети: Длинные.

Учитель: Правильно, уши у зайчика длинные.

А это что? (Хвост) Какой хвост у зайки? (короткий). У зайчика длинные уши и короткий хвост.

Учитель: Что с тобой случилось зайчик?

Зайчик: Сейчас, когда солнышко стало сильнее пригревать, снег тает –мне со своими друзьями стало негде спрятаться от лисы, волка, и даже мишка косолапый проснулся и пугает нас. Раньше снег дарил много радости – я прятался в нем, прислушивался к лесным звукам да присматривался – не рыщет ли где-то рядом злой волк. Я очень боюсь лису и волка!

Учитель: Зайчик, не печалься! Дети, поможем зайчику? Спрячем его?

Дети: Да- поможем.

Учитель: Как помочь зайчику? Дети, какое время года наступило? Что нужно сделать зайчику чтобы быть незаметным под кустиками и в травке?

Дети: Весна! Нужно изменить цвет – одеть серую шубку!

Учитель: Зайчик, ты слышал, что тебе дети советуют, чтобы ты поменял шубку на серую, и тогда ты станешь незаметным на травке и в кустиках!

Учитель: А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись!

Физкультминутка «Звери шли на водопой».

Как-то раз лесной тропой, звери шли на водопой. (идут по кругу друг за друг за другом)

За мамой медведицей шли? (медвежата)

(идут в перевалку)

За мамой лисицей крались Кто? (лисята)

(крадутся, на носочках)

За мамою белкой скакали Кто? (бельчата)

(прыгают)

За мамой зайчихой – косые Кто? (зайчата)

(прыгают, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою Кого? (волчат)

(крадутся большими шагами)

Все – мамы и дети напиться хотят.

Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Учитель: Наш зайка по-прежнему грустный. Сейчас я у него спрошу, что же случилось. Ребята, зайчик рассказал мне на ушко о своей беде. Оказывается, в лесу его ждут зайчата, они не успели поменять цвет шубки. Если вы не поможете, то зайчата не смогут спрятаться от лисы и волка. (Дети подходят к столу, где находятся подготовленные листы бумаги с изображением зайчат)

Учитель: Как же им помочь?

Дети: Нарисуем шубку!

Учитель: Ребята, нам пора возвращаться в класс!

На чем будем возвращаться?

Дети: на самолете!

Учитель: Приготовились-полетели!

Мы в класс прилетели -нужно что сделать?

Дети: Раздеться! Имитация

Учитель: А теперь можем и нашим зайчикам помочь.

Детям предлагается на выбор: гуашь, карандаши, восковые мелки и пастель.

Дети садятся за парты.

Учитель: Как мы это будем делать? (рисовать карандашами, мелками) А какого цвета шерсть у зайчиков весной?

Дети: Серая.

Учитель: Правильно. Серая шубка нужна, чтобы зайца не было видно под кустами и на травке.

Учитель осуществляет показ способов рисования, на листе бумаги, прикрепленном к мольберту.

Учитель: Повторение правил посадки при рисовании.

Педагог помогает (кому это нужно) приемом рука в руке. Свободной рукой придерживаем лист бумаги. Другой рукой держим карандаш (двумя пальцами держим третьим помогаем, держим карандаш чуть выше отточенного края). Дети выбирают зайчика и раскрашивают.

3. Заключительная часть

Выставка работ.

Учитель: Дети, вы молодцы! Замечательные зайчики у вас получились.

Где мы сегодня побывали?

Каких зверей встретили в лесу?

Почему наш зайка был напуган?

Мы помогли зайчатам?

Дети: Да!

Учитель: Как мы помогли зайчикам?

Дети: Шубки для зайцев нарисовали!

Учитель: А какого цвета?

Дети: Серого!

Учитель: Зайчик прискакал из леса, он вас благодарит. Давайте попрощаемся с ним! До свидания, зайчик!

Библиографический список.

1. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. 128 с.

2. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка- Пресс, 2004. 72 с.: ил.

Интернет-ресурсы: http://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-fizminutok/.