воспитатель
МБОУ СОШ № 6, г. Серпухов
Мир сильно изменился с тех пор, как появился интернет и современные цифровые технологии. И теперь на формирование представлений ребенка об окружающем мире влияют не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и интернет и медиаресурсы.
Цифровые технологии в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) рассматривают как способ организации современной образовательной среды, которая способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цифровизация дошкольных образовательных учреждений преследует три главные цели: обеспечение качества образования посредством информационных технологий; воспитание интеллектуальной, разносторонне развитой, креативной личности и подготовка дошкольника к цифровым реалиям нашей сегодняшней действительности.
Цифровые технологии – это совокупность технологий, связанных с электронными вычислениями, преобразованием, анализом, хранением и обменом данными. Цифровые инструменты – это организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в процессе цифрового обучения, программные сервисы для создания и дополнения образовательного контента. К ним можно отнести электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов и др. Задачей цифровых инструментов является оптимизация образовательной деятельности.
Преимущества цифровых технологий, обогащающих и дополняющих традиционные дидактические средства, изучены и описаны в зарубежных и российских исследованиях. Цифровая среда делает дошкольный образовательный процесс более наглядным, стимулирует развитие мыслительно-аналитических, исследовательских способностей. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие. Цифровые технологии позволяют моделировать ситуации, с которыми ребенок не может столкнуться в непосредственном опыте, действовать в этих ситуациях. Благодаря быстрой скорости и большим запасам памяти компьютерные технологии позволяют создавать персональные образовательные маршруты на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, делают образование доступным для всех категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. И, наконец, цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Для эффективного использования цифровых технологий и инструментов, педагогам необходимо знать их функциональные и педагогические возможности и уметь их правильно применять в процессе обучения. В основном ЦТ и ЦИ в ДОУ имеют следующие возможности применения:
1. Ведение документации. В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию. Система ЕИСДОУ обеспечивает процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. Для этого используются сетевые сообщества педагогов. Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации.
3. Использование в работе с родителями. Современные родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке с использованием современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp, Telegram и др.
4. Воспитательно-образовательный процесс. Выделяют 4 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий: занятие с мультимедийной поддержкой; занятие с компьютерной поддержкой; диагностическое занятие; дистанционное занятие.
Рассмотрим цифровые инструменты, находящиеся в свободном доступе и возможности их использования. Современные детские сады активно работают со средствами мультимедиа, интернет-ресурсами, цифровыми проекторами, интерактивными досками. Кроме того, имеются специально созданные для обучения дошкольников цифровые устройства. К ним относятся: интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, интерактивные детские Мультстудии, интерактивные полы, интерактивные тумбы, интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями, интерактивные комплексы.
Наиболее доступными на современном этапе в условиях дошкольной организации являются видеотехнологии. К ним относятся научно-популярные фильмы из серии «Мир вокруг нас», обучающие мультфильмы: «Фиксики», «Смешарики», «Мудрые сказки тётушки Совы», «Уроки тётушки Совы». Нередко используются такие типы информационных технологий как виртуальные экскурсии (Музеи Москвы, Zoolife), электронные библиотечные системы, образовательные компьютерные программы («Баба-Яга учится…», «Лунтик» и др.). В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.
Как видим, внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения. Однако при всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникает ряд проблем, из которых можно выделить основные:
1. Материальная база ДОУ. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание мобильных классов, а также приобретение интерактивного оборудования. Программное обеспечение и оборудование зачастую невысокого качества. Имеются проблемы доступности сети Интернет или высокоскоростного соединения.
2. Недостаточная ИКТ – компетентность педагогов. В ДОО, оснащенных компьютерами, около 20% воспитателей групп с детьми в возрасте 3–5 лет и 13% в возрасте 5–8 лет не используют цифровую технику в учебных целях, более 40% в обеих категориях используют редко. Квалификация педагогов не всегда позволяет им самостоятельно формировать развивающую цифровую среду, многие из них относятся к возрастной группе с низкой долей продвинутых пользователей.
3. Защита здоровья ребенка. Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Последствия негативного варианта, когда окружающая среда подменяет самостоятельную работу ребенка воздействием медиасредств, описывались многократно. Основными из них являются: функциональные задержки речи, косноязычие дошколят; потеря познавательного интереса в образовательной ситуации, где образы обладают качествами статичности; нарушения развития психики ребёнка при подмене реального взаимодействия с объектами физического мира его компьютерной симуляцией; проблемы интеграции в систему социальных отношений при полном замещении игры со сверстниками обращением с гаджетом; опасность эмоциональной нестабильности и повышенной тревожности детей. Чрезмерное использование цифровых устройств, продолжительное времяпровождение перед телевизором и компьютером снижает двигательную активность детей; способствует развитию близорукости или миопии, синдрома сухого глаза; негативно влияет на сон; вызывает головную боль.