Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Табаева С.А. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Библиографическое описание:
Табаева С.А. Развитие технического творчества младших школьников через проектную деятельность // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

Говорят, что творческое начало есть в природе каждого человека. Маленькие дети, как известно, исследователи с детства. Их привлекает жажда новых приключении и впечатлений, активный поиск и желание экспериментировать, искать необычное в обычном. Все дети — неутомимые творцы. Они строят фантастические дома и покоряют неизведанные миры, фантазируют, рисуют и поют, конструируют самолеты и звездолеты, создают свое, новое, никому ранее не приходившее в голову. Каждый ребенок - изобретатель. Стремление к исследованию и преобразованию окружающего мира заложено в нас генетически. Заглядывая внутрь любимой игрушки и ломая ее, малыш пытается понять, как она устроена, почему вертятся колесики и крутится пропеллер, почему часы тикают, почему игрушка издает звук? Однако, с годами эта способность у ребенка исчезает, что является большой потерей как для самого человека, так и для общества в целом.

Отечественный психолог Л. С. Выготский писал: «...высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека».

Что такое техническое творчество? Каковы особенности творческой деятельности в области техники учащихся младшего школьного возраста?

Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек экспериментирует и отходит от шаблонов, фантазирует и в итоге создает новый продукт в области искусства, науки, литературы, производства, техники и т. д.

Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской и юношеской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, философские, социологические проблемы.

Техническое творчество - это такая деятельность, в результате которой создаются разнообразные технические объекты (схемы, модели, приборы, всевозможные механизмы). Оно имеет особую значимость, когда речь заходит о современном мире, об активно развивающемся индустриальном обществе и научно-техническом прогрессе.

Техническое творчество повышает интерес школьников к науке и технике, разнообразным явлениям окружающего мира, способствует формированию устойчивых мотивов к учебе и выбору будущей профессии, приобретению необходимых умений, развитию творческих способностей и др.

Таким образом, деятельность учащихся в области техники, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят «йоту нового», представляет не что иное, как техническое творчество младших школьников.

В сегодняшнем мире проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут физическим стрессам и перегрузкам, приносят психологические проблемы и страдания. Человек не всегда справляется с решением возникающих задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, развивать умение быстро ориентироваться в современном мире.

Таким образом, техническое творчество - это процесс, в ходе которого развиваются креативность и самостоятельность, активность и любознательность, пространственное воображение и творческое мышление, формируется интерес к изобретательству и техническим наукам. Дети на практике усваивают знания из области математики, физики, информатики, робототехники; формируется умение работать с чертежами, макетами, публицистической и научной литературой, развиваются навыки пользования техническими и измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями; растет самооценка ребенка, появляется гордость за результаты своего труда и общее дело. Воспитываются такие качества личности, как трудолюбие, активная жизненная позиция, ответственность, целеустремленность, терпение, умение договариваться и доводить дело до конца.

В основе педагогической деятельности лежат как традиционные, так и современные формы, приемы, методы обучения. Метод проектов, основанный на дидактическом принципе, приносит хорошие результаты. Он позволяет дифференцировать педагогические подходы к организации процесса обучения в начальной школе в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, позволяя учесть преобладающее наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру. Метод проектов позволяет проводить обучение с учетом интересов и склонностей детей, помогает открыть для детей их собственные желания и возможности, выявляет скрытые способности. Имея возможность выбора материала для деятельности, дети могут сами определить область объектов своего творческого исследования, выбрать, что им интереснее проектировать – предметы быта или объекты окружающего мира, корабли или машины, самолеты или архитектурные объекты, животных или элементы декора.

Метод проектов позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по уровню подготовленности, учитывая их склонности и интересы. Это дает младшим школьникам опыт коллективной работы, позволяет обмениваться идеями, совместно создавать новое и необычное, дает возможность осознать реальную экономию сил и времени, предоставляемую разделением труда.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения ребенка в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младшего школьника. Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося. Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения.

Проект «Космическая станция»

Авторы Бобрецов Денис (10 лет),

Горочный Арсений (9 лет),

Панинский Максим (10 лет),

учащиеся 3 «А» класса

МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара

Актуальность данной работы обусловлена тем, что космос – обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает неподдельный интерес детей разных возрастов и дает возможность формировать представление об окружающем мире. С помощью конструктора мы создали модель обитаемой космической станции для исследования планет солнечной системы, которая состоит из лаборатории, научно-исследовательского корабля и космомобиля.



На космической станции проводятся эксперименты и исследования, живут космонавты и ученые. Космомобиль используется для перемещения по планетам. Научно-исследовательский корабль помогает перемещаться в космосе от планеты к планете и реализовывать самые смелые космические идеи в дальних экспедициях.

Модель изготовлена с помощью базового набора LEGO EducationWeDo 9580 и ресурсного набора LEGO EducationWeDo 9585.

