педагог-психолог
МКОУ "Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ",
р.п. Белоомут
Введение
В современных условиях ускоренного развития науки и техники, стремительной смены социальных процессов в обществе востребованы мобильные специалисты, способные к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, непрерывному самообучению и самосовершенствованию. Это требует от учреждений профессионального образования подготовки профессионально компетентных специалистов.
Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системы педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний– все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности.
Актуальность темы
В последнее время не вызывает сомнения актуальность обсуждения вопроса организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и внедрения инклюзивной практики в образовательные организации. Подтверждением тому является увеличение количества обучающихся с особыми образовательными потребностями. А также повышение просвещенности родителей (законных представителей) в вопросах получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью. В соответствии со ст.44 п.3.1 ФЗ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) вправе выбирать организации, осуществляющие образовательную деятельность. Поэтому увеличивается количество родителей детей с ОВЗ, которые отстаивают свое желание на посещение ребенком образовательной организации, расположенной в непосредственной близости к месту жительства.
Таким образом, изменение контингента обучающихся в образовательных организациях требует формирования педагога «нового типа», способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Развитие профессиональной компетентности педагогов, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося – актуальная проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы.
Цель: рассмотреть влияние компетентности педагога на качество создания развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
· проанализировать литературу по данной проблеме;
· рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
· определить, какие компетенции педагога – психолога необходимы при сопровождении учебно- воспитательного процесса школы – интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Теоретическая основа проблемы
Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. Вопросы профессиональной подготовки учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья исследовали Н.А.Бессмертная, А.Д.Гонеев, Е.А.Стребелева. Профессиональная компетентность может рассматриваться как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности (В.М. Пугачев, 2000). С точки зрения О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицыной профессиональная компетентность рассматривается как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей».
Таким образом, профессиональная компетентность педагога в сфере организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя как специальный набор знаний и умений, так и эффективность их применения в реальной образовательной практике.
Практическая значимость: практическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть использована для выступления на педагогическом совете.
Основная часть
Пункт 1. Теоретический анализ развития профессиональной компетенции педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ
«Не дай Вам Бог жить во время перемен», - гласит древняя китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Время перемен– это время величайших возможностей! Важно войти в них, а это значит быть со временем, «оказаться во времени».
Актуальность вопроса компетенции педагога очевидна: учитель, воспитатель желающий изменить своего ученика, воспитанника должен в первую очередь меняться сам.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Рассматривая сущность профессиональной компетентности непосредственно педагога, учитывая, что проблема стала разрабатываться сравнительно недавно, ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Так, по мнению В.Л. Сластенина, И.Ф.Исаева и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности», при этом основу структуры компетентности учителя составляют многочисленные психолого – педагогические умения, характеризующие эту готовность.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Т.е., педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать более высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимым условием повышения качества педагогического процесса, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
К определению понятия «Профессиональная компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.
Процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии:
Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
Вторая стадия - сознательная некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).
Третья стадия - сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).
Четвёртая стадия - бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
Воспитательно-образовательному;
Учебно-методическому;
Социально-педагогическому.
Рассмотрим первое направление - воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
· осуществление целостного педагогического процесса;
· создание развивающей среды;
· обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Осуществление целостного педагогического процесса.
Четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания школьников с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Создание развивающей среды.
Предметно-развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы, класса.
Например, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: планируется весь маршрут передвижения ребенка по школе, все режимные моменты и их обеспечение.
Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно-развивающей среды является наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей.
Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.
Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи педагогов с того момента, как ребенок переступает порог образовательного учреждения. Каждого вновь поступившего на работу педагога знакомят с должностной инструкцией, которой должно руководствоваться на протяжении всего рабочего времени. Компетентный в этом отношении педагог работает без травм на протяжении многих лет.
Второе направление - учебно-методическая деятельность воспитателя в группе с детьми ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности:
знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;
умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания детей.
Третье направление - социально-педагогическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности:
1.Консультативная помощь родителям;
2.Создание условий для социализации детей;
3.Защита интересов и прав.
Работа с родителями одно из сложнейших направлений в работе педагогов. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребенка с ОВЗ в учреждение. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи.
Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с особенностями развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.
По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.
Пункт 2. Компетентностный педагог-психолог в учебно-воспитательном процессе школы- интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Педагог-психолог – это специалист из числа педагогических работников, который осуществляет профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное развитие и обеспечение успешной социализации и самореализации обучающихся, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, защиту прав детей и подростков, предупреждение отклонения в их развитии и поведении.
Профессиональная компетентность педагога-психолога – сложное психологическое образование, которое включает в себя систему личностных и профессиональных характеристик.
Для успешной профессиональной деятельности педагога – психолога требуются устойчивая и адекватная самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, самоуважение и уверенность в себе, устойчивая мотивация, ответственность, самостоятельность, умение анализировать и др. Основные критерии профессионализма психолога: наличие жизненной и профессиональной позиции; понимание приоритетных направлений развития (с учетом специфики учреждения); умение самостоятельно формулировать цели, задачи, выбирать формы работы; прогнозировать результат; вести документацию; профессионально грамотно составлять документы; работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий; организовать взаимодействие с участниками образовательного процесса и другими учреждениями; участие в психологических семинарах, научно-практических конференциях.
В чем же должна проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога в учебно-воспитательном процессе школы-интерната?
