Библиографическое описание:
Харитонова А.С. Коррекция детских страхов и тревожности детей c ОВЗ // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Аннотация: Образовательное учреждение посещают дети с различными особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны педагога, учителя-дефектолога и других специалистов. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Обычно лишь к седьмому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о так называемых тревожных детях
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста аспекты изучения коррекции тревожности, как сопутствующего фактора при ОВЗ.
Ключевые слова: коррекция, страх, тревога, тревожность, ОВЗ.
В настоящее время растёт число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны педагогов. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Обычно лишь к седьмому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Здесь говорится о «тревожных» детях.
Тревога является малозаметной, но при этом самой опасной эмоцией человека, а тревожность, как особенность личности, самым патогенным свойством. Определения тревоги неразрывно связаны с понятием страха. Одни считают тревогу легкой формой страха. Другие считают тревогу комплексным понятием, включающим в себя страх, печаль, вину и стыд.
Страх имеет вполне конкретную и осознаваемую причину, в то время как причина тревоги может быть не объяснимой и не осознаваемой.
Но если страх является неизбежной эмоциональной окраской нашей жизни. Постепенно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти.
Тревожность представляет собой особое эмоциональное состояние, проявляющиеся в неопределенных случаях, когда человек чувствует опасность, находится в состоянии тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Именно в школьном возрасте у большинства детей возникает наибольшая выраженность страхов, чувство тревоги, что вызвано не столько эмоциями, а пониманием самой опасности. Поэтому рассмотрение механизмов возникновения и развития тревожности, его устранения должно проводиться совокупно: на протяжении всего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что уровень тревожности ребенка имеет вполне конкретное влияние на процесс, возможности и методы его воспитания и обучения [7, с. 20].
Однако у ребенка с ограниченными возможностями, на долю которого выпало немало эмоциональных потрясений и психических травм, связанных с непохожестью, не типичностью, проблема исследования тревоги является актуальной и практически не исследованной. В связи с тем, что в настоящее время закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми, статус этих детей изменился, и необходимость изучения проблем детей с ограниченными возможностями, связанная с адаптацией их в социуме, является очевидной.
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе и дефектологической помощи. Такие дети постоянно находится в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии прерывного напряжения, граничащего со стрессом. Основная трудность работы с тревожными детьми (ОВЗ) заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными.
Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания, низкий уровень восприятия, снижена познавательная активность, медленно перерабатывают полученную информацию. Речь часто выражена слабо, произношение не разборчивое [7, с. 342]. Вследствие возникает не сформированность дефектологических предпосылок к овладениям полноценными навыками учебно-воспитательной деятельности. И таким образом, возникают трудности в усваивании материала, умении работать в определенном темпе и главное - не умение контролировать свои переживания и эмоциональные всплески.
В специфику системы коррекции детей с ОВЗ входит максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер нарушений, но и возраст детей [3, с. 25].
В целях выявления и изучения тревожного поведения у детей c ОВЗ было проведено исследование. В исследовании приняли участие 10 детей с ОВЗ возрасте 7-9 лет. Обследование детей проходило в 3 этапа:
На первом этапе проведены диагностические беседы с педагогами для уточнения и изучения эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ.
На следующем этапе проходила диагностика для выявления уровня тревожности детей с ОВЗ по следующим методикам:
1. «Паровозик» Велиева С В, по выявлению тревожности у школьников;
2. Незаконченные предложения Сакса-Лави модификация А.Б.Орлова.
При анализе данных обследования выявлено, что у большинства детей с ОВЗ 4 (37%) с негативное состояние высокой степени, то есть наличие тревожности, как сопутствующего фактора дефектологического состояния.
Наряду с полученным результатом, было выявлено, что у остальных оппонентов отмечается средняя степень негативного дефектологического состояния – тревожного состояния (см. рис.1)
Рис. 1. Результаты данных по методике «Паровозик» (уровень тревожности).
По данным следующей методики «Незаконченные предложения» (см. приложение 3), было выявлено наличие тревожности у 5 детей с ОВЗ. В процентном соотношении - 45% (см. рис.2).
Рис. 2. Результаты по методике «Незаконченные предложения»
Таким образом, в общем соотношении данных по результатам исследования (методики - «Паровозик», «Незаконченные предложения») было выявлено, что у 5 детей с ОВЗ в полной мере отражаются тревожные страхи и беспокойства, то есть имеется высокий уровень тревожного состояния.
И по результатам исследования, в целях эффективного снижения уровня тревожности у детей была разработана коррекционно-развивающая программа. Программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы для работы детьми.
