Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ШАБЛОННОСТЬ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ

Дулова Анастасия Евгеньевна
Воспитатель
Мамаева Татьяна Юрьевна
Педагог-психолог
МБДОУ детский сад «Ёлочка»
Город Черногорск
Как преодолеть шаблонность в детском рисунке
Детские рисунки не являются фактами профессиональной художественной деятельности, однако их необходимо рассматривать как свидетельство умения ребенка графически проявлять сущность своего умозрительного диалога с окружающим миром. Детский рисунок – это и модель познания мира ребенка и средство общения ребенка с окружающим миром. Ученые выделяют несколько функций детского рисунка. В гносеологическом аспекте детский рисунок – это визуальное представление о процессе и результате познавательного освоения ребенком того или иного предмета либо события. В методологическом аспекте детский рисунок – это графическое представление о схеме умственных и физических действий с освоенными предметами либо событий действительности. в коммуникативном аспекте детский рисунок - это графическое представление о возможности общения малыша с окружающим миром.
Рисунки маленьких детей, именуемые специалистами «каракулями», характеризуют фазу выработки своеобразного графического «алфавита», которые затем станут основой графических действий взрослого человека: от письма с его индивидуальностью и неповторимостью подчерка до графических художественных образов мастеров изобразительного искусства. На определенном этапе малыши, определенною каракулю в своем рисунке, вслух обозначают определенным словом, хотя с позиции взрослого рисунок и предмет даже отдаленно не напоминают друг друга. Однако ребенок испытывает удовольствие от рисования потому, что посредством линий-каракулей осуществляет возможность своеобразного «овладения» предметом.
Малыши никогда не копируют внешнее сходства предмета, но создают своеобразную модель познания предмета окружающего мира. Рисунок-модель и рисунок, графически копирующий фрагмент предметной реальности, принципиально разные рисунки. «Маленький художник гораздо более символист, чем натуралист, он нисколько не заботится о полном точном сходстве, а желает только самого поверхностного указания», - писал английский психолог Джеймс Селли по поводу схематичной стадии становления детского рисунка. Например, большее количество маленьких детей, принадлежащих народам, находящихся на разных ступенях общественного развития и живущих в разных природных и социальных условиях, при задаче нарисовать людей обычно изображают человека в виде замкнутой кривой линии с отходящими от нее двумя графическими черточками, в виде «головонога», который репрезентует представление ребенка о человеке. Постепенно, от года к году, представление ребенка о человеке добавляется, и, как следствие, дополняется и расширяется графический образ человека в детском рисунке.
После первых стадий наступает «золотой век» детского рисунка. От стадии каракулей малыши переходят к стадии правдоподобных изображений. Однако на этом этапе неверное педагогическое вмешательство во внутренние процессы становления детского рисунка могут привести к его торможению. Общепонятные в детской среде знаки, стандартные изобразительные формы солнца, домика и тп обеспечивают переход с первой ступени на вторую, ступень схематичных изображений, однако, стадия схемы, в большинстве своем, остается конечным этапом развития детского рисунка. Впечатляющие открытия второго этапа детского рисунка превращаются в автоматизированный ритуал, тормозя, а за частую, вовсе прекращая эволюцию графических образов в детском рисунке. Застывшая изобразительная схема сдерживает развитие воображения, являющейся основой творчества маленького художника. Выработанный изобразительный шаблон удобен ребенку тем что позволяет экономить время и силы для выполнения других задач, но не устроит юного творца в будущем, подвергнется критике, которую ребенок отнесет к своим способностям рисовать и перестанет творить вообще.
А.Е. Фрелина называет закрепление графических образов «рутинерством в детском творчестве». «Многие авторы, - пишет она, исследующие детское творчество, отнимаю «консерватизм» ребенка, его стремление придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и мешают дальнейшему движению вперед. Отмечается также «автоматизм» в повторении усвоенного, что мешает ребенку достаточно интенсивно совершенствоваться и часто приводит к «застою».
Педагогическими исследования доказано: если занятия по изобразительному искусству строится по образцу, предъявленный педагогом как возможный вариант творческого решения, дети, осознанно или нет, копируют его. Такого рода занятия не развивают творческие способности детей, а превращают их в пассивных копировальщиков. Заучивая приемы и образцы рисования, показанные ему в готовом виде, ребенок пополняет свои знания и навыки, но способностей своих не развивает. Такого рода занятия авторитарной педагогике прекращаются в занятия – натаскивания, на которых утрачивается индивидуальность детского графического языка и мышления. Задача педагога на занятии состоит в представлении в необходимых педагогических, психологических и методических условий для создания ребенком своего уникального неповторимого графического образа рисунка.
В задачи обучения должна входить амплификация графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.
Одним из наиболее сложных форм организации художественного опыта дошкольников является художественное экспериментирование как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая художественные задачи и проблемы. Экспериментирование связано с накоплением ребенком опыта проб и ошибок, попытками выхода за пределы заданного и поиском смыслового звена той или иной ситуации. В результате у детей формируется умение принимать и анализировать художественную задачу, раскрывать смысл, выделять внутреннее противоречие, разрешение которого и означает смыслообразующего звена (идеи, образа, способа, типа конструкции и основы сюжета). В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами (природными, художественными), их свойствами и способами воздействия на них.
Одной из действенных технологий развития детского творчества и способа трансформации шаблона детского рисунка является игровая технология. Изобразительная деятельность, как игра, позволяет более глубоко осмыслить интересные для ребенка сюжеты, выстроить эмоциональную вовлеченность, легче освоить новые способы изображения. Одним из игровых способов трансформации устоявшегося шаблона в детском рисунке может стать изобразительный прием изменения масштаба изображаемого предмета. Например, превращение «Рыбы-кит» из сказки Ершова «Конек-Горбунок» в целое село. Следующий игровой способ – поиск новых средств и поиск нового способа применения уже известных предметов и явлений. Педагог может предложить детям самостоятельно видоизменить свои шаблоны: птица может быть «птицей-осенью» с перышками из осенних листьев.
Для полноценной творческой деятельности детей рекомендуется применение самых разных художественных материалов и инструментов изобразительной деятельности. Для процесса полноценной изобразительной деятельности детям должны предлагаться не только традиционные материалы (гуашевые и акварельные краски, карандаши), но и те материалы, которые дети с удовольствием самостоятельно используют в играх (прутики, зубные щетки, ватные палочки). На занятиях по изобразительной деятельности необходимо рисовать пальчиками и ладошками.
Необходимо предлагать детям различные простейшие художественные техники, которые помогают в «игре» с художественным материалом создать неожиданные сюжеты. Это может быть художественная техника граттажа, принта, монотипии. Необходимо предлагать детям в качестве основы рисунка бумагу разных цветов, размеров и форм. Важно то, что разные материалы, инструменты и способы создания образа инициируют детскую экспериментальную деятельность.
Непременным способом преодоления стереотипности графических образов в рисунках детей должна стать различного рода интеграция видов изобразительной деятельности – живописи, лепки, графики, аппликации.
Важным показателем преодоления шаблона в детском рисунке является появление самостоятельной творческой деятельности ребенка. В такой деятельности программа действий, их цель, содержание исходят от детей, насыщенность деятельности зависит от их активности, инициативности, умения самостоятельно использовать приобретенный опыт, творить, придумывать новое.
Август 2021