1. Психодиагностическая компетенция. Умение решать психодиагностические задачи в соответствии с запросами участников образовательного процесса, потребностями организации индивидуальной коррекционной работы (формулирование задач и психодиагностического исследования, подбор и обоснование пакета психодиагностических методик; организация и проведение исследования, статистическая обработка и интерпретация результатов).
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в школе – интернате я, как педагог – психолог, выстраиваю свою работу в соответствии с перспективным планом работы на учебный год. Вся деятельность ведется по основным направлениям: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультативно- экспертная работа, психологическое просвещение и профилактическая работа, организационно-методическая работа.
Для проведения диагностики, использую только апробированные методики, подходящие для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям). Психодиагностическая компетенция помогает выявить проблемы личностного развития, определить индивидуальные особенности и склонности личности обучающихся, потенциальные возможности в профессиональном самоопределении, а также выявить причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации, а также проблем в самореализации. Также результаты диагностики используются как составляющая индивидуальных консультаций. Имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у школьников.
2. Консультативные компетенции. Умение оказывать консультативную помощь классным руководителям, учителям-предметникам, воспитателям, а также родителям (законным представителям) по вопросам развития, коррекции поведения, улучшению школьной мотивации, формирования адекватной самооценки обучающихся и т.д.
Я как, педагог – психолог в течение учебного года систематически провожу консультации со всеми субъектами образовательной среды, с целью поиска возможных путей решения возникающей проблемы, разработки и выдачи рекомендаций. При реализации консультативного направления проводятся индивидуальные консультации по запросу родителей (законных представителей), педагогов, администрации; а также групповые в виде выступления на общешкольных родительских собраниях. Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделяется вопросам профориентации и личностной самореализации. При оказании помощи обучающимся в выборе профессии учитываются мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы.
3. Психокоррекционные и развивающие компетенции. Умение составлять программы и вести индивидуальную коррекционную работу с учащимися, в т. ч. с детьми, находящимися в социально опасном положении и т. д. по исправлению (корректировке) особенностей личности и поведения обучающегося, которые приводят к психологическим проблемам. Данные специальные компетенции позволяют реализовать такое направление работы педагога-психолога как психологическая коррекция и развивающая работа.
В течение учебного года с обучающимися проводится коррекционно-развивающая работа по решению следующих задач:
ü обеспечение успешности адаптации обучающихся,
ü формирование психологического здоровья,
ü снижение уровня тревожности, агрессивности,
ü формирование коммуникативной культуры, развития коммуникативных, социальных навыков,
ü развитие учебной мотивации,
ü профилактика девиантного, суицидального поведения,
ü профориентация (профессиональное самоопределение и самореализация в обществе).
Коррекционно – развивающая работа начинается с разработки коррекционо – развивающих программ, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Ежедневно проводятся коррекционно - развивающие занятия, направленные на развитие личностной и эмоционально – волевой сфер, а также занятия на снятие эмоционального напряжения, занятия с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие коммуникативных навыков - доброжелательного отношения друг к другу, умения вести диалог, устанавливать контакт, развитию личностных качеств, что способствует успешной самореализации обучающихся в обществе.
4. Психопрофилактические компетенции. Умение транслировать психологическую информацию с использованием традиционных и интерактивных форм, передавать психологические знания и навыки на доступном уровне различным группам участников образовательного процесса (содействие адаптации и предупреждению дезадаптации, оказание помощи семье, в эффективном воспитании детей, создание благоприятного психологического климата в группах и коллективах и т. п.).
Данные компетенции, я реализовываю следующих формах: в виде профилактических бесед, выступлений на родительский собраниях, педагогических советах, методических объединениях, семинарах.
В течение учебного года ведется профилактическая работа по ЗОЖ, направленная оказание психологическое воздействия, в результате которого у учащихся формируется внутренний «иммунитет» к наркотикам, алкоголю и табакокурению и вырабатывалась способность не поддаваться влияниям, провоцирующим принятие данных веществ.
Много времени уделяется профилактике суицидального поведения и буллинга среди детей и подростков. В рамках этого проводятся тематические классные часы, направленные на ознакомление с данной проблемой. Систематически проводится профилактическая работа с обучающимися состоящими на ВШУ и КДН и ЗП, а также с обучающимися склонными к агрессии, конфликтному поведению.
Для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей педагогу-психологу необходимо владеть профессиональными компетенциями. Компетенции позволяют оказывать целенаправленное воздействие на учебно – воспитательный процесс в школе - интернате и социально-личностное развитие обучающихся, осуществлять рефлексивную оценку психологической практики в образовательном процессе и проектировать путь профессионального роста.
Профессионально-важные качества – компетенции – позволяют педагогу-психологу эффективно решать задачи в динамических условиях профессиональной деятельности. Становление и развитие профессиональных компетенций происходит в процессах постоянного профессионального образования и практической деятельности.
Заключение
Рассмотрев влияние компетентности педагога на качество создания развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ, можно сделать вывод, что совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень профессиональной компетенции должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Таким образом, профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.
Список литературы
1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. «Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. –М.: Генезис, 2012г.
2. Методические материалы по обеспечению психолого- педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ограниченными возможностями. г.Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014г.
3. «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях»: Методические рекомендации/ Отв. ред. С.В.Алехина.- М.: МГППУ, 2012г.
4. «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»: Методические рекомендации для учителей начальной школы/ Под ред.Е.В.Самсоновой.-М.: МГППУ, 2012г.
5. Федеральный Закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».