Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Золотарёва С.О. РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Библиографическое описание:
Золотарёва С.О. РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

«Кем быть?» актуальный вопрос на все времена. Этим вопросом дети задаётся с самого раннего возраста. А чем старше становится ребёнок, тем острее встаёт этот вопрос. Правильный ответ на него влияет на будущее человека. Чтобы правильно ориентироваться при выборе профессий, нужно начинать с раннего возраста заниматься этим вопросом. Все дети разные, у каждого из них свои определенные способности, поэтому каждый и расположен к изучению определённых предметов. Какие – то предметы ребёнку нравятся, а какие-то он не долюбливает. В будущем любимые предметы могут стать основой выбранной профессии. Для более осознанного выбора во взрослой жизни детей нужно познакомить с максимальным количеством профессий, не только с теми, которые они наблюдают каждый день, но и с профессиями разных людей.

Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является подготовительной, перед работой в основной школе. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека. Формирование готовности к осознанному выбору профессии уже нужно начинать с начальных классов, т.к. в этом возрасте выбор ребенка является промежуточным, но играет немалую роль в формировании интересов, у детей появляется желание «стать кем-то», а дальше детям в старшем звене будет намного легче выбрать профессию на всю жизнь. Прежде всего, необходимо ознакомить обучающихся начальных классов с психологическими особенностями личности, с миром профессий. Создать условия для формирования конкретно-наглядных представлений о профессиях. Научить детей быть ответственными и аккуратными для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Поэтому в начальных классах профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эти представления и создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.

Работа по профориентации в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Первым этапом этой работы становится накопление информации, когда учащиеся знакомятся с профессиями людей, чей труд они наблюдают изо дня в день.

Для данной работы в начальной школе используются различные методы и приемы работы:

1) Рисуночные методики. Этот метод уместен для школьников 1 и начало 2 классов, т.к. они еще не столь свободно владеют письменной речью.

2) Профориентационные игры.

3) Встречи с людьми разных профессий. Большую эффективность дает посещение рабочего места специалиста.

4) Методика неоконченных предложений.

5) Организация экскурсий на предприятия города.

6) Посещение мастер-классов

7) Ведение школьниками «Профессионального портфолио».

8) Классные часы по профориентации.

9) Сочинения, конкурсы, защита проектов.

Очень важно, чтобы дети понимали, как устроены бизнес, коммунальное хозяйство, промышленное производство, система здравоохранения, сельское хозяйство и система образования. Необходимо, чтобы дети начали задавать себе такие вопросы, как:

- Какая сфера деятельности мне наиболее интересна?

- Какие есть предпосылки к тому, что я стану успешным в этой области?

- Что я для этого могу начать делать уже сейчас?

Задавая себе эти вопросы, дети должны понять, что их жизнь – это их ответственность!

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Она помогает получить ученика, владеющего информацией о мире профессий, заинтересованного в развитии своих способностей, т.к. такой ученик на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, такой ученик сможет сам самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы и интернета.

Из вышесказанного можно сделать вывод: чем больше профессий будет знакомо ребёнку и шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.