В результате реализации Программы предполагалось, что проведенный курс занятий, поможет ребенку с ОВЗ справиться с тревожностью, поможет преодолеть трудности в поведении и в формировании новых положительных качеств.
Так на завершающем этапе была проведена контрольная диагностика по определению степени эффективности формирующего этапа исследования. В результате анализа данных повторной диагностики было выявлено, что уровень тревожности снизилась на - 17 %, высокий уровень тревожности выявлено только у 3 (28%) (см рис. 3.4).
1. Высокий уровень тревожности отмечен у 3 (38) из 10 детей с ОВЗ.
2. Средний уровень тревожности, то есть нормативные показатели у 7 школьников – 64%.
Рис. 3. Сравнительные данные по методике «Паровозик»
Рис.4.Сравнительные данные по методике «Незаконченные предложения»
Помимо этого, был использован математический анализ (по критерию Фишера) для утверждения значимости результатов и проверки гипотезы.
(см. рис. 6)
«Есть эффект»:
«Нет эффекта»:
Суммы
Количество испытуемых
Количество испытуемых
Первичная диагностика
5 (45.5%)
6 (54.5%)
10 (100%)
Контрольная диагностика
3 (27.3%)
8 (72.7%)
10 (100%)
- Системно использованная рабочая программа способствовала к возникновению предпосылок формирования адекватной самооценки, уверенности, уменьшился (на 17%) скованность и боязливость. Дети стали более активными раскрепощенными, исчезают мышечные зажимы в области лица и шеи и пр.
· Дети с ОВЗ нуждаются в специальных занятиях по устранению, в системе коррекционного воздействия важно использовать приемы, которые отображают эффективность коррекционного процесса в целом. Использование сочетания методических приемов с игровыми упражнениями.
Таким образом, коррекция проявлений тревожности у школьников, должна строиться комплексно, с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник. Психологическая коррекция / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.
2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / С.В. Велиева.- СПб: Речь, 2007.
3. Веранса А.Н. Индивид. Психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов / А. Н Веранса. - М.: Издательство «Мозаико - Синтез», 2012. - 342 с.
4. Илларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет [Текст] / И.В. Илларионова // Психология. - 2011, № 3. - С. 152-155.
5. Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / [Текст] З.Н.
Харитонова А.С. Коррекция детских страхов и тревожности детей c ОВЗ // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Аннотация: Образовательное учреждение посещают дети с различными особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны педагога, учителя-дефектолога и других специалистов. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Обычно лишь к седьмому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о так называемых тревожных детях
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста аспекты изучения коррекции тревожности, как сопутствующего фактора при ОВЗ.
Ключевые слова: коррекция, страх, тревога, тревожность, ОВЗ.
В настоящее время растёт число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны педагогов. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Обычно лишь к седьмому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Здесь говорится о «тревожных» детях.
Тревога является малозаметной, но при этом самой опасной эмоцией человека, а тревожность, как особенность личности, самым патогенным свойством. Определения тревоги неразрывно связаны с понятием страха. Одни считают тревогу легкой формой страха. Другие считают тревогу комплексным понятием, включающим в себя страх, печаль, вину и стыд.
Страх имеет вполне конкретную и осознаваемую причину, в то время как причина тревоги может быть не объяснимой и не осознаваемой.
Но если страх является неизбежной эмоциональной окраской нашей жизни. Постепенно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти.
Тревожность представляет собой особое эмоциональное состояние, проявляющиеся в неопределенных случаях, когда человек чувствует опасность, находится в состоянии тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Именно в школьном возрасте у большинства детей возникает наибольшая выраженность страхов, чувство тревоги, что вызвано не столько эмоциями, а пониманием самой опасности. Поэтому рассмотрение механизмов возникновения и развития тревожности, его устранения должно проводиться совокупно: на протяжении всего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что уровень тревожности ребенка имеет вполне конкретное влияние на процесс, возможности и методы его воспитания и обучения [7, с. 20].
Однако у ребенка с ограниченными возможностями, на долю которого выпало немало эмоциональных потрясений и психических травм, связанных с непохожестью, не типичностью, проблема исследования тревоги является актуальной и практически не исследованной. В связи с тем, что в настоящее время закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми, статус этих детей изменился, и необходимость изучения проблем детей с ограниченными возможностями, связанная с адаптацией их в социуме, является очевидной.
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе и дефектологической помощи. Такие дети постоянно находится в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии прерывного напряжения, граничащего со стрессом. Основная трудность работы с тревожными детьми (ОВЗ) заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными.
Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания, низкий уровень восприятия, снижена познавательная активность, медленно перерабатывают полученную информацию. Речь часто выражена слабо, произношение не разборчивое [7, с. 342]. Вследствие возникает не сформированность дефектологических предпосылок к овладениям полноценными навыками учебно-воспитательной деятельности. И таким образом, возникают трудности в усваивании материала, умении работать в определенном темпе и главное - не умение контролировать свои переживания и эмоциональные всплески.
В специфику системы коррекции детей с ОВЗ входит максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер нарушений, но и возраст детей [3, с. 25].
В целях выявления и изучения тревожного поведения у детей c ОВЗ было проведено исследование. В исследовании приняли участие 10 детей с ОВЗ возрасте 7-9 лет. Обследование детей проходило в 3 этапа:
На первом этапе проведены диагностические беседы с педагогами для уточнения и изучения эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ.
На следующем этапе проходила диагностика для выявления уровня тревожности детей с ОВЗ по следующим методикам:
1. «Паровозик» Велиева С В, по выявлению тревожности у школьников;
2. Незаконченные предложения Сакса-Лави модификация А.Б.Орлова.
При анализе данных обследования выявлено, что у большинства детей с ОВЗ 4 (37%) с негативное состояние высокой степени, то есть наличие тревожности, как сопутствующего фактора дефектологического состояния.
Наряду с полученным результатом, было выявлено, что у остальных оппонентов отмечается средняя степень негативного дефектологического состояния – тревожного состояния (см. рис.1)
Рис. 1. Результаты данных по методике «Паровозик» (уровень тревожности).
По данным следующей методики «Незаконченные предложения» (см. приложение 3), было выявлено наличие тревожности у 5 детей с ОВЗ. В процентном соотношении - 45% (см. рис.2).
Рис. 2. Результаты по методике «Незаконченные предложения»
Таким образом, в общем соотношении данных по результатам исследования (методики - «Паровозик», «Незаконченные предложения») было выявлено, что у 5 детей с ОВЗ в полной мере отражаются тревожные страхи и беспокойства, то есть имеется высокий уровень тревожного состояния.
И по результатам исследования, в целях эффективного снижения уровня тревожности у детей была разработана коррекционно-развивающая программа. Программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы для работы детьми.
В результате реализации Программы предполагалось, что проведенный курс занятий, поможет ребенку с ОВЗ справиться с тревожностью, поможет преодолеть трудности в поведении и в формировании новых положительных качеств.
Так на завершающем этапе была проведена контрольная диагностика по определению степени эффективности формирующего этапа исследования. В результате анализа данных повторной диагностики было выявлено, что уровень тревожности снизилась на - 17 %, высокий уровень тревожности выявлено только у 3 (28%) (см рис. 3.4).
1. Высокий уровень тревожности отмечен у 3 (38) из 10 детей с ОВЗ.
2. Средний уровень тревожности, то есть нормативные показатели у 7 школьников – 64%.
Рис. 3. Сравнительные данные по методике «Паровозик»
Рис.4.Сравнительные данные по методике «Незаконченные предложения»
Помимо этого, был использован математический анализ (по критерию Фишера) для утверждения значимости результатов и проверки гипотезы.
(см. рис. 6)
«Есть эффект»:
«Нет эффекта»:
Суммы
Количество испытуемых
Количество испытуемых
Первичная диагностика
5 (45.5%)
6 (54.5%)
10 (100%)
Контрольная диагностика
3 (27.3%)
8 (72.7%)
10 (100%)
- Системно использованная рабочая программа способствовала к возникновению предпосылок формирования адекватной самооценки, уверенности, уменьшился (на 17%) скованность и боязливость. Дети стали более активными раскрепощенными, исчезают мышечные зажимы в области лица и шеи и пр.
· Дети с ОВЗ нуждаются в специальных занятиях по устранению, в системе коррекционного воздействия важно использовать приемы, которые отображают эффективность коррекционного процесса в целом. Использование сочетания методических приемов с игровыми упражнениями.
Таким образом, коррекция проявлений тревожности у школьников, должна строиться комплексно, с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник. Психологическая коррекция / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003. - 496 с.
2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / С.В. Велиева.- СПб: Речь, 2007.
3. Веранса А.Н. Индивид. Психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов / А. Н Веранса. - М.: Издательство «Мозаико - Синтез», 2012. - 342 с.
4. Илларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет [Текст] / И.В. Илларионова // Психология. - 2011, № 3. - С. 152-155.
5. Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / [Текст] З.Н.