Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Фетисова Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШ-ЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Фетисова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15, Ростовская область, г. Азов

Библиографическое описание: Фетисова Т.Н. Формирование и совершенствование критического мышления обучающихся в целях повышения качества знаний // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

Современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать, как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения, и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Данная технология позволяет учителю: давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Таким образом, достигая всех необходимых результатов и повышая, таким образом, мотивацию к изучению предмета.

Однако любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.

В основу проведения уроков должна быть положена учебно-познава-тельная деятельность, то есть самостоятельное приобретение учащимися знаний. Каким образом можно этого добиться? Прежде всего отказаться от привычной схемы урока, изменив его структуру. Повторяю, в его основу должна быть положена не пресловутая схема, подчиненная вкладыванию в головы учащихся готовых истин, а самые различные виды учебно-познава-тельной деятельности, которые могут трансформироваться в этапы занятий. Итак, остановимся на этом более подробно.

Структура урока – это своеобразный способ обучения, где построение урока носит обучающий характер и ведет к осознанию учащимися способов познавательной деятельности. Урок состоит из следующих этапов:

1. Этап пробуждения интереса (учеников просят подумать о том, что им уже известно по данной теме, можно им задать вопросы по теме, чтобы установить цели обучения). Для данного этапа используются следующие методы обучения: «мозговой штурм», «ассоциация» (кластеры), «категоричный взгляд», «свободное письмо», «Направленное чтение», «обмен мнениями в парах», «ЗХИ (Знаю, Хочу, Изучаю)», «перемещенные события», «ключевые слова». Необходимо отметить, что перечисленные методы способствуют формированию таких творческих качеств, как высокая готовность памяти, логическое мышление, оригинальность, высокая самоорганизация, любознательность, гибкость мышления, продуктивность воображения.

2. Этап поиска ответов из опыта собственных знаний (ученики находятся на стадиях исследования и поиска знаний, и в результате этой деятельности их знания переосмысливаются, то есть учащиеся ищут информацию относительно предыдущей). Важнейшими методами обучения на этом этапе будут: «аквариум», «дискуссионная карта», «сетчатое обсуждение», «круглый стол», «направленное чтение и обдумывание», «думаем в парах – обмениваемся мнениями», «диаграмма Венна», «развернутая лекция», с помощью которых происходит формирование способностей к свертыванию мыслительных операций, зоркости в поисках проблем, чувства ответственности и умений комбинировать информацию, делать выводы, уклоняться от шаблона.

3. Этап отражения (рефлексия). На данном этапе после дискуссии ученики продумывают полученную информацию, пересматривают свои знания и осмысливаю их на основе интерпретации и исследования, расширяют знакомые понятия. В связи с этим можно использовать «пятистишье» («Синквейн»), «свободное письмо», «диаграмма Венна», дебаты, дискуссию, «сетчатое обучение», «ЗХИ - переосмысление», «круглый стол» («Раунд Робин»), дебрифинг (карточка «выхода»). Этот этап позволяет сформировать привычку систематически трудиться, при этом у них наблюдается выраженная активность, оригинальность, самоорганизация, продуктивность воображения.

Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением самими учащимися процесса познания. Таким образом, учащиеся должны все время учиться в двух уровнях: содержанию (что?), то есть предметному материалу курса, а также процессу изучения содержания (как?). С помощью понимания учащимися содержания и процесса его изучения формируется долговременная память обучения.

При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогиче-ской культуры.

Библиографический список

1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб, 2003. – 192 с.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.:», 2003. – 286 с.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004. – 48 с.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб, 2006.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001, № 4, С.36-40.

6. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление // Методист. 2002, №2.