Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Заикина З.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Заикина Зоя Афанасьевна
учитель начальных классов, Частное общеобразовательное учреждение "Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского", Республика Хакасия, г. Абакан

Библиографическое описание: Заикина З.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Многие наши современники не в состоянии отличить добро от зла. Между тем, точно так же, как существуют законы материального мира, существуют и действуют законы мира духовного.

В Православной гимназии имени святителя Иннокентия Московского города Абакана, формирование нравственно-духовных ценностей, является важнейшим условием формирования целостной личности. Наличие четких моральных ориентиров-необходимое условие воспитания гимназистов.

Вся работа педагогического коллектива направлена на решение этих задач. Каковы же пути решения их?

Уроки нравственности, дети получают на Евангельских чтениях, которые мы называем уроками доброты. Ребята открывают для себя личности святых Серафима Саровского, Иоанна Русского, Ксении Петербургской, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и др.

После таких уроков дети становятся терпимее друг к другу и окружающим, начинают критически относиться к каждому своему поступку.

Работа с концептами на уроках литературы еще одно направление по формировании духовно-нравственных качеств личности ученика.

Анализ идейного содержания художественного произведения через морально- этические, культурологические концепты православия, закладывают основы нравственного и духовного развития. Дети работают с такими концептами, как «совесть», «добро», «честь», «святость», «благо», «любовь». Разработана и внедрена в практику нашей работы такая интересная форма как «Беседы у Лампадки» с элементами театрализации. С замиранием сердца слушают дети диалог князя Дмитрия Донского с Сергием Радонежским, запоминают слова: «Иди, княже, дело правое, ты победишь». Очень часто дети настолько серьезно переживают текст своего повествования, говорят настолько эмоционально, искренно, что невозможно остаться равнодушными. Вся работа осуществляется в рамках проекта «История Отечества в судьбах великих людей».

Сложилась уже и система подготовки мероприятия: выбирается имя, начинается поиск дополнительного материала, печатается иллюстративный материал из интернета, проводятся беседы, уроки, обсуждение прочитанной книги, рисуются схемы великих сражений, готовится мультимедийное сопровождение, оформляются постеры и кластеры. Дети погружаются в ту или иную эпоху, а завершается все выступлением – спектаклем.

Ратные подвиги благоверного князя Александра Невского, Дмитрия Донского, легендарных полководцев А.В Суворова, М.И Кутузова, Г.К Жукова вызывает желание у детей поближе узнать их биографию, понять, что заставило их связать свою судьбу с судьбой Отечества, совершать беспримерный гражданский подвиг. Такие примеры вдохновляют детей, формируют твердый характер, воспитывают мужественность,выносливость, стойкость, все хотят стать сильными и смелыми и обязательно быть десантниками или пограничниками. Приобщить детей к традиционным ценностям отечественной культуры помогают Детские Свято- Иннокентьевские Чтения «Одаренные дети – будущее России», проводимые при поддержке Министерства образования и науки Республики Хакасия образования и науки Республики Хакасия.

На чтениях представляют свои проблемно-поисковые, проблемно- реферативные, исследовательские работы учащихся 1-11 классов.

Форум проводится с 2008 года по восьми номинациям. Выступая на секциях «Клуба юных историков», «Клуба лингвистов», «Клуба юных исследователях», «Юных богословов», у ребят раскрывается духовно- нравственный потенциал. Это настоящий праздник творчества, праздник укрепления христианской веры. Все работы детей, представленные на чтениях, объединяет любовь и гордость за нашу Родину, за народ.

Выступления с благодарностью и гордостью говорят о людях, которые достигли высокого духовного совершенства, терпели скорби, лишения, не жалели жизни ради победы добра над злом.

Узнавать – значит расти. Ведь человек тогда растет духовно, когда учится, ищет, делает свои открытия.

Вот и началась у нас в гимназии поисковая деятельность, целью которой стало создание проекта рукописных страниц «Защита страны- гордость семьи»

«Моё военное детство»- очень интересная страничка для рукописного детского журнала!

Творческие проекты, фестивали, пасхальные и рождественские праздники, беседы, уроки- такая многоплановая деятельность педагогического коллектива ведет к духовному совершенствованию и развитию как учителей, так и детей.

Ведь будущее любого общества, его сила, целиком зависят от нравственного облика подрастающего поколения.