воспитатель
Лынова Альфия Алиевна
воспитатель
МОУ Детский сад 279 город Волгоград
Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения приобретает особую ценность.
Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе. Это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
«Человек и природа» - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством.
Именно в раннем возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Важным аспектом экологического воспитания на данном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от неживого. Детей необходимо научить правильно, взаимодействовать с растениями и животными, научить участию в создании для них нужных условий.
Одним из условий экологического воспитания детей является правильная организация экологической развивающей предметно – пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Модель экологической развивающей предметно-пространственной среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: «Уголок природы», природный материал, оборудование для трудовой деятельности.
В группе собраны различные игры природоведческого содержания, такие как: «Домашние животные»; «Паровозик для зверят»; «Кто, где живет»; «Времена года» и другие.
В «Уголке книги» подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, овощей, фруктов и т. д. Большое значение также имеет наглядный и демонстрационный материал: муляжи овощей и фруктов; предметные и сюжетные картинки; различные альбомы: «Весна - красна», «Вот и осень», и др.
В «Театральном уголке» подобраны различные маски животных, костюмы для разыгрывания сказок, игр-инсценировок, способствующих познавательному и экологическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
«Центр «Песок - вода» помогает в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка раннего возраста – это игры-экспериментирования с различными предметами и природными материалами.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда прогулочного участка, где оформлены следующие природные зоны: «Сельское подворье», «Искусственный водоем», имеются клумбы с цветами.
Таким образом, созданная в группе и на прогулочном участке эколого-развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает детям познавательную активность, соответствует интересам ребенка, имеет развивающий характер, учит общению, яркому выражению своих чувств.
В последнее время появилось много педагогических технологий, но не все из них абсолютно новы. Передовое, т.е. новое, часто сохраняет в себе много элементов традиционного. Сочетание и применение традиционных и инновационных технологий в воспитании помогут достичь желаемого результата.
Инновации – это новшества, обладающие высокой эффективностью. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
В своей работе по экологическому воспитанию детей раннего возраста мы применяем следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании (аромотерапия, босохождение,), которые обладают мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников;
- технологии исследовательской деятельности (игры с песком, с водой);
- подвижные экологические игры с имитацией движений, звукоподражанием, которые помогают успешно усваивать экологические знания и развиваться физически, формируют волевые качества, укрепляют здоровье, обучают правилам безопасного поведения в природе.
Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её;
- технология экологического воспитания «Экологический театр», которая построена на использовании персонажей русских народных сказок. Их задача - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям и помочь формированию реалистических представлений о природе. Рассказывание экологических сказок с успехом используются в экологическом воспитании, так как дети стараются подражать положительным героям, воспринимают очень эмоционально, что обеспечивает формирование правильного отношения к животному и растительному миру.
Внедряя в работу с детьми раннего возраста метод проектов, можно получить качественно новые результаты в имеющихся условиях, желание любить и оберегать природу, быть наблюдательными, общительными, действовать совместно с другими детьми и взрослыми. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста в образовательном процессе нами, совместно с родителями и детьми реализованы такие проекты, как «Огород на подоконнике», «Солнышко лучистое», «Домашние птицы», которые способствовали повышению речевой, познавательной активности детей, экологическому воспитанию.
В своей работе мы используем показ мультимедийных презентаций «Голоса диких животных», «Времена года», с привлечением иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов, что доставляет детям особое удовольствие.
Одной из интересных форм работы являются природоохранные акции, в которых дети приняли участие вместе со своими родителями:
- «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц);
- «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц);
- «Ёлочка – зелёная иголочка»;
- «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях);
- «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»);
- «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников);
- «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками);
- «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
Ежегодно, осуществляя оценку индивидуального развития малышей можно констатировать следующее: дети научились наблюдать за природными явлениями; обращаются с просьбами, вопросами; проявляют интерес к стихам, песням, сказкам экологического характера. Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес, дети стали более любознательными, охотно экспериментируют, благодаря всему этому у них появилось чувство бережного отношения к природе, ко всему живому. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: инновационные технологии экологического воспитания являются залогом качественного образования детей раннего возраста.