Проект «Нефтебаза»

Авторы Маркевич Владислав (9 лет),

Яруллина Анна (9 лет),

учащиеся 3 «А» класса

МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара

Макет «Нефтебаза» представляет собой промышленную площадку, на которой расположен станок-качалка, нефтезаливные емкости и промышленные помещения. Станок-качалка — тип наземных приводов глубинных штанговых насосов при эксплуатации нефтедобывающих скважин. Операторы по добыче нефти и газа определяют этот привод как «Индивидуальный механический привод штангового насоса», народное название: «качалка». Первые качалки начали применять почти 100 лет назад. В процессе эволюции многократно совершенствовались, но основной принцип работы остался неизменным. Техническим языком можно описать так: вращательно поступательное движение преобразуется в поток жидкости посредством штангового насоса. Модель «Станок-качалка» совершает возвратно-поступательные движения, передающиеся от двигателя зубчатой передачей.



Макет «Нефтебаза» и моторизированная модель «Станок-качалка» изготовлены с помощью базового набораLEGO Education WeDo 9580 и ресурсного набора набора LEGO Education WeDo 9585.

Проект «Парк развлечений»

Автор Ходаков Анатолий (9 лет),

учащийся 3 «А» класса

МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара



Макет «Парк развлечений» разработан по замыслу, в макете присутствует модель «Танцующие птицы», которая собрана и запрограммирована через приложение в компьютере. Энергия передается от компьютера на мотор, вращающий маленькое зубчатое колесо. Маленькое зубчатое колесо приводит в движение большое зубчатое колесо, установленное на одной оси со шкивом, который поэтому тоже вращается. Сверху на шкиве закреплена птица. На шкив надет ремень. При вращении шкива ремень движется и вращает другой шкив, на который сверху установлена вторая птица. Скорость вращения птиц можно изменять, переставляя ремень с большего шкива на меньший. Чтобы изменить направление вращения птиц, следует перекрестить ремень. Энергия превращается из электрической (компьютера и мотора) в механическую (вращение зубчатых колёс, шкивов, осей и ремней).

Макет «Парк развлечений» изготовлен с помощью базового набора LEGO EducationWeDo 9580 и ресурсного набора LEGO Education WeDo 9585.

Проект «Зоопарк»

Авторы Иванов Степан (10 лет),

Рупосова Дарья (9 лет),

Назаревич Александра (9 лет),

учащиеся 3 «А» класса

МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара



Макет «Зоопарк» представляет собой группу моделей «Лев», «Жираф», «Крокодил», «Морской котик». Для прочности модели «Лев» необходимо обеспечить надёжное зацепление между зубьями маленького и коронного зубчатых колёс. Энергия передается от компьютера на мотор, вращающий маленькое зубчатое колесо, которое вращает коронное колесо. Наклонные зубья коронного колеса меняют направление движения на 90°. Коронное зубчатое колесо насажено на ту же ось, на которой закреплены и передние лапы льва. При вращении оси в том или другом направлении лев садится или ложится. Энергия превращается из электрической (компьютера и мотора) в механическую (вращение зубчатых колёс и оси).

В моделях «Жираф», «Крокодил», «Морской котик» механизм выполнен по принципу работы червячного редуктора. Принцип работы червячного редуктора заключается в характерном сцеплении зубьев вала и колеса. Во время вращения червяка происходит перемещение витков его резьбы вдоль оси, в результате чего зубья червячного колеса продвигаются в этом же направлении.

Материал - базовый набор LEGO EducationWeDo 9580 и ресурсный набор LEGO EducationWeDo 9585.

Решения LEGO® Education для начальной школы помогают организовать увлекательный практико-ориентированный образовательный процесс. Кубики LEGO, робототехнические платформы и методические материалы позволяют пробудить естественную детскую любознательность, помогая развивать важнейшие навыки коммуникации, творческого мышления, совместной деятельности и критического мышления. В ходе увлекательных занятий дети учатся решать задачи и узнают, какое влияние на их повседневную жизнь оказывают естествознание, технологии, инженерия и математика.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Важным результатом проектной деятельности является то, что знания, приобретенные ребятами в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием самой деятельности, они нужны детям и поэтому интересны им. Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой.

Таким образом, проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Хочется отметить и ту значительную роль, которую играет проектная деятельность в профессиональном самоопределении, ведь не секрет, что правильный выбор профессии является одной из главных составляющих жизненного успеха. Это приносит человеку как моральное удовлетворение, так и материальное благополучие. В конечном итоге можно сделать вывод, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/05/01/razvitie-tehnicheskogo-tvorchestva-detey.

3. https://pyatlina-push-ogonek60.edumsko.ru/articles/post/1561051.

4. П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова и др. Развитие технического творчества младших школьников, М.- Просвещение», 1990.

5. https://education.lego.com