Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ В ПРОГРАММУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ Н.А. ФОМИНОЙ

Борисова Софья Александровна,
инструктор по физической культуре,
МОУ ЦРР № 2,
г. Волгоград
Развитие ловкости и координации движений детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения элементов фитбол-гимнастики в программу сюжетно-ролевой ритмической гимнастики Н.А. Фоминой
На основании статистики выявлено, что в оздоровительных и дидактических целях чаще всего используется мяч. Мяч имеет форму шара. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».
Дошкольный возраст – это тот период в жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма. Именно поэтому актуальной является задача выявления нарушений осанки, поиска эффективных средств, их предупреждение и коррекция.
Федеральные государственные образовательные стандарты к целевым ориентирам дошкольного образования относит такие характеристики личности ребенка, как развитие крупной моторики, развитая потребность бегать, прыгать, физически развиваться, умение детей управлять и контролировать свои движения.
В физическом воспитании детей, мы применяем средства сюжетно-ролевой ритмической гимнастики Фоминой Н.А., это способствует совершенствованию двигательной активности детей и обеспечивает интеграцию двигательной и познавательной сферы дошкольников. При этом мы считаем, что необходимо использовать такие методы и приемы обучения, которые способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия и переработки информации. Именно этим требованиям, на наш взгляд отвечает гимнастика с использованием фитбол-мячей. Упражнения на фитбол-мячах усиливают эффект занятий по физической культуре.
Впервые в РГПУ имени А.И. Герцена авторами Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой была разработана программа по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» для детей дошкольного возраста. Практика доказала, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природный потенциал детей. Таким образом, актуальность работы мы видим в необходимости развития культуры движения детей старшего дошкольного возраста, средствами включения элементов фитбол–гимнастики в организацию физического воспитания. Исходя из этого, определилась цель нашего опыта: внедрить элементы упражнений с фитбол-мячами для развития ловкости и координации движений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевую ритмическую гимнастику.
Задачи:
1. Подобрать и освоить педагогические технологии с элементами фитбол-гимнастики, способствующие повышению двигательной активности и развитию культуры движений детей.
2. Создать условия, способствующие развитию физических качеств (ловкость, координация движения) детей.
3. Апробировать на практике сюжетно-ролевые комплексы, используя элементы упражнений с фитбол-мячами.
В старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма, а также как сигнал для начала и окончания действия. Индивидуальная помощь используется для уточнения посадки на фитболе и для создания правильных мышечных ощущений. Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей.
Свою работу мы разделили на три этапа. На первом этапе (мотивационном) изучив литературу и пособия по данному вопросу, мы пришли к выводу о необходимости повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах организации двигательной активности детей с использованием фитбол – мячей. Для этого были организованы консультации, семинар – практикум, показ презентации открытого занятия.
На основе программы Е.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах» и пособия А.А. Потапчук, Т.С. Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников» были подобраны упражнения и игры с фитбол-мячами.
На втором этапе (организационном) была проведена диагностика развития физических качеств по методике Т.А. Тарасовой и оценка психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич.
Для повышения уровня развития физических качеств создавались следующие условия:
 приобретались фитбол-мячи; аудио и видеоматериалы.
 изготавливались коврики для проведения упражнений с фитбол-мячами.
На данном этапе также разрабатывались перспективные планы для детей старшей и подготовительной группы и определились требования к проведению занятий с фитбол-мячами: мяч подбирается каждому ребёнку по росту, перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч, детям нужно надевать удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
Весь процесс обучения упражнениям мы условно разделили на три части. В первой части - детям даем представление о форме и физических свойствах мяча. Используем такие игровые упражнения, как: прокатывание мяча по полу, по скамейке, похлопывание, броски мяча друг другу и т.д.
Во второй части детей обучаем основным исходным положениям фитбол-аэробики. К ним относятся: положение стоя с мячом (мяч в опущенных руках, мяч перед грудью в вытянутых руках и т.д.), положение приседа с мячом (присед с опорой руками на мяч, колени в стороны; присед с опорой руками на мяч, колени вместе), положение сидя на мяче, положение стоя на коленях.
В третьей части детей обучаем основным динамическим движениям с мячом: ходьба с мячом в руках: бег с мячом в руках; прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук; прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках. На данном этапе детей обучаем образным движениям с фитболами, которые способствуют развитию координационных способностей (в частности равновесия) и ловкости.
Практический этап. Занятия проводятся два раза в неделю. Для создания наибольшего интереса к занятиям подбираются игровые материалы, песенные композиции, подвижные игры. В структуру сюжетно-ролевой ритмической гимнастики тесно вплетены различные виды деятельности с фитбол-мячами.
Результатами работы стало:
- предметно-пространственная развивающая среда пополнилась фитбол-мячами, ковриками для проведения упражнений, аудио и видеоматериалами, картотеками упражнений и подвижных игр с фитболами;
- разработаны перспективные планы работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- проведены мероприятия по повышению уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам организации упражнений с фитбол-мячами.
У детей: повысился уровень развития физических качеств, в частности таких как, ловкость и координация движений; повысилась оценка психомоторного развития.
Следовательно, разработанное планирование упражнений пофитбол-гимнастике достаточно эффективно повлияло на развитие культуры движений, ловкости и координации детей старшего дошкольного возраста.
Данные материалы можно широко использовать в массовой практике как фрагмент непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»; в самостоятельной деятельности детей; в индивидуальной работе с детьми для профилактики и коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата, при проведении досугов, развлечений и при планировании дополнительных образовательных услуг.
Мы уверены, что опыт внедрения элементов упражнений с фитбол-мячами в сюжетно-ролевую ритмическую гимнастику позволят инструкторам по физической культуре:
- развивать физические качества детей;
- облегчить запоминание, сделать исполнение движений более выразительными;
- активизировать все сенсорные каналы восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.
Литература:
1. Верхозина Л.Г., Заикина Л.А. Гимнастика для детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 126 с.
2. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. «Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма». Изд. СПГМУ им. И.П. Павлова, СПб., 2000.
3. Казакевич Н.В., Кузьмина С.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2011.
4. Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2010.
5. Потапчук А.А., Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников». - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.
6. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного возраста «Танцы на мячах». - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008.
7. Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. формирование двигательной сферы детей 5-7 лет: фитбол-гимнастика. - Волгоград: Учитель, 2011. – 159 с.
8. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176 с.
9. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. – М.: Баласс, 2008. – 144 с. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»).
Сентябрь